на главную страницу

24 Апреля 2002 года

Армия и общество

Среда

Адмиральский практикум

Капитан 3 ранга Сергей ВАСИЛЬЕВ. Фото Сергея Сидорова.



Безусловно, к лучшему, что тридцать с лишним лет назад, выбирая жизненный путь, Владимир Доброскоченко не знал расхожей прибаутки: "Сын капитана первого ранга никогда не станет адмиралом, так как у адмиралов тоже есть сыновья". Почему к лучшему? На мой взгляд, именно это и не заронило в душу парня от земли, родившегося в украинском селе Водяно Синельниковского района Днепропетровской области, зерно сомнения в собственных силах, не породило комплекса перед генеалогией гремевших в то время в ВМФ адмиральских династий.
Когда после школы поступал в Черноморское высшее военно-морское училище имени Павла Степановича Нахимова, единственным желанием, заветной мечтой было одно - непременно стать командиром корабля. Для него эта должность была самой высокой, главной. И вот спустя три десятилетия уже заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Владимир Григорьевич Доброскоченко, как и в глубокой юности, по-прежнему убежден: лучше должности и ответственней, чем командир корабля, на флоте нет.
А в море позвала романтика: ураганные ветры, бесноватые штормы, лохматые океанские волны, увиденные юношеским воображением между строк в зачитанных исторических романах Станюковича, Новикова-Прибоя, Пикуля. Переворачивая страницу за страницей, Владимир зримо представлял себя то в рядах легендарного флотского гвардейского экипажа - участника Отечественной войны 1812 года, то на
обожженных огнем севастопольских бастионах при первой обороне черноморской цитадели. И чем сильнее переживал парень вместе с полюбившимися героями, тем острее душой и сердцем понимал: флот в истории российской государственности - особая статья. Ведь не зря же в свое время и Александр III говорил: "У России есть два союзника - армия и флот". Но для Доброскоченко на алтаре Отечества первым виделся все-таки флот.
Разговаривая со многими сослуживцами Владимира Григорьевича, не раз слышал, что как моряк он родился под счастливой звездой. Его флотская стезя сплошь устлана сотнями тысяч (!) походных миль, десятками кораблей, боевыми службами. Да и сам вице-адмирал Доброскоченко резонно считает, что в чем - в чем, а в этом ему повезло. Закончив в 1971 году училище по специальности "Корабельное ракетное вооружение", юным лейтенантом пришел на Северный флот, который в то время уже становился атомным, океанским, ракетоносным. Корабли демонстрировали Военно-морской флаг по всему Мировому океану. И североморцам не надо было задумываться, откуда берется, к примеру, топливо и продовольствие на боевую службу. Задача стояла одна: выйти в море для защиты интересов страны. И моряки искренне гордились, радовались, когда корабли Северного флота у причалов не застаивались. Служить было интересно. Владимир Григорьевич вспоминает противолодочную бригаду, на кораблях которой лейтенантом выполнял всевозможные ракетно-артиллерийские стрельбы, искал атомные подводные лодки в ту пору еще самого что ни на есть вероятного противника. А ведь были еще и многомесячные походы в Северную Атлантику, Средиземное море, к берегам юго-западной Африки.
За плечами вице-адмирала Владимира Доброскоченко только боевых служб тринадцать, триста тысяч морских миль. И о каждом из этих плаваний он может рассказать много интересного. Но наиболее памятным стал дальний поход к африканскому побережью гвардейского большого противолодочного корабля "Гремящий". Для Владимира Григорьевича это первая боевая служба в качестве командира. И сразу - на девять месяцев!
- Задач за ту боевую службу выполнили множество, - рассказывает вице-адмирал Владимир Доброскоченко. - С официальными визитами и деловыми заходами посетили пять иностранных государств. Кстати, впервые в истории ВМФ "Гремящий" заводил в ангольский порт Луанда две советские атомные подводные лодки, возвращавшиеся к родным берегам после длительных автономок в Индийском океане. И заправок от танкера за девять месяцев выполнили рекордное по тем временам количество - шестьдесят четыре. Словом, опыт приобрели колоссальнейший.
И еще по одной причине особенно дорога та боевая служба вице-адмиралу Доброскоченко: к Африке он ходил один, без старшего на борту и вышестоящего походного штаба.
В начале восьмидесятых, вспоминает Владимир Григорьевич, командование эскадры полностью доверяло командирам и полагалось на них. Поэтому на предпоходном инструктаже вице-адмирал Виталий Зуб, командовавший в ту пору оперативной эскадрой надводных кораблей, сказал Доброскоченко коротко: "Выполните поставленную боевую задачу - наградим. Не выполните - снимем". Вот и все командирское напутствие "счастливого плавания". Предельно коротко и ясно. Как и то, что на борту триста человек экипажа и за каждого командир несет персональную ответственность. И то, что твой корабль идет под Военно-морским флагом советского ВМФ. А его в любой точке Мирового океана уважали. Тогдашние "супостаты" внимательно следили за более чем уверенными действиями у жарких берегов "черного" континента гвардейского "противолодочника" Северного флота.
После той боевой службы Доброскоченко еще не раз ходил в "Средиземку". И каждый из этих походов был по-своему интересен. Но все же будет несправедливо в череде дальних плаваний вице-адмирала Доброскоченко всего лишь общими штрихами обозначить боевую службу в средних широтах авианосца "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", на борт которого начальником походного штаба авианосной многоцелевой группы Доброскоченко привела все та же счастливая звезда моряка.
На самого Владимира Григорьевича тот поход в Средиземное море произвел неизгладимое впечатление. И в первую очередь тем, что наконец-то в ВМФ России есть настоящий авианосец, с палубы которого взлетают замечательные самолеты Су-27К и Су-25УТГ.
- Как они летали! - по-юношески улыбнулся адмирал. - Чертовски приятно было утюжить "Средиземку".
Конечно, американцы заволновались. Командующий
6-м флотом США не выдержал: первым предложил североморцам встретиться. Обменялись визитами: русские побывали на авианосце "Америка", янки - на "Кузнецове". Они продемонстрировали свои возможности, мы - свои. И все остались при мнении, что лучше палубных истребителей Су-27К нет в мире. Американцы пытались на своих самолетах выполнить те фигуры высшего пилотажа, что крутили в поднебесье "палубники" Апакидзе. Но ничего у них не получилось.
Радовали "длинные руки" нашего авианосца: радиус действия наших палубных истребителей - 1.500 километров. А мастерство летчиков, которое увидел заокеанский мир, убедило всех: у России мощная палубная авиация, правда, в ограниченном количестве, но возможности ее весомые. И радовалось сердце Владимира Григорьевича за успех североморцев, а еще за то, что, будучи командиром эскадры надводных кораблей, он сделал для этого все от него зависящее.
Как заместитель командующего, вице-адмирал Владимир Доброскоченко уже давно стал для многочисленных шефских делегаций, на фоне юбилейных дат и торжеств, своего рода олицетворением Северного флота: высокий, статный, громогласный. При этом Владимир Григорьевич не чурается общего перекура, допускает в своем присутствии и анекдот с перчинкой. Иногда задумываюсь: это характер или один из нюансов многогранных служебных обязанностей?
Сам же вице-адмирал Доброскоченко считает: на характере отражается опыт корабельной службы. Потому что многочисленные визиты и деловые заходы в иностранные порты накладывали определенный отпечаток на поведение в той или иной ситуации. Ведь корабли всегда были и останутся проводниками политики государства. Поэтому первое - это опыт общения. Затем - анализ обстановки. Без всего этого командиру корабля было бы сложно.
Но это далеко не самое главное, что по долгу службы делает вице-адмирал Доброскоченко. Мало кто знает, конечно, кроме североморцев, что за время участия в боевых действиях на Северном Кавказе десантно-штурмового батальона морской пехоты Северного флота Владимир Григорьевич неоднократно бывал в Дагестане и Чечне. Какие вопросы решал? Самые разные. Занимался обеспечением батальона всем необходимым, заменой личного состава, организовывал взаимодействие "черных беретов" с силами Объединенной группировки федеральных войск и Северо-Кавказского военного округа. Видел морских пехотинцев и на равнине - под Гудермесом, Кади-Юртом, Новогрозненским, и в горах - на дагестанском перевале Анди, в Веденском и Аргунском ущельях Чечни. Восхищался выносливостью морпехов, их мужеством и героизмом.
- Честно говоря, - вспоминает Владимир Григорьевич, - даже мысленно не мог представить, что я, столько лет отплавав по морям и океанам, вдруг окажусь в горах. Если б не боевые действия, было бы просто приятно пройтись и посмотреть на эти красивейшие места.
Владимир Григорьевич считает, что ему однажды крупно повезло. Когда представители командования Северного флота ехали из Махачкалы в Хасавюрт, на дороге боевики рванули фугас. Подорвалась гражданская машина.
- Увидели последствия, - вспоминает вице-адмирал Доброскоченко, - честно говоря, ужаснулись. Но как в драке не обращаешь внимания на кровь и боль, так и в Чечне - старались не думать о плохом. Вспомнились слова князя Меньшикова, которые он передал Петру Первому, когда русские войска штурмовали шведскую крепость Орешек: "Теперь я принадлежу Богу!"
Разговаривая с Владимиром Григорьевичем, исподволь подводил нашу беседу к основному вопросу: легко ли быть адмиралом?
- Честно говоря, почетно, но трудно, - коротко ответил заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Владимир Доброскоченко. - Ведь большие звезды - это в первую очередь неимоверная ответственность, когда от твоих действий зависит многое, порой даже - жизни людей. И здесь главное - не ошибиться в решении, которое принимаешь.


Назад

  Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки на сайт и упоминания имени
   автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Aport Ranker