на главную страницу

17 Апреля 2002 года

Тема номера

Среда

ВРЕМЯ КОВАТЬ НОВЫЕ ДОСПЕХИ

Этому должна предшествовать коренная реформа ОПК

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ, "Красная звезда".



На вопросы "Красной звезды" отвечает член Комитета Государственной Думы РФ по собственности, лидер партии "Возрождение" Евгений ИЩЕНКО
  - Евгений Петрович, проблемы российской "оборонки", судя по всему, не утратят своей актуальности еще долго?
- Я не так давно был в Чечне, разговаривал с людьми, видел состояние техники и вооружения нашей группировки войск на Северном Кавказе. В итоге сделал для себя однозначный вывод: пришло время ковать новые доспехи.
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) всегда играл ключевую, я бы сказал, системообразующую роль в экономике нашего государства и в жизни целых регионов страны. В наши дни, когда рыночные отношения в России набрали силу, мы должны еще раз подумать, как использовать преимущества рыночного хозяйства для прорывного развития ОПК, для развития отрасли, где традиционно велика была роль государства.
В силу обвального сокращения в начале 90-х годов объемов государственного оборонного заказа значительно уменьшились и объемы производства. Под угрозой распада оказались целые отрасли, такая, например, как боеприпасная. Сокращение оборонного заказа в условиях отсутствия рыночных механизмов, неэффективность государственного управления, свертывание с 1996 года работ по конверсии неизбежно привели к критическому состоянию ОПК. Поэтому вся логика недавних решений высшего военно-политического руководства государства - принятие Концепции национальной безопасности, Военной доктрины и так далее - абсолютно понятна и прозрачна.
Но до принятия важных решений необходимо было выяснить причины, сдерживавшие развитие "оборонки". Их, как показала жизнь, несколько. В первую очередь - структурная избыточность ОПК, неудовлетворительное финансово-экономическое состояние, неполная занятость персонала и низкий уровень заработной платы работников отечественной "оборонки", которая на треть меньше, чем среднероссийская. В свою очередь это вызывало снижение уровня квалификации и старение кадров (средний возраст занятых в оборонном производстве людей составляет почти 60 лет). И, наконец, это происходило на фоне старения основных производственных фондов. Все это в совокупности создавало реальную угрозу национальной безопасности и заставило приступить к разработке, принятию и реализации государственной политики в области развития оборонно-промышленной политики на длительную перспективу.
- И они, как известно, были приняты.
- Да. 30 октября прошлого года на совместном заседании Совета безопасности и президиума Госсовета были рассмотрены "Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". Уже 10 ноября Президент России Владимир Путин утвердил этот документ.
Что главное в "Основах..."? Впервые сделан акцент на том, что развитие оборонно-промышленного комплекса относится к числу высших приоритетов политики государства. В документе, которому суждено стать программным на десять, а то и более лет, предусматривается повышение эффективности госрегулирования и контроля деятельности ОПК, совершенствование инновационной, социальной, региональной политики, законодательного обеспечения, решительное обновление материально-технической базы. И, наконец, определена прежде всего главная стратегическая цель оборонной политики России, которая заключается в обеспечении надежного и эффективного функционирования ОПК как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики, способного удовлетворить потребности как в современных вооружениях и военной технике, так и в продукции двойного и гражданского назначения.
- Чем, кроме обеспечения обороноспособности страны, обоснована приоритетность развития ОПК?
- Оборонно-промышленный комплекс России насчитывает более полутора тысяч организаций и предприятий, расположенных на территории 72 субъектов РФ. От уровня его развития зависит техническое перевооружение практически всех основных секторов экономики - транспорта, телекоммуникаций, ТЭКа, здравоохранения и других. Немаловажен и социальный аспект - в 32 субъектах страны расположены 129 градообразующих организаций "оборонки". В таких регионах, как Удмуртская Республика, Кировская, Нижегородская и Владимирская области, Санкт-Петербург, Хабаровский край, Москва и Московская область, экономическая роль предприятий ОПК играет определяющее значение.
Не менее значима и доля ОПК в производстве высокотехнологичной продукции. "Оборонка" - это 100 процентов отечественной космической, авиационной и электронной техники, оптического приборостроения, промышленных взрывчатых веществ. Это более двух третей судостроения, радиоэлектронной аппаратуры, средств связи. Даже медицина более чем наполовину "завязана" на ОПК. Кроме этого, ОПК играет ведущую роль в экспорте наукоемкой машиностроительной продукции и технологий. Комментарии, думаю, излишни.
- Наиболее важной сегодня является задача создания интегрированных холдингов. Процесс этот далеко не простой...
- Действительно, итогом реформирования отечественной оборонной промышленности станет формирование на базе 1.700 предприятий ОПК примерно 50 крупных холдингов. Планируется, что на втором этапе эти концерны будут интегрированы в еще более крупные гражданско-военные объединения. Укрупнение будет сопровождаться сокращением числа предприятий, выполняющих военный заказ, - специалисты считают, что даже с учетом роста внутренних и экспортных возможностей такого количества оборонных производств не нужно. По предварительным прогнозам, останется примерно половина наиболее эффективных из существующих сегодня предприятий. Естественно, что при реструктуризации будет учитываться программа вооружений, которая принята, а сами холдинги будут создаваться на базе экспортно-ориентированных военных заводов.
- У этой концепции есть и противники, считающие, что свертывание высокодоходного военного производства неоправданно?
- Мало кто знает, что примерно половину нынешней продукции ОПК нельзя назвать военной при всем желании, а для некоторых предприятий доля оборонного заказа не является решающей. К примеру, в подмосковной "оборонке" лишь 30 предприятий из 170 вообще имеют гособоронзаказ, превышающий половину от общего объема производства, а на крупнейшем "Уралвагонзаводе" он составляет всего 1,5 процента от производственных мощностей. Так что наметившийся процесс масштабного вовлечения оборонной промышленности в гражданскую сферу экономики просто все более набирает обороты.
- Что-то уж больно оптимистическая получается картина.
- Говорить о том, что все проблемы отечественной "оборонки" решены, было бы неправильно. Хотя отечественный ОПК на протяжении трех последних лет демонстрирует положительную динамику основных показателей деятельности. Приведу только несколько цифр. По данным экспертов партии "Возрождение", выпуск и реализация продукции в отрасли в прошлом году росли быстрее, чем в целом по промышленности, примерно в полтора раза, а по прогнозу Минпромнауки, в этом году объемы производства в "оборонке" увеличатся примерно на 16 процентов. Есть и другие достижения - за 2000-2001 годы государственный оборонный заказ увеличился в два раза. Еще более важно, что план его финансирования в целом выполняется.
Но "болевые точки" все же остаются. В этом смысле показательны данные Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, согласно которым из 57 крупнейших предприятий отрасли да и страны в целом лишь каждое пятое является платежеспособным (аналогичный показатель по экономике в целом - 25 процентов). На пороге же банкротства стоят 116 стратегически значимых предприятий.
Причины кроются в высоком уровне налог
ов, который порождает проблему старения основных производственных фондов, которая постепенно становится узловой для "оборонки". Износ производственной базы в ОПК составляет от 60 до 82 процентов. При этом темпы обновления оборудования едва дотягивают до одного процента в год при необходимых 6-7.
В условиях технологического рывка, который делает сегодня Запад, такая ситуация грозит полной потерей конкурентоспособности. "Оборонщики" видят выход в решительном уменьшении налоговой базы и направлении высвободившихся средств на развитие. Думается, это верный вывод.
- А чем живут сегодня предприятия отрасли?
- Недавно я побывал в Челябинской области. Так вот, там "оборонщики" до сих пор не знают, в каком объеме им предстоит выполнять гособоронзаказ в 2002 году. Более того, с начала года деятельность областных предприятий ОПК тормозится, так как их руководители все еще не получили официального подтверждения заказов от государственных структур на производство военной продукции.
Следует также отметить, что в январе-марте нынешнего года впервые за несколько лет около шести процентов произведенной на южноуральских оборонных предприятиях гражданской продукции осталось невостребованной. Исходя из такой ситуации, законодательное собрание Челябинской области в конце марта рассмотрело эту и другие проблемы ОПК и направило обращение в адрес Правительства РФ с просьбой ускорить решение этого вопроса. Наряду с этим депутаты законодательного собрания предлагают увеличить сроки реструктуризации кредиторской задолженности предприятий оборонно-промышленного комплекса региона по налогам и сборам перед федеральным бюджетом. Понять их можно - на сегодня общая задолженность по налогам и сборам в госбюджет более 30 предприятий оборонно-промышленного комплекса, действующих на территории региона, составляет более трех миллиардов рублей.
Но, думаю, в самое ближайшее время ситуация выправится, и определенное руководством государства требование профинансировать гособоронзаказ в течение первого полугодия на 40 процентов будет выполнено неукоснительно. Да и Государственная Дума со своей стороны должна помочь ОПК. На сегодняшний день в разработке находятся два законопроекта, которые могли бы изменить к лучшему существующее положение. Один из них касается холдингов, другой определяет порядок создания и функционирования финансово-промышленных групп. Эти документы также могли бы помочь российской "оборонке" расправить крылья.


Назад

  Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки на сайт и упоминания имени
   автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Aport Ranker