на главную страницу

16 Апреля 2002 года

Планета людей

Вторник

Полуостров противостояния

Владимир КУЗАРЬ.



Нынешний апрель вновь привлек внимание общественности к Корейскому полуострову. И причины тому веские. Это - и произошедшая в понедельник катастрофа китайского лайнера "Боинг-67" при подлете к южнокорейскому городу Пусан. Трагедию, повлекшую за собой гибель более 150 пассажиров, связывают с предстоящим через шесть недель чемпионатом мира по футболу, который пройдет одновременно в Южной Корее и Японии. И в этой связи не исключается акт международного терроризма. Это и празднование в КНДР 90-летия со дня рождения основателя страны Ким Ир Сена. Как сообщается, для участия в мероприятиях по этому поводу впервые собрались гости из широкого круга стран. И этот факт тоже говорит о многом. Однако наиболее важным наблюдатели считают все же то, что в начале месяца в Пхеньяне побывал специальный представитель президента Южной Кореи, который провел переговоры с северокорейскими официальными лицами. И, хотя на них стороны продемонстрировали нежелание кардинально пересматривать свою политику в отношении друг друга, тем не менее этот визит дал повод говорить о возобновлении после полугодового перерыва межкорейского диалога. А вместе с тем и породил у мирового сообщества надежду на определенные перспективы в нормализации отношений Севера и Юга.

Разделенные стеной
Вот уже более 50 лет их разделяет глубокая пропасть, а вернее сказать, железобетонная стена шириной в 10 метров и высотой 5 метров. Ситуация не изменилась и за десятилетие, прошедшее после окончания "холодной войны". За это время мир уже успел пережить немало перемен, а демаркационная линия по 38-й параллели, по которой и проложена эта стена, так и остается "самым пугающим местом на Земле", как назвал границу между двумя корейскими государствами в 1999 году тогдашний президент США Билл Клинтон.
Дело в том, что почти как никакой другой регион мира Корейский полуостров оказался на перекрещении устремлений всех современных или потенциальных великих держав XXI века - США, СССР/России, Китая и Японии. У каждой из них здесь собственные интересы и намерения, особенно в области безопасности, свои рычаги влияния на одну из сторон. Именно этот фактор не только закрепил раскол Кореи, но и привел к войне между Севером и Югом в 1950-1953 годах. Именно он во многом способствовал тому, что оба корейских государства все эти полвека жили в постоянном страхе друг перед другом и жестком противоборстве, заставлял их вести прямо-таки немыслимые военные приготовления. В результате полуостров оказался превращен в два военных лагеря с огромным потенциалом уничтожения.
Особенно в этом преуспела Северная Корея, которая главные свои усилия направляла и до сих пор направляет на "вооружение всего народа", "превращение территории страны в неприступную крепость", как об этом говорят ее лидеры. Что касается первого направления, то в КНДР создан военный резерв численностью в 4.700 тысяч человек. На практике это означает, что все они состоят на учете и проходят регулярную подготовку в военизированных формированиях. Резервисты сведены в бригады, батальоны, роты и взводы, имеют на вооружении легкое стрелковое оружие, минометы и зенитные средства. При объявлении чрезвычайного положения в стране все они в возрасте от 14 до 60 лет обязаны в течение первых несколько суток стать под ружье.
Если говорить о "неприступной крепости", то, по оценкам иностранных специалистов, вся страна, особенно ее южные районы, представляет собой сплошную зону инженерных сооружений. К ним следует отнести в первую очередь многочисленные подземные укрепления, тоннели, склады. Утверждается, что прорыто около 20 тоннелей протяженностью в несколько километров, связывающих тыловые районы с зоной демаркационной линии. Несколько лет назад мне представилась возможность самому побывать здесь в одном районе обороны батальона. Он устроен прямо в горе, при этом боевые позиции стрелков и артиллерии скрыты за поворачивающимися и раздвигающимися скалами.
Не менее впечатляют и вооруженные силы страны, в которых подготовка солдат ведется под лозунгом "Один против ста". Корейская народная армия насчитывает 1.055.000 человек и включает 20 корпусов, в том числе бронетанковый, 4 механизированных, 12 пехотных, корпус войск специального назначения и другие. На вооружении сухопутных сил находятся 4.000 танков, 2.500 бронетранспортеров, 3.500 орудий буксируемой артиллерии, 4.500 самоходных артиллерийских установок и еще множество других вооружений и военной техники. ВВС подразделяются на 3 воздушных корпуса, которые включают 3 бомбардировочных полка, 15 истребительно-бомбардировочных и один истребительный полк, а также ракетные части и подразделения. Они располагают 593 боевыми самолетами и 30 боевыми вертолетами. ВМС имеют два флота и 510 боевых кораблей и катеров, в том числе 26 дизельных подводных лодок, а также 40 сверхмалых подводных лодок, предназначенных для проведения специальных операций.
Большинство боевой техники советского (российского) и китайского производства, а также продукция отечественной оборонной промышленности. По оценке специалистов, многие из них устаревшего типа и испытывают недостаток в запчастях. Вместе с тем Северная Корея старается развивать собственное ракетостроение. В частности, налажено производство ракет класса "поверхность - поверхность" типа "Нодон-1" с дальностью стрельбы свыше 1.000 км, "Скад - В/С", "Фрог - 5/ - 7", класса "поверхность - корабль" "Самлет" и "Сылкуорм", а также противотанковых ракет и зенитных переносных комплексов. Завершается разработка баллистических ракет средней и большой дальности действия "Нодон-2", "Нодон-3", "Тэпходон". Испытание одной их них в 1998 году, когда ракета пролетела над Японией и упала в море, вызвала довольно нервозную реакцию в ряде стран. Во многом она объяснялась и тем фактом, что в районе Йонбен созданы предприятия по обогащению ядерного топлива, до средины 90-х действовал графитовый реактор мощностью 5 МВт, строились еще два таких реактора мощностью 50 и 200 МВт. Что давало основание некоторым специалистам утверждать о наличии у КНДР ядерного оружия.
Вооруженные силы Республики Корея по сравнению с КНА имеют меньшую численность - 672 тысячи человек. Хотя по подготовленному резерву Юг не уступает Северу - все те же 4,5 миллиона готовы по первому приказу стать под ружье. А по составу вооружений и военной техники даже превосходит, как оценивают специалисты, его. Финансовые возможности Южной Кореи позволяют ей закупать самые современные виды вооружений. Так, сухопутные силы располагают 2.130 танками (в том числе 80 Т - 80У), 80 БМП-3, 2.400 БТР, 3.500 буксируемых орудий, 6.000 минометов, 710 ПЗРК, 110 ПУ ЗУР "Хок", 550 вертолетов АА (из них 143 боевых).
На вооружении ВВС 480 боевых самолетов (в том числе более 100 F-16С/D), ПУ ЗУР "Найк Геркулес", "Усовершенствованный "Хок" и другие. ВМС состоит из трех флотов, морской авиации, морской пехоты и имеет 9 подводных лодок проекта 209/1200, 11 сверхмалых подлодок, 8 эсминцев УРО, 9 фрегатов УРО, 5 ракетных и 83 патрульных катера, 11 танкодесантных кораблей, а также минно-тральные, транспортные и спасательные корабли и катера.
Военный потенциал Южной Кореи подкрепляется и американскими войсками, расположенными на ее территории. Их численность составляет свыше 36 тысяч человек, в том числе в сухопутных силах - 27 тысяч и в ВВС - 8.800 человек. Группировка располагает 90 боевыми самолетами типа F-16, А-10, ОА-10, МН-S91, а также, как считают эксперты, определенным количеством ядерного оружия. Между вооруженными силами Южной Кореи и американскими войсками отлажено тесное взаимодействие, которое поддерживается в ходе повседневной деятельности и проверяется на ежегодных совместных учениях. Причем некоторые из них носят широкомасштабный характер, который позволяет Пхеньяну говорить о ведущейся подготовке к развязыванию агрессивных боевых действий.
Следует особо подчеркнуть, что военное противостояние Севера и Юга проходит в условиях постоянных провокаций, многочисленных угроз в адрес друг друга, демонстрации силы. А в 1999-м дело дошло до прямых столкновений военных моряков двух государств, которое, наверное, по чистой случайности не переросло в более жесткую конфронтацию. В то же время все попытки четырехсторонней комиссии, куда входят представители США, Китая, КНДР и Южной Кореи, так и не привели к урегулированию проблемы Корейского полуострова.
При свете солнечных лучей
2000 год мог стать в этом плане переломным. Во всяком случае для этого были созданы, пожалуй, все условия. И главное из них - в июне состоялась первая межкорейская встреча на высшем уровне. Почему она стала возможной после стольких десятилетий вражды? Несомненно, прежде всего потому, что к власти на Севере и Юге пришли новые руководители. И Ким Ир Сен, и Ким Дэ Чжун отбросили идеологические шоры и решили стать на путь практического объединения страны, положив в основу своей политики прагматизм. При этом Пхеньян, оставшийся после развала СССР без советской экономической помощи, в то время как страна год за годом подвергалась различным природным катаклизмам, что приносило ей голод и разруху, рассчитывал позаимствовать у Юга технологии и капиталовложения "для развития своей инфраструктуры и промышленности". Со своей стороны Южная Корея с объявленной Ким Дэ Чжуном "политикой солнечных лучей" в отношении Севера получила бы доступ к северокорейской дешевой рабочей силе и богатым природным ресурсам, к "новому рынку для сбыта своей продукции". Думается, оба корейских лидера, возможно, в большей степени Ким Дэ Чжун, пришли и к пониманию, что объединение страны - единственный способ предотвратить сползание полуострова к новой, еще более кровопролитной войне.
К этому времени произошли и некоторые изменения в позициях стран, имеющих собственные интересы на Корейском полуострове. Известно, что Россия последовательно выступает за мирное урегулирование корейской проблемы, так как заинтересована в стабильности у своих границ. При этом Москва исходит из того, что нужно иметь по возможности сбалансированные корректные отношения с обоими государствами и на этой базе содействовать межкорейскому примирению и нормализации отношений между Севером и Югом. Именно поэтому, имея традиционные добрососедские связи с Северной Кореей, наша страна стала интенсивно развивать отношения и с Сеулом. А неожиданный для многих визит Президента РФ Владимира Путина в Пхеньян только повысил авторитет России в выстраивании межкорейского диалога.
Положительно отнесся к нему и Китай, хотя до этого он настороженно подходил к идее объединения Кореи. Но, после того как Сеул встал в вопросе о Тайване на сторону Пекина, у китайского руководства не осталось никаких веских причин для сохранения прежних прохладных отношений с Южной Кореей. В то же время растущее число беженцев из КНДР и успехи Пхеньяна в создании ракетного оружия со всей очевидностью показали Пекину необходимость срочной стабилизации на полуострове.
Несколько схожа с китайской и японская позиция в этом вопросе. Токио всегда с известной долей настороженности относился к возможному объединению Кореи. Уже сейчас 60 процентов южкорейского экспорта находится в прямой конкуренции с японскими товарами. В случае объединения Севера и Юга Япония получает еще более серьезного торгового конкурента. Но, после того как над головами японцев пролетела северокорейская баллистическая ракета, Токио готов поддержать любое объединение, только бы оно смогло взять под свой контроль военный арсенал КНДР.
А вот то, что администрация Клинтона высказалась в пользу межкорейского диалога, было для многих наблюдателей неожиданно и нелогично в свете всей предыдущей американской политики на полуострове. Тем не менее в пользу такого процесса высказалась Мадлен Олбрайт, посетившая Пхеньян. Готовился с этой целью и визит в КНДР самого Билла Клинтона. Стремясь найти тому объяснение, некоторые эксперты сходились к мысли, что Клинтон хотел войти в историю как президент-миротворец. А поскольку эта его миссия провалилась на Ближнем Востоке, то он намеревался снискать себе славу миротворца на Корейском полуострове.
Как бы там ни было, в Пхеньяне состоялась встреча двух корейских лидеров. Она завершилась принятием Совместной декларации, в которой было закреплено обоюдное их стремление к объединению страны. Из практических мер на этот счет предусматривались на первых порах ответный визит северокорейского лидера в Сеул, соединение железных и автомобильных дорог Севера и Юга, создание на территории КНДР совместной экономической зоны и воссоединение семей. Но ничего этого не было претворено в жизнь. Почему?
Одной из главных причин тому стало вмешательство в межкорейский диалог Вашингтона. Приход к власти администрации Джорджа Буша, которая взяла курс за гегемонию США в мировой политике, привел к пересмотру американской позиции в отношении возможного объединения Кореи. Уже в ходе первой встречи Джорджа Буша с Ким Дэ Чжуном в Вашингтоне американский президент дал понять, что США не устраивают условия объединения страны, которые выдвинул Пхеньян. И, в частности, вывод американских войск с Корейского полуострова. Кстати, этого требуют и 60 процентов южнокорейцев, причем 10 процентов из них выступают за немедленный уход "джи ай" с территории Южной Кореи. Естественно, это неприемлемо для Вашингтона, выступающего за расширение военного присутствия США в разных регионах мира. Тем более в непосредственной близости к Китаю, который рассматривается Америкой как наиболее вероятный конкурент на пути к мировому господству. Кроме того, перспективы общекорейского урегулирования во многом лишали бы аргументов американских сторонников создания системы национальной противоракетной обороны. А также системы ПРО на ТВД, которую США так усиленно навязывают Японии и Южной Корее.
Поэтому вовсе не случайно администрация Буша вскоре причислила Северную Корею к "странам-изгоям" со всеми вытекающими из этого последствиями. А затем уже в январе нынешнего года присоединила КНДР к "оси зла", которая-де угрожает миру оружием массового уничтожения и которая может быть подвергнута ядерной атаке со стороны США. Пхеньян отреагировал незамедлительно, заявив, что эти высказывания равносильны объявлению войны. Тем не менее, находясь в феврале с визитом в Сеуле, американский президент вновь выступил с резким предупреждением северокорейскому руководству по поводу того, что КНДР продолжает развивать технологию создания оружия массового уничтожения. Или взять учения ВВС США, которые прошли 21-27 марта на Корейском полуострове. По сообщению Центрального телеграфного агентства Кореи, в них ежедневно принимали участие до 120 самолетов, а на завершающей части - по 180. И, комментируя этот факт, агентство подчеркивает, что "маневры свидетельствуют, что США остаются привержены идее уничтожить КНДР одним превентивным ударом после того, как Вашингтон назвал Северную Корею следующей после Афганистана целью антитеррористической войны".
Альтернативы нет
Все это невольно подводит к мысли, что Вашингтон намеренно провоцирует северокорейское руководство с целью заставить его хлопнуть дверью и не продолжать диалог между Севером и Югом. И тем не менее диалог, похоже, возобновляется. Да другого и быть не может. Альтернативы мирному урегулированию корейской проблемы, объединению страны нет. Конечно, такую небольшую страну, как КНДР, можно взять измором, голодом, блокадой, изоляцией, но кому это принесет пользу? Во всяком случае ни самому корейскому народу, ни его соседям, ни планете в целом. Тем более что мировой опыт свидетельствует, что политика грубого давления часто приводит к обратным результатам: сплочению населения вокруг своего лидера и готовности в поисках выхода из создавшейся ситуации на самые крайние меры.
Поэтому урегулирование корейской проблемы должно происходить мирным, ненасильственным путем, без вмешательства извне. Надо дать Северу и Югу возможность самостоятельно, о чем, в частности, и говорится в Совместной декларации двух корейских лидеров, решать свою проблему. И не приходится сомневаться, что они найдут, может быть, не столь быстро, как многим бы хотелось, а по размеренному восточному графику верный путь к объединению Кореи и снятию напряженности в этом регионе мира. У России же, если это произойдет, не только станет спокойнее у ее дальневосточных границ, но и появится, во всяком случае хотелось бы надеяться, сильный, дружески настроенный партнер в Азиатско-Тихоокеанском регионе.


Назад

  Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки на сайт и упоминания имени
   автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Aport Ranker