на главную страницу

17 Апреля 2002 года

Пульс планеты

Среда

ВОПРОС О "ДВАДЦАТКЕ", ПОХОЖЕ, РЕШЕН

Алексей ЛЯЩЕНКО.



Довольно неожиданный импульс к развитию получили попытки России и НАТО сформировать "новые отношения". После того, как российский Президент Владимир Путин, будучи в Германии, вновь предложил Западу не рассматривать Россию как "чужеродный элемент", этот самый Запад в лице председателя совета министров Италии Сильвио Берлускони, недавно побывавшего с визитом в Сочи и Москве, сделал целый ряд важных заявлений. Особого внимания заслуживает его предложение лидерам стран НАТО и России собраться в конце мая этого года в Италии и подписать документ о "новых отношениях" России и Североатлантического альянса - в формате "двадцатки".
Владимир Путин, как сообщается, провел телефонные переговоры с премьер-министром Великобритании Тони Блэром, который приветствовал предложение итальянского коллеги. Обсудил этот вопрос российский Президент и с президентом США Джорджем Бушем, который неожиданно поддержал идею саммита в Риме. До этого момента на протяжении практически полугода с момента обнародования инициативы Тони Блэра о преобразовании отношений России и НАТО в формат "двадцатки" американский президент, в частности, и официальный Вашингтон, в целом крайне неодобрительно высказывался о таких перспективах.
Складывается впечатление, что Буш решил разрубить гордиев узел неурегулированных вопросов с Россией. Ведь саммит в Риме может состояться менее чем через неделю после российско-американской встречи в верхах в Москве, на которой предполагается решить несколько проблем, в частности, связанных со стратегической стабильностью и вопросами сокращения стратегических наступательных вооружений. А взаимоотношения России и НАТО, в которых первую скрипку играют именно США, по-прежнему остаются скорее проблемой, чем просто нерешенным вопросом двусторонних отношений Москвы и Вашингтона. "Этот саммит обозначит новые отношения, развивающиеся между Россией и Западом, между Россией и НАТО и, конечно же, между Россией и Соединенными Штатами", - заявил американский президент по поводу встречи лидеров стран НАТО и России в Риме.
Переговоры о преобразовании отношений России и Североатлантического альянса идут довольно интенсивно уже несколько месяцев. Стороны готовят документ о "двадцатке", который, как ожидается, может быть парафирован на встрече НАТО-Россия на уровне министров иностранных дел в Рейкьявике 14-15 мая. Предполагалось, что это соглашение может быть подписано на ноябрьском саммите глав государств НАТО в Праге, на котором также и стало бы известно, какие из 11 стран-кандидатов в НАТО получат приглашение к переговорам о вступлении в альянс. Теперь, выходит, события в подготовке соглашения о "двадцатке" резко активизировались, "российский" вопрос переносится с ноября на май. Но проблема расширения НАТО на Восток, особенно за счет непосредственного постсоветского пространства, по-прежнему остается для Москвы актуальной. Вот и сейчас, на фоне всех прорывных инициатив Запада министры обороны Латвии, Литвы и Эстонии отчитались в Берлине перед главой бундесвера о готовности своих государств к членству в НАТО, а примерно за месяц до этого они также втроем посетили с подобной миссией Вашингтон, где им была обещана всяческая поддержка.
Поскольку вопрос о "двадцатке", похоже, уже решен, остается главное - определить круг проблем, которыми она будет заниматься. Но именно здесь и возникают наибольшие сложности. Судя по сообщениям, в Брюсселе намерены обозначить три группы вопросов, в решении которых степень участия России как полноправного члена "двадцатки" была бы разной.
Первая группа - такие вопросы, как, скажем, бюджет, организационное устройство, применение статьи 5-й Североатлантического договора и так далее относятся исключительно к компетенции стран-членов НАТО. "Двадцатка", и соответственно Россия, к решению таких вопросов допущена не будет априори. Во второй группе вопросов, к которой хотят отнести борьбу с международным терроризмом, организацию миротворческих операций, проблемы нераспространения оружия массового уничтожения и ракетных технологий, а также вопросы гуманитарного сотрудничества, например, по линии российского МЧС, Россия получит право голоса наравне со всеми другими странами-членами НАТО. А вот в третьей группе - это вопросы типа расширения альянса - НАТО также намерена действовать самостоятельно или точнее после консультаций с Россией. Однако в данном случае такие консультации для Москвы остаются во многом бесполезными, так как НАТО оставляет за собой право прислушаться к ним или нет. Естественно, это не может устроить Россию. Ведь расширение НАТО - это ни какой-то просто организационный вопрос, а проблема, непосредственно касающаяся европейской безопасности в целом и российской, в частности. А посему и в рассмотрении его наша страна должна иметь право решающего голоса.


Назад

  Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки на сайт и упоминания имени
   автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Aport Ranker