на главную страницу

18 Апреля 2002 года

Пульс планеты

Четверг

КРЫМ РАЗРЫВАЕТ "ДУГУ НЕСТАБИЛЬНОСТИ"

Владимир МОХОВ, "Красная звезда".



Ситуация в Крыму в последнее время вызывала немало поводов для беспокойства. Прокомментировать ее мы попросили заместителя председателя Совета министров автономной республики, профессора Таврического национального университета Владимира КАЗАРИНА.

- Владимир Павлович, перспективы развития общественно-политической ситуации на полуострове неотделимы от характера российско-украинских отношений. Даже международная научно-практическая конференция, состоявшаяся недавно в Ялте, называлась "Новое в российско-украинских отношениях. Крымский пример"...
- Еще года три назад такая конференция здесь пройти не могла. В украинской политической элите были вполне реальные силы, которые бы не дали ей состояться. В первую очередь это бывший премьер и нынешний лидер прозападного блока "Наша Украина" Виктор Ющенко. В Крыму он печально прославился тем, что год назад, проехав по полуострову, прямо из машины по телефону дал указание... менять все дорожные указатели, переписывая их по-украински. Так, например, "Приятное свидание" через неделю превратилось в "Приемно побачиння"...
Сейчас реалии изменились. Такие люди, как Ющенко, Жулинский, Драч, ушли из органов исполнительной власти Украины. И спокойный, заинтересованный разговор о проблемах российско-украинских отношений в Крыму стал возможен. Мало того, как вы знаете, объявлен Год Украины в России, а 2003-й станет Годом России на Украине. Президент Кучма заявляет, что русский язык никогда не был и не будет на Украине иностранным.
- Как вы все же оцениваете нынешнюю ситуацию на полуострове?
- Самое главное, что характеризует ситуацию в Крыму, - это стабильность. Крым сегодня - единственный регион, который разрывает так называемую "дугу нестабильности", которую политологи прочерчивают от Средней Азии до Балкан. Обратите внимание: у нас не было "горячих конфликтов", как у наших соседей в Приднестровье, Абхазии и т.д. В результате у нас каждый год растет количество отдыхающих, в первую очередь из России. В прошедшем году их было почти 4 млн. человек.
У нас увеличивается объем российских инвестиций. По этому показателю, из расчета на душу населения, Крым в десять раз опережает все другие регионы Украины. Значит, российские инвесторы не боятся вкладывать сюда средства. Это не только Москва (хотя на ее долю приходится 30-40 процентов инвестиций), но и другие регионы - Сибирь, Татарстан и т.д. "Татнефть" имеет здесь кучу автозаправочных станций. Северные субъекты РФ выкупают целые здравницы для того, чтобы их люди могли отдыхать на юге. Санкт-Петербург подписал отдельное соглашение с Крымом и выкупил пансионат, который теперь целиком принадлежит северной столице России. Я бы мог назвать и ряд других аналогичных проектов.
- В то же время приход российских инвесторов, план строительства Керченского моста, который объединит Крым и Кубань, вызывают раздражение у украинских национал-радикалов...
- Во-первых, если мы будем строить нашу политику исходя из того, нравится это кому-то, скажем, на Западной Украине или не нравится, - это не политика. Во-вторых, предыдущие десять лет национал-радикалы строили свою политику, не спрашивая, нравится ли она пророссийским интеграционистам. Так давайте поступать по принципу целесообразности. То, что хотим сделать мы, - целесообразно с точки зрения 80 процентов населения Украины. Только 20, максимум 25 процентов будут против. Об этом свидетельствуют социологические опросы. Чьи же интересы в таком случае надо соблюдать в демократическом сообществе? Думаю, мы не должны обращать внимания на настроения национал-радикалов.
- В российской прессе постоянно говорят и о других радикалах - крымско-татарских. С одной стороны, они причастны к памятному "крестоповалу" в Крыму. С другой - социальные проблемы крымских татар не решаются...
- Истина состоит в том, что в масс
е своей крымские татары точно так же измучились от нищеты и бесправия, как и обыкновенные крымчане. Сегодня призывы радикальных крымско-татарских кругов не поддерживаются низами. Я об этом сужу, например, вот по чему. Различные делегации, приезжающие в Крым из Татарстана, говорят: "Друзья, у нас нет другой судьбы, кроме как быть вместе с русскими". И полный зал крымских татар встает, аплодируя этому. Сидят только наиболее одиозные лидеры национал-радикалов.
Как-никак наша воинская слава ковалась общими победами. Вспомните дважды Героя Советского Союза, замечательного летчика Султана Амет-хана, который воевал на фронтах Великой Отечественной, а после войны испытывал реактивные самолеты. Он тоже крымский татарин, и его бронзовый бюст установлен на родине в Алупке. Сегодня крымские татары, устав ждать помощи от Турции (она уже десять лет обещает им построить жилье), все чаще говорят, что у них одна судьба с Россией и Украиной. Все больше из них связывают свое будущее не с турками, а со славянами.
А кресты на полуострове начали валить те же радикальные круги. Тогда митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь пошел на встречу с крымскими татарами, муфтием духовного управления крымских татар в Крыму. Выслушав его, они согласились, что это безобразие. И обратите внимание - без ввода войск, без репрессивных мероприятий, без дипломатических нот, без вмешательства ООН "крестоповал" в Крыму кончился. Все поваленные православные кресты были поставлены на место.
Ситуация, связанная с землей Святоуспенского монастыря, тоже разрешилась благополучно. При разделе освободившейся территории некоторые радикальные головы хотели все прибрать к своим рукам. Когда же православная церковь, духовное управление мусульман, министерство культуры и Бахчисарайский горисполком сели за стол переговоров, консенсус был найден быстро. Территорию поделили так, что все остались довольны. Споры кончились. Мне чрезвычайно нравится в этом смысле позиция митрополита Лазаря. Когда после "крестоповала" кое-кто подвигал его занять в этом вопросе грозную позицию, он говорил: "Иисус завещал мне хранить мир. Он сказал - не меч, но мир оставляю вам. Я десять, двадцать, тридцать раз сяду за стол переговоров, но договорюсь". И каждый раз он договаривался.
К сожалению, помнят и знают чаще о плохом. Почему мы не помним Александра III? Потому что при нем не было ни одной войны! Он был настолько мощный царь, что мирным путем достигал своих целей.
- Вы поддерживаете тесные контакты с командованием Черноморского флота России. Насколько прочна в законодательном плане ситуация вокруг него?
- Некоторые правовые коллизии все же остались. Например, не решены вопросы коммунальных платежей. Не до конца определен статус бухт, которые занимает ЧФ. Даже проезд автомобилей ЧФ вне воинских частей по территории Украины в период обострения в недавнем прошлом давал основание, например, арестовывать их прямо на улицах. Чересчур ретивые инспекторы "державтоинспекции" реагировали на автомашины с "иностранными" номерами словно бык на красную тряпку. К счастью, это уже в прошлом, но это - так называемая "спящая собака". Пока у Киева и Москвы хорошие отношения, она заснула. Если же президентская власть на Украине сменится и примет открыто прозападный характер, эта "собака" тут же проснется и порвет все вокруг.
Есть правовые коллизии, касающиеся сугубо военных аспектов пребывания ЧФ и его частей обеспечения. Это, например, учебно-тренировочные полеты военных самолетов, для которых время от времени закрывают воздушное пространство. Помню, имел место эпизод, когда самолет ЧФ должен был взлететь в Севастополе и сесть в аэропорту Симферополя - это всего 80 км. Так нужно было запрашивать три инстанции на то, чтобы это смешное расстояние преодолеть. Немало было всевозможных недоразумений, связанных с доставкой из России различных грузов на Черноморский флот. Одно время арестовывали даже грузы с книгами. Видите ли, они считаются каким-то особым товаром, который должен быть соответствующим образом проверен.
Так что юридически все отработано пока не до конца. Но я скажу, что и невозможно все прописать в документах, инструкциях. Весь вопрос в наших межгосударственных отношениях. Если они партнерские - на мелочи можно не обращать внимания, если нет - мы в этих мелочах запутаемся. А если взять судьбу российских офицеров, оставшихся в военных городках, брошенных после распада СССР? У них порой нет света, газа, иной раз даже прав на занимаемые квартиры... Вся социальная инфраструктура разорвана!
- Тем более, что роль Черноморского флота и Севастополя в обеспечении стабильности в регионе по-прежнему велика...
- Полагаю, что в каком-то смысле эта роль - определяющая. То, что в Крыму до сих пор нет американских баз, что в Севастополь только время от времени с дружескими визитами заходят военные корабли стран НАТО, - заслуга ЧФ. И низкий поклон ему за это. Черноморский флот, несмотря на то, что он сегодня в 3-4 раза уступает турецким ВМС, все равно остается мощным фактором присутствия России в этом стратегически важном регионе.
- Как в этой связи расценить соседство двух флотов в Севастополе - российского и украинского? Могут ли они в перспективе действовать в интересах коллективной безопасности?
- Признаки движения в эту сторону имеются. В прошлом году на День ВМФ два флота впервые провели совместный парад. И принимали его президенты наших стран. Специалисты приводят такую цифру: если два флота объединятся, превосходство Турции на Черном море сократится более чем вдвое. Ее геополитическое господство в регионе уменьшится. Самое главное, что и на российском, и на украинском флотах есть понимание того, что мы братья, что говорим мы на одном языке, - чего же нам делить? Наконец, православие объединяет два флота. И когда председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл прибыл недавно в Крым вместе с мощами легендарного адмирала Ушакова, дабы предать их севастопольской земле, встречали его командующий ЧФ РФ адмирал Комоедов и командующий ВМС Украины адмирал Ежель. Это ли не пример того, что у нас есть все предпосылки для совместных действий в интересах коллективной безопасности?
- Владимир Павлович, насколько мне известно, вы сами из военной семьи...
- Я горжусь своим отцом, генерал-майором Павлом Федоровичем Казариным, который, к сожалению, нас уже оставил... Он начал воевать в 1943 году 18-летним пареньком, а закончил в 1951-м уже в Корее. В 1969 году отец начал создавать первую советскую дивизию морской пехоты во Владивостоке и командовал ею до конца 70-х. Его знают и помнят многие военные моряки. Один из заместителей командующего ЧФ когда-то даже служил под началом моего отца, и я всегда встречаюсь с ним как с близким мне человеком. Мало того, в нашем роду были и другие профессиональные военные. И хоть я пошел по другой стезе, но, как человек, представляющий в нашем Отечестве военное сословие, хочу повторить слова Александра III, который умер здесь, в Ливадии - он так ее любил, что приехал сюда умирать. Так вот, он был абсолютно прав, когда сказал в свое время: у России есть только два настоящих союзника - армия и флот...


Назад

  Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки на сайт и упоминания имени
   автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Aport Ranker