на главную страницу

19 Апреля 2002 года

Планета людей

Пятница

"Большая дубина" над океанами

Анатолий ДОКУЧАЕВ, "Красная звезда".



"Big Stick"("большая дубина") - так американские военные называют каждый из 12 своих авианосцев... С помощью этих "дубин" Вашингтон делает и будет делать большую политику в первой четверти XXI века да и далее - в обозримом будущем. Пентагон считает, что авианосцам должен быть подвластен весь мир. В случае серьезной угрозы они должны прикрыть три ключевых района земного шара: Средиземное море - Ближний Восток, Персидский залив - Индийский океан и западную часть Тихого океана. Эта задача, считают эксперты, по силам находящимся сегодня в строю авианосцам: восьми атомным типа "Честер Нимиц", первому атомному "Интерпрайзу" и трем с паросиловой установкой - "Китти Хоку" и "Констеллейшну", а также "Джону Кеннеди", используемому в учебных целях и входящему в состав резерва ВМС.

Давайте пристально взглянем на самый мощный корабль мира - авианосец типа "Нимиц", совершим по нему виртуальное путешествие, посмотрим, каковы параметры "большой дубины".
Сверхоружие мирного времени
АТОМНЫЙ монстр океанских просторов, ежесекундно выбрасывающий в небо ударные авиационные комплексы... Он видится каждому прибывающему на американский корабль разным и одновременно одинаковым - тут уж нужно сказать спасибо офицерам по связям с прессой. Двухмоторный транспортник С-2 ухает вниз, и тут же рывок. Это самолет зацепил за посадочный трос и мгновенно погасил скорость. Открывается люк грузового отсека, в уши ударяет грохот работающих систем более чем 100.000-тонной стальной махины, приводимой в движение атомной энергией. В шуме тонет традиционное гостеприимное "велком эборт" ("добро пожаловать на корабль"). Так встречает гостей американский многоцелевой атомный авианосец "Джордж Вашингтон", как, впрочем, и "Авраам Линкольн", "Джон Стеннис" или иной другой из девяти величайших атомных морских исполинов, несущих боевое дежурство в мировом океане. Так встречает гостей самая большая военная машина, созданная в истории человечества. Район вашего приема может быть разным - атлантическое побережье Мексики и Тихий океан, Аравийское море и Индийский океан, Средиземное море и Персидский залив...
Первые шаги по кораблю. В нос бьют морские ароматы, запах железа и сгоревшего реактивного топлива. Тут же следует короткий брифинг офицера по связям с прессой. Словами, проникнутыми гордостью, он говорит то, что уже сотни, тысячи раз вещал до вас другим гостям корабля. "Это сверхоружие периода конфликтов небольшой интенсивности". "Только Соединенные Штаты владеют эскадрой авианосцев, с которых могут взлетать истребители и бомбардировщики, способные вести бой с любым самолетом, базирующимся на суше, способные сокрушить любой наземный объект". И каждый внимающий этому понимает, что после прекращения ядерного противостояния военно-морская мощь вновь стала многое значить, что именно авианосцы с их возможностью наносить удары по самым удаленным целям противника в первую очередь делают США сверхдержавой.
Гостям корабля предлагается брошюра о сегодняшнем дне авианосного флота, выпущенная ВМС США. Рекламный проспект "говорит" высокопарным слогом. Мы узнаем, что корабль представляет собой "подвижный кусочек суверенной Америки, обладающий способностью одержать победу в войне". Вам сообщают, что "сегодня на борту нет ядерного оружия". А было ли оно? Располагал ли "Джордж Вашингтон" или другой корабль подобного класса вооружением для нанесения мощного ядерного удара, способностью в минуты стереть в порошок "все, находящееся в зоне любого конфликта в мире"? Открыто о ядерном вооружении этих кораблей никогда не говорилось. При всей разносторонности рекламных проектов авианосцев некоторые их боевые характеристики - наиболее тщательно хранимые тайны в Соединенных Штатах.
Вам обязательно покажут фоторяд почетных гостей авианосца с записями об их восхищении кораблем. Прежде всего американских президентов, верховных главнокомандующих вооруженными силами США. На "Теодоре Рузвельте" напомнят и о том, что корабль 7 июля 1988-го посетил начальник Генерального штаба советских Вооруженных Сил Маршал Советского Союза Сергей Ахромеев и покажут его фото. На других кораблях расскажут о главах иных государств и военачальниках, ступавших на палубу.
Атомные монстры последнего поколения носят имена американских президентов. И, конечно же, на борту корабля много литературы о главе государства, в честь которого назван авианосец, его заслугах перед военно-морскими силами. Есть возможность у прибывших почитать издаваемую на авианосце газету. На "Теодоре Рузвельте", к примеру, она называется "Крутой ездок".
АТОМНЫЕ авианосцы типа "Честер У. Нимиц", которые сегодня во многом определяют и будут определять всю четверть XXI века мировую политику, - самая грандиозная военная программа после создания ядерного оружия. Головной корабль CVN-68 "Честер У. Нимиц" (аббревиатура означает Carrier Vessel Nuclear - многоцелевой авианосец с ядерной силовой установкой) был заложен в июне 1968-го в Ньюпорт-Ньюс на верфях компании "Ньюпорт-ньюз шипбилдинг энд драй док" (здесь впоследствии строились все корабли этой серии), а в мае 1975-го становится в боевой строй. Он входит в состав 6-го флота, несущего боевую службу в самом потенциально горячем районе вероятной третьей мировой войны - Средиземном море. Имея полное водоизмещение 91.487 тонн и принимая на борт 90 самолетов и вертолетов, CVN-68 "Честер У. Нимиц" становится самым большим кораблем в мире. На нем устанавливаются два ядерных реактора A-4W (вместо восьми на "Энтерпрайзе") общей мощностью в 280.000 л.с.
В октябре 1978-го в боевой строй вводятся CVN-69 "Дуайт Эйзенхауэр". Дальше следуют CVN-70 "Карл Винсон" (1982 год), CVN-71 "Теодор Рузвельт" (25 октября 1986 года), CVN-72 "Авраам Линкольн" (1989 год), CVN-73 "Джордж Вашингтон" (1992 год), CVN-74 "Джон Стеннис" (1995 год, заменил CV-66 "Америка") и CVN-75 "Гарри Трумэн" (1998 год, заменил CV-62 "Инденпенденс"). Каждый из этих кораблей заменял авианосец с паросиловой установкой. В начале XXI в боевой строй станет еще один авианосец из этой серии - CVN-76 "Рональд Рейган" и отправит на покой не атомный CV-64 "Констеллейшн" (CV означает - многоцелевой авианосец с паросиловой установкой).
Существующая кораблестроительная программа предусматривает создание в 2001-2008 годы последнего - десятого авианосца типа "Нимиц" - CVN-77 (он заменит CV-63 "Китти Хоук"), который будет промежуточным между существующими типа "Нимиц" и кораблями нового проекта. После этого начнется строительство первого авианосца типа CVNX, проектирование которого ведется, как отмечает западная печать, с 1996 года. Планируется, что корабль будет иметь водоизмещение не менее 100 тысяч тонн и большую полетную палубу для базирования на нем авиакрыла полного состава и обеспечения полетов перспективных самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов в любых метеоусловиях. Авианосец получит ядерную энергетическую установку, позволяющую осуществлять экстренный переход в район предназначения на высокой скорости без дозаправки топливом. Единая электроэнергетическая система обеспечит применение перспективных систем оружия. В интересах повышения живучести корабля разрабатываются меры по снижению его заметности с тем, чтобы воспрепятствовать быстрому обнаружению корабля противником. В целях экономии средств планируется сократить численность экипажа, внедрить новые методы эксплуатации и обслуживания систем авианосца. Первые два корабля будут строиться с корпусом типа "Нимиц". Командование ВМС предпочитает эволюционный переход к проектированию нового корпуса после завершения дополнительных исследований и внедрения в практику кораблестроения новейших технологий. Но это перспектива.
Мы же рассказываем об одном из восьми авианосцев последнего поколения и всех вместе взятых, которые держат сразу несколько мировых рекордов и находятся в боевом строю. Каждый из восьми кораблей типа "Честер У. Нимиц" имел в последней четверти XX века самое мощное авиационное вооружение в мире.
Авиакрыло авианосцев в 80-е годы включало в себя до 100 летательных аппаратов. Это палубные штурмовики А-6 "Интрудер" (20 ед.), истребители-бомбардировщики F/A-18 "Хорнет" (20 ед.), истребители F-14 "Томкэт" (20 ед.), противолодочные самолеты S-3A "Викинг" (10 ед.), самолеты РЭБ "Проулер" (5 ед.), самолеты ДРЛО E-2С "Хокай" (5 ед.), противолодочные вертолеты SH-3 "Си Кинг" (6 ед.). Авианосная ударная группа во главе с авианосцем типа "Честер У. Нимиц" была способна нанести ядерный удар суммарной мощностью в 3.400 "хиросимских" атомных бомб, хотя официально Вашингтон, повторюсь, никогда не заявлял о наличии ядерного оружия на этих авианосцах.
Типовой состав палубного авиакрыла авианосца Соединенных Штатов в начале XXI века, конечно же, другой: эскадрилья истребителей-перехватчиков F-14 "Томкэт" (20 машин), три эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F/A-18 "Хорнет" (36 машин), эскадрилья противолодочных самолетов S-3B "Викинг" (10 машин), эскадрилья самолетов ДРЛО и РЭБ (по 5 машин Е-2С "Хокай" и ЕА-6В "Проулер" соответственно) и эскадрилья противолодочных вертолетов SH-3H или SH-60F (6 машин), также выполняющих поисково-спасательные функции. На период решения авианосцем задач боевой службы или других оперативных задач в состав типового палубного авиакрыла включаются по два самолета радиотехнической разведки ES-3A "Шэдоу" ("Тень"). Палубные штурмовики и истребители-бомбардировщики авианосца за один вылет в состоянии доставить к целям 160 тонн боевой нагрузки, что эквивалентно удару 320 противокорабельных ракет "Томагавк", удару вооружений 15 крейсеров УРО типа "Тикондерога". Причем удары авианосец может повторять неоднократно и на значительно большем, чем крейсер, расстоянии. Запас авиационного топлива (9.000 тонн) на борту корабля позволяет совершать непрерывные полеты в течение 16 дней. "Хорнеты" и "Томкэты" могут заправляться с самолетов-танкеров.
На палубе авианосца размещаются 4 паровые катапульты, обеспечивающие взлет самолетов с интервалом 20-30 секунд и посадку на угловой полетной палубе с аэрофинишерами и аварийным барьером (нейлоновыми сетями). Взлет и посадку самолетов помогают провести специальные технические и оптические системы и индикаторы. Ангары расположены в межпалубном пространстве, подачу самолетов на полетную палубу и с палубы в ангары осуществляют 4 самолетоподъемника. В ангаре оборудованы места для ремонта и подготовки самолетов и вертолетов к вылету.
Авианосцы из серии "Честер Нимиц" - "Авраам Линкольн", "Джорж Вашингтон", "Джон Стеннис", "Гарри Трумэн" и "Рональд Рейган" являются самыми крупными по водоизмещению кораблями планеты - 102.000 тонн, водоизмещение других кораблей этой серии - 91.487 и 96.386 тонн. Длина авианосцев - 322,9 метра. Длина палубы - 333 метра, ширина - 78 метров, площадь взлетной палубы - 1,82 га. Это три футбольных поля в ряд. Высота от киля до верхушки мачты - "мозга" корабля - 74 метра (24-этажный дом).
Ядерная энергетическая установка эффективной мощностью 260 тысяч л. с., основу которой составляют два атомных реактора водяного охлаждения A-4W/A-1G, приводит в движение четыре турбины и соответственно четыре гребных винта, каждый весом в 11 тонн и диаметром 9 метров. Они позволяют развивать скорость более 30 узлов или 56 км/час. Некоторые специалисты говорят, что авианосец может двигаться со скоростью более 50 узлов и способен состязаться с любым скоростным катером. (На CVN-68 "Честер У. Нимиц" стоят два ядерных реактора A4-W общей мощностью в 280.000 л.с., и он является авианосцем с самой мощной ядерной силовой установкой.) Атомного топлива в реакторе всех восьми кораблей достаточно для того, чтобы много раз обойти вокруг земного шара. Точнее, авианосцы этого класса могут пройти в автономном режиме без дозаправки примерно 1.450.000 километров. Только один раз в 25 лет авианосец типа "Нимиц" должен брать на борт топливо. Экипаж - 5.936 человек: 3.135 моряков (155 офицеров) и 2.800 (366 офицеров) авиаторов, из них - от 400 до 750 женщин. Это все рекордные результаты. Что еще?
Авианосцы в целях самообороны от самолетов и управляемых ракет, прорвавшихся сквозь зону противовоздушной обороны соединений кораблей, вооружены зенитными ракетными комплексами (по 8 пусковых установок в каждом) "Си Спеэрроу" с дальностью пуска до 14,6 км и тремя 20-мм шестиствольными зенитными установками "Вулкан Фаланкс" скорострельностью 3.000 выстрелов в минуту. Корабли оснащены радиоэлектронными комплексами и системами обнаружения воздушных, надводных и подводных целей, системами управления зенитным оружием, наведением истребителей, средствами радиопротиводействия, радиоаппаратурой, в том числе двусторонней связи с самолетами и вертолетами, поднятыми в воздух.
И все же атомные монстры последнего поколения забрали далеко не все рекорды. Один, в частности, принадлежит первому в мире атомному авианосцу "Энтерпрайз", вступившему в боевой строй в 1961 году и стоящему на вахте вот уже пятый десяток лет. Он самый длинный из когда-либо построенных кораблей. При водоизмещении - 90.970 тонн его длина достигает 342 метров, длина полетной палубы - 336 метров. Отметим, что "Энтерпрайз" в течение нескольких лет держал рекорд и по водоизмещению - до тех пор, пока не был построен "Честер У. Нимиц".


Назад

  Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки на сайт и упоминания имени
   автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Aport Ranker