на главную страницу

23 Апреля 2002 года

Пульс планеты

Вторник

Слухи о кончине ДКБ "сильно преувеличены"

Владимир МОХОВ, "Красная звезда".



События, связанные с проведением антитеррористической операции в Афганистане и размещением в связи с этим на территории государств, входящих в Договор о коллективной безопасности, иностранных военных баз, вызвали неоднозначную реакцию в отношении дальнейшей судьбы ДКБ. Кое-кто даже поспешил представить дело так, что Ташкентский договор не переживет свое приближающееся 10-летие, а предпринимаемые Вашингтоном усилия неизбежно приведут к перекомпоновке неустойчивой геополитической композиции, сложившейся в Центральной Азии...

Генеральный секретарь Совета коллективной безопасности (СКБ) Валерий Николаенко считает, что отчасти это объяснимо не совсем правильной интерпретацией шагов, предпринятых в Центральной Азии. По его словам, возникновение здесь американского фактора надо рассматривать в рамках единой антитеррористической коалиции. Не стоит думать, что Киргизия или Таджикистан пошли наперекор другим участникам ДКБ, дав добро на размещение у себя воинских формирований НАТО.
На самом деле консультации по этому деликатному вопросу велись очень интенсивно. На уровне президентов, внешнеполитических и оборонных ведомств, а также консультативных органов ДКБ. Естественно, не все стало достоянием гласности. Отсюда и всевозможные разночтения, недоразумения в отношении единства подходов в лагере ДКБ.
Как подчеркивает Николаенко, не может быть и речи о том, что размещение в Центральной Азии на временной основе воинских подразделений ряда западных стран происходило без ведома России и других участников ДКБ. По его словам, договор не был нарушен, поскольку он не запрещает государствам-участникам развивать отношения с третьими странами, в том числе в сфере безопасности, если они не противоречат принципам ДКБ. А поскольку в данном случае такого противоречия не было, речь могла идти только о консультациях в связи с новой ситуацией, возникшей с началом антитеррористической операции в Афганистане.
Между тем чего-то принципиально нового, считают в Совете коллективной безопасности, не происходит. Страны ДКБ задолго до событий 11 сентября 2001-го определили свои задачи в противодействии новым вызовам и угрозам. Антитеррористическая направленность ДКБ была отражена еще в принятом в мае 2000 года меморандуме об адаптации договора к новым геополитическим условиям.
Год назад были созданы и Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) в Центральной Азии. Они имеют двойную функцию. Во-первых, противодействие возможной агрессии против государств ДКБ. И во-вторых, пресечение деятельности террористических формирований. Пока это силы сравнительно небольшие. В них представлено по батальону от России, Таджикистана, Киргизии и Казахстана.
То есть задолго до начала антитеррористической операции в Афганистане органы ДКБ видели опасность исходящего из этой страны международного терроризма. И если помните, такая озабоченность воспринималась в Вашингтоне весьма прохладно. Ни для кого не секрет, что американцы имели причастность к созданию и финансированию "Талибана". И только испытав на себе всю угрозу своего творения, вынуждены были провозгласить: я тебя породил - я тебя и убью. Лучше поздно, чем никогда. И лучше их руками, чем нашими. Мы же, сочтя своим долгом участие в антитеррористической операции, решили действовать не военными способами, а путем оказания тыловой, материально-технической и гуманитарной поддержки Северному альянсу.
Наряду с этим в российских СМИ и политологической среде растет опасение, что, воспользовавшись спокойной реакцией Москвы, США и Запад создадут себе постоянный геополитический плацдарм на наших южных рубежах в виде военных баз. Впрочем, есть и другое мнение, - что опасение это неоправданно. Поскольку-де существуют договоренности, в том числе письменные, о том, что американское военное присутствие в республиках Центральной Азии завязано на конкретные сроки проведения операции в Афганистане.
Какой из этих подходов окажется пророческим? Система аргументации неубедительна ни в том, ни в другом случае. А значит, надо готовиться к любому развитию событий...
Коллективные силы быстрого развертывания готовятся. Мнение о том, что существуют они "только на бумаге", является следствием слабого информационного сопровождения их деятельности. Так, недавно принято соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности, которое предусматривает свободное перемещение частей и подразделений с территории одного государства ДКБ на территорию другого. Теперь пограничные и таможенные формальности - не помеха. В случае необходимости все вопросы будут решаться оперативно, несмотря на то, что переброска через границу личного состава, вооружения и техники сопряжена с немалыми сложностями.
Президентами подписан протокол о взаимодействии между тремя региональными направлениями ДКБ - центральноазиатским, кавказским и восточноевропейским. Он предусматривает возможность переброски сил и средств с одного направления на другое. Таким образом, в беде своих центральноазиатских партнеров в случае чего не оставят ни Россия, ни Белоруссия, ни Армения. Так, впрочем, уже было, когда боевики Исламского движения Узбекистана вторглись на территорию Киргизии.
В вопросах функционирования ДКБ еще немало бюрократических преград, проблем финансового и материально-технического характера. Те же КСБР должны быть вооружены и оснащены всем необходимым. Чтобы уровень их подготовки и вооружений отвечал характеру стоящих перед ними задач.
Самое же главное, Коллективные силы быстрого развертывания после этапа боевого слаживания наращивают свой потенциал. При штабе КСБР в Бишкеке действует постоянная оперативная группа, состоящая из представителей всех государств-участников. Налажена плановая боевая подготовка. Как сообщалось, только что подразделения КСБР и Антитеррористического центра СНГ провели учения "Юг-Антитеррор-2002". В ходе них отрабатывалось противодействие проникновению террористов с территории Афганистана.
В нынешнем году на центральноазиатском направлении запланирована целая серия таких учений. К примеру, в августе, когда по опыту прошлых лет возникает угроза проникновения из Афганистана банд террористов на территорию сопредельных государств ДКБ. В мае же на Гороховецком полигоне МВО пройдут учения, приуроченные к юбилейной сессии СКБ. В них будут задействованы представители всех шести государств.
Рабочая группа экспертов по обсуждению ситуации в зоне действия ДКБ пришла к выводу, что сложные внутриполитические процессы в Афганистане - это надолго. Что требует особого внимания к укреплению южных рубежей Содружества. Стабильность в Центральной Азии во многом зависит и от того, насколько будет адаптирован к новым геополитическим тенденциям ДКБ. Озабоченность повышением его эффективности была недавно высказана в ходе консультаций с участием заместителей министров обороны, иностранных дел и заместителей секретарей советов безопасности государств-участников.
Ни американское, ни чье-либо еще военное присутствие в Центральной Азии не заменит сотрудничества, которое осуществляется в рамках ДКБ. Это хорошо, если удастся нормализовать жизнь в Афганистане, направить ее по пути мирного созидания. Однако ход антитеррористической операции свидетельствует, что очаг напряженности здесь, к сожалению, будет тлеть еще долго. А раз так, то будет существовать и экстремистская угроза с юга. И это наверняка понимают в самих центральноазиатских государствах. Поэтому "обратный ход" из договора не дают. Хотя это не значит, что здесь нет повода для беспокойства.
Генсек СКБ на одной из пресс-конференций признал, что, несмотря на активный ход консультационного процесса, "многое было отдано на усмотрение самих государств ДКБ - при выдерживании стратегической линии на участие в антитеррористической коалиции". Потому теперь "требуется повышать степень детализации при консультациях по этим вопросам с тем, чтобы не было никаких неожиданностей".
Понятно, что такими "неожиданностями" могут стать как изменение первоначальных планов США в отношении масштабов и сроков пребывания их воинских контингентов в Центральной Азии, так и степень подключения национальных вооруженных сил Киргизии, Таджикистана и Казахстана к реализации американских планов. Пока Москва особого беспокойства в этом отношении не высказывала. Но, как известно, "аппетит приходит во время еды". К тому же, как выразился Валерий Николаенко, "дьявол зачастую находится в деталях". Посему деталям нужно уделять большее внимание. Каким деталям - вы понимаете.
В повестке дня стоят и вопросы укрепления военной составляющей договора не только в рамках региональных направлений коллективной безопасности, но и в более широком формате. Николаенко считает, что назрела необходимость создания межгосударственного органа военного управления. Это предусмотрено, в частности, протоколом о порядке функционирования системы коллективной безопасности ДКБ. Дело в том, что сегодня каждое из трех региональных направлений имеет свои органы управления, не "закольцованные" воедино. Общий же орган военного управления в перспективе должен осуществлять в рамках ДКБ координацию деятельности этих трех направлений.
Генеральный секретарь не исключает, что эти функции может взять на себя Штаб по координации военного сотрудничества (ШКВС) государств - участников СНГ. При этом он говорит о необходимости перепрофилирования ШКВС или создании внутри него отдельной структуры, которая занималась бы проблематикой ДКБ. Вместе с тем Николаенко подчеркивает, что задачи у ШКВС и ДКБ сегодня несколько разные, поскольку одно дело - координация военного сотрудничества, и другое - реальная система коллективной безопасности. В ДКБ присутствует ряд вопросов, которые не резон выносить на общий "хурал" СНГ.
С другой стороны, по словам Николаенко, не хотелось бы, чтобы система коллективной безопасности "повышенного" уровня отбила интерес к военному сотрудничеству у других стран Содружества. Они не должны чувствовать себя ущемленными.
И все же скепсис по поводу реальных возможностей ДКБ в Центральноазиатском регионе имеет место. В СМИ бытует мнение, что единственным арбитром в тонких восточных спорах может быть только тот, кто имеет реальную силу и серьезные деньги. К примеру, руководитель и ведущий телепрограммы "Постскриптум", член президиума Совета по внешней и оборонной политике Алексей Пушков в интервью "Красной звезде" заявил, что возлагавшиеся на ДКБ надежды оправдались не в полной мере. По его словам, само наличие такого договора, конечно, лучше, чем его отсутствие.
"Лучше иметь хотя бы декларацию о намерениях, чем не иметь ничего, - считает он. - Но если говорить по сути, договор этот не действует. Он остается одним из элементов системы имитации защиты внешнеполитических интересов России. Да, отношения со странами Центральной Азии у нас неплохие. Но там все меньше нашего внешнеполитического и военного влияния. В последнее время оно заменяется американским".
С такой точкой зрения в чем-то можно не соглашаться. Но бесспорно одно: военно-политическое влияние ДКБ в Центральной Азии должно возрастать. Чтобы не последовали те самые "неожиданности", о которых говорил Валерий Николаенко. Чтобы не возникало подозрений, что Бишкек или Астана ведут собственную игру.
Отвечая недавно на вопрос "Красной звезды" об эффективности договора, генсек ДКБ сказал, что каких-то сенсаций в этом плане ждать сегодня не стоит. Идет кропотливая работа по накапливанию различных элементов, составляющих фундамент договора. Вместе с тем количество постепенно перерастает в качество. Те же совместные учения, которые в СМИ порой называют "потешными", далеко не так потешны, как кому-то кажется. Их масштаб диктуется развитием ситуации и текущей целесообразностью. Скажем, задействовать в учениях "Юг-Антитеррор-2002" белорусские или армянские подразделения особого смысла не было. А вот если бы страны Центральной Азии не видели в них необходимости, вряд ли бы кто-то и "огород городил". Пусть "огород" этот покуда и не так активно плодоносит.
Есть еще финансовые проблемы, и их нужно решать. Без серьезных материальных вложений трудно говорить о серьезной безопасности. К сожалению, бюджет ДКБ действительно невелик. Но на нынешнем этапе хорошо уже то, что после бюрократических проволочек решен вопрос с финансированием КСБР.
Да, безопасность беззатратной не бывает. И как подчеркивают в Совете коллективной безопасности, если речь зайдет о превращении КСБР в более внушительную региональную группировку войск, это потребует и внушительных средств. Пока же расходы чаще несет "принимающая сторона". Скажем, учения на Гороховецком полигоне профинансирует Россия. А например, Киргизия, где дислоцируются основные управленческие органы КСБР, поначалу целиком взяла на себя их обустройство, содержание. После затраты эти ей были в какой-то степени компенсированы.
Договор о коллективной безопасности находится в развитии. Всему новому, появившемуся в нем, от силы полтора-два года. Отсюда и неизбежные "болезни роста", неудовлетворенность тем, что не все ожидания совпадают с реальностью. Но, как говорится, еще не вечер. И хоронить ДКБ пока рано.

В преддверии запланированной на май сессии Совета коллективной безопасности Президент России Владимир Путин 16 апреля обсудил по телефону с президентами стран ДКБ текущую ситуацию в Центральноазиатском регионе, а также вопросы взаимодействия с другими структурами безопасности.


Назад

  Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки на сайт и упоминания имени
   автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Aport Ranker