|
Маршал бронетанковых войск Олег Лосик, Герой Советского Союза, профессор. |
С большим интересом ознакомился с отчетом Владимира Гундарова "Не по чужой модели", посвященным итогам межвузовской научно-практической конференции "Военное образование на современном этапе: сущность, содержание, проблемы и пути их решения" ("Красная звезда" за 16 марта 2002 г.). Участники конференции высказали свои мнения о путях преодоления кризиса, образовавшегося в системе военного образования. Имея боевой, войсковой и немалый военно-педагогический опыт, я не могу остаться равнодушным к тому, как будет решаться эта актуальная проблема.
Прежде чем изложить свои предложения о путях решения проблем военно-учебных заведений, очевидно, следует попытаться дать ответ на вопрос: "Возможна ли война?" На мой взгляд, прогнозируя возможное развитие событий, мы не должны исключать военную угрозу для нашего государства, потенциальную возможность шантажа России с позиции силы.
Одной из важнейших черт современной войны является то, что наряду с действиями сил общего назначения будут наноситься удары по всей глубине подвергнувшейся нападению страны и осуществляться массированное информационно-психологическое воздействие на сознание и психику людей.
Россияне, преодолевая системный кризис, должны особое внимание обращать на необходимость всемерного повышения боеспособности и боеготовности всех военных структур. На межвузовской научно-практической конференции заместитель начальника Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Александр Захаров высказал свое мнение о том, кому и как надо готовить военного специалиста (офицера и генерала). Он, в частности, предлагает: на вузовском уровне (имеются в виду военные институты, в прошлом - военные училища) готовить специалистов по управлению подразделениями, частями и соединениями (вплоть до бригады).
На мой взгляд, это предложение весьма дискуссионно, поскольку не учитывает ограниченные возможности военных институтов. Они не обладают такими военно-педагогическими кадрами (преподавателями), научной и учебной базой, чтобы успешно справиться с такой масштабной задачей, с которой в прошлом (да и в настоящее время) справлялись военно-учебные заведения двух уровней - военные училища и академии. Они способны подготовить командиров-специалистов по управлению подразделениями - взводом, ротой, батальоном.
Мое предложение заключается в том, чтобы подумать над тем, не целесообразно ли вернуть военным институтам их прежнее название - военные училища, установить в них срок обучения четыре года, готовить в них военных специалистов - для управления подразделением до батальона включительно, а также по гражданской специальности менеджера.
Генерал Александр Захаров предлагает в современных военных академиях и университетах "готовить руководителей воинских формирований различных силовых министерств и ведомств... объединенных в группировку войск и сил". В принципе это задача, которую ранее выполняла и в настоящее время выполняет Военная академия Генерального штаба. В этом предложении, очевидно, сказывается представление о том, на каком уровне будут вестись боевые действия в возможной войне, что она (война) будет только на тактическом уровне - уровне мелких подразделений. По всей вероятности, за абсолют берется война в Чечне, и то на этапах "зачистки". А ведь мы должны быть готовы к ведению боевых действий во всех масштабах - вплоть до широкомасштабной войны в составе полков, бригад, дивизий, армий... Поэтому я предлагаю: в Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации готовить командиров по управлению полком, бригадой, дивизией; срок подготовки - три года. Цель - подготовка общевойсковых командиров, способных одержать победу в современном бою, а в мирное время - обучать и воспитывать подчиненных, сохранять высокую боеспособность и боеготовность вверенного воинского формирования.
Военным университетам и академиям силовых ведомств, видов Вооруженных Сил, родов войск надо вернуть, я считаю, их прежнее наименование - военные академии. Срок обучения должен составлять три года. Направленность обучения в них - подготовка командира уровня, равного полку, бригаде, дивизии, но с обязательной общевойсковой подготовкой.
Генерал Александр Захаров говорит: "...на послевузовском уровне второй ступени ведется совместная подготовка руководителей различных силовых министерств и ведомств". Очевидно, предполагается, что будущая война будет вестись на уровне военных конфликтов.
По моему мнению, Военная академия Генерального штаба по-прежнему должна вести подготовку военных руководителей высшего звена - оперативного и стратегического, то есть у них должна быть базовая подготовка общевойсковая: армейская, фронтовая, стратегическая операция с учетом характера современной войны. Для обучения офицеров (генералов) ВВС, ПВО, ВМФ целесообразно создать отдельные факультеты или курсы.
Военную подготовку руководителей федерального и регионального масштаба разумно было бы осуществлять на 3 - 6-месячных курсах в Военной академии Генерального штаба и в "линейных" академиях. Переподготовку офицеров запаса вести на месячных курсах и двухнедельных курсах в военных институтах и в академиях.
Начальник Военного университета генерал-лейтенант Валерий Марченков предлагает: "...в военных вузах (т.е. в институтах) давать... начальное, среднее и высшее профессиональное образование". Это предложение вызывает вопрос: а способен ли военный институт (т.е. бывшее военное училище) дать подготовку офицеров всех трех уровней?
О подготовке офицеров на военных кафедрах гражданских университетов (институтов). Многолетний опыт убедительно подтверждает, что эти кафедры совершенно неспособны подготовить полноценного командира. Самое большее, что можно от них потребовать, - подготовить военного врача, военного инженера (например, инженера-автомобилиста).
Для массовой военной подготовки в стране очень важно полное, обязательное выполнение постановления Правительства РФ о военно-патриотическом воспитании населения, учащихся общеобразовательных школ, специальных средних технических учебных заведений; активизация работы курсов РОСТО. Необходимо также упорядочить структуру, программы, материально-финансовое обеспечение системы суворовских училищ и кадетских корпусов.
Предлагаемая система военного образования соответствует, на мой взгляд, характеру и масштабам возможных войн и вооруженных конфликтов, не требует очередной ломки существующей системы. Она проста, перейти на нее можно уже к новому учебному году. Для ее эффективного осуществления, очевидно, необходимо предусмотреть минимальное материально-финансовое обеспечение всего офицерского состава военных структур, в том числе и преподавателей военно-учебных заведений. Необходимо также и материально-финансовое обеспечение самих учебных заведений, восстановление их учебно-материальной базы.
От редакции. Таково видение проблемы военачальником и ученым, за плечами которого большой опыт, десятки лет службы. Приглашаем читателей продолжить разговор на страницах нашей газеты.
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки на сайт и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства
|