на главную страницу

26 Апреля 2002 года

Россия и мир

Пятница

"Большая дубина" над океанами

Анатолий ДОКУЧАЕВ,"Красная звезда".



Адреналин всегда в крови
Вы вновь на палубе "Джорджа Вашингтона"*. Качка совсем не заметна. Только горизонт каждые пару секунд исчезает за краем палубы. Вы проходите мимо готовых к взлету синевато-серых истребителей-бомбардировщиков F/А-18 - знаменитых "Хорнетов". Справа высится контрольная башня с путаницей антенн и радарных тарелок. На ваших глазах два человека в белой одежде, защитных очках и шлемах решительно тянут за собой увлекшегося телевизионщика. Их смущает вольность его поведения. Необученный человек на палубе - большая опасность.
Офицеры по связям с общественностью и прессой пытаются ознакомить гостей хотя бы с основными правилами, соблюдая которые они могут передвигаться и по палубе, и под ней, не создавая опасности для себя и для экипажа. У каждой детали на корабле есть свое предназначение, любое неверное движение способно нарушить хорошо продуманное взаимодействие почти 6 тысяч мужчин и женщин, почти 8 десятков самолетов и сотен различных приборов, стоящих миллионы долларов. Значит - ни шагу без сопровождающего.
Проводится краткий инструктаж. Прибывших предупреждают: никакой паники в случае тревоги из-за пожара, нападения на корабль или катастрофы. Конечно, всего этого не будет, но так заведено инструктировать. Нельзя находиться впереди или позади реактивного самолета - при запущенных двигателях человека может засосать в турбину, что часто происходит с палубными рабочими. Струи реактивных двигателей способны расплавить железо. Может случиться, что лопнет тормозной трос. Словом, всегда и везде нужно быть начеку. На каждом таком корабле прибывшим обязательно скажут, что работа на палубе авианосца относится к самой опасной во всех видах вооруженных сил США и родах войск. Поэтому палубные рабочие получают надбавку за риск в размере ста долларов в месяц. Отметим, что и периодически погибают - их поедает железо.
Вот правила безопасности до всех доведены, и офицер переходит к самой любимой части своего введения: "Занимательные факты и сведения". Корабельные парикмахеры ежедневно подстригают 250 человек, сообщает он. Каждый день на корабле выпивают 13 тысяч бутылок содовой или лимонада, съедают 540 фунтов гамбургеров (в сутки уходит полторы тонны мяса), 180 дюжин яиц, а пекарни вынимают из печи 800 батонов хлеба. На завтрак подают фрукты: яблоки, киви, апельсины, дыни... Еще пирожные, торты, джемы, кукурузные хлопья и молоко, включая обезжиренное. Из напитков: горячий шоколад, 2-3 вида кофе, чай, в том числе зеленый, различные соки. Словом, присутствует ассортимент шведского стола в четырехзвездном отеле. На корабле действуют 4 опреснительные установки производительностью 380.000 литров в сутки. Здесь смотрят более 3 тысяч телевизоров, говорят по 2,5 тысячи телефонам. Эти цифры на каждом из восьми атомных монстров могут чуть-чуть разниться, но ненамного. В общем, американский авианосец - это "маленький город на воде, с собственной радиостанцией, тремя каналами местного телевидения и спутниковым ТВ, четырьмя спортзалами, супермаркетом и кинотеатром".
ЛекциЯ прочитана. Гостям дают ознакомиться с боевой работой экипажа корабля. Летчики, инженеры, палубные рабочие - вся корабельная команда участвует в учебно-боевой тренировке. Внизу, в ангаре, вплотную друг к другу стоят бомбардировщики, истребители, разведчики и противолодочные самолеты, ожидая, когда четыре подъемника доставят их на палубу. Между самолетами суетятся молодые люди в униформе (футболках), они спешно подвозят на ручных тележках ракеты и ящики с боеприпасами, подвешивают под крылья торпеды и бомбы, проверяют навигационное оборудование и системы управления.
А летчики в это время... Хорошо натренированные, с коротко подстриженными волосами, они отдыхают, набираются сил перед полетом в служебных помещениях эскадрильи, сидя в обтянутых кожей креслах. Взлет с борта корабля, полет во вражеский стан, посадка требуют не только высочайшего профессионализма, но и бесстрашия, мужества, психологической устойчивости.
Неизбежный спутник корабельных летчиков - аварии и катастрофы. Из поколения в поколение передается шок Вьетнама, у берегов которого в годы войны побывали все ударные авианосцы Соединенных Штатов, где 95 процентов всех палубных летчиков участвовали в боях. Корабли тогда маневрировали на удалении 150-200 миль от берега, а непосредственно перед подъемом самолетов подходили к береговой черте на 40-120 миль. В зависимости от погодных условий авиация совершала от 2.000 до 8.000 боевых вылетов ежемесячно. Так вот авианосцы за месяц теряли 10-25 самолетов. К авариям и катастрофам приводили высокая напряженность боевых действий и усталость экипажей.
Во время войны в Персидском заливе треть боевых вылетов совершалась с авианосцев. Там действовала основная часть авианосной ударной группировки - "Мидуэй", "Рэйнджер" и "Теодор Рузвельт". В северной части Красного моря маневрировали авианосцы "Джон Кеннеди", "Саратога" и "Америка". Палубная авиация была задействована уже при нанесении первого массированного авиационного удара по противнику. В ночь на 17 января 1991-го в нем участвовали три авиагруппы (15-22 самолета в каждой) с авианосцев "Мидуэй" и "Рэйнджер". За время кампании авианосцы потеряли от средств ПВО Ирака и в воздушных боях (по официальным данным Пентагона) семь палубных самолетов: четыре А-6, один F-14, два F/A-18. И один F-18 потерян в результате аварии.
А теперь перенесемся в начало 2002 года в Персидский залив на авианосец "Джон Стеннис", участвовавший в операциях против талибов в Афганистане. Каждую ночь "Хорнеты" и "Томкэты" уходят на боевые задания, для атаки позиций противника взлетают летчики эскадрилий авиакрыла корабля, в том числе и эскадрильи "Блэк Найтс" ("Черных рыцарей"). 3 тысячи километров туда и обратно, 6 дозаправок топливом в воздухе от американских и английских воздушных танкеров, 5-8 часов в воздухе. Примерно такое же напряжение и у летчиков авиакрыла авианосца "Теодор Рузвельт", находившегося в Аравийском море. Так, в ноябре 2001-го за два дня самолеты ударной группировки записывают на свой счет 4 тысячи часов нахождения в воздухе. Прибавьте к этому страшнейшие удары паровых катапульт при взлете и непростую после тяжелых часов полета посадку с помощью аэрофинишера. Адреналин, бушующий в крови, заметен в каждом движении летчика, вылезающего из кабины самолета. Не случайно американских пилотов палубной авиации за сто посадок на авианосец отмечают специальным знаком - "Золотой гак". Совершивших двести заходов на посадку обязан знать президент Соединенных Штатов.
Здесь уместно сказать, что CVN-71 "Теодор Рузвельт" установил новый мировой рекорд продолжительности плавания - без захода в порты. Во время проведения операций "Возмездие", "Благородный орел" против движения "Талибан" в Афганистане авианосец находился в морях и океанах (большую часть в Аравийском море) свыше 180 суток на боевой службе, начав ее 19 сентября 2001-го и завершив в конце марта 2002-го. Захода в порты удалось избежать благодаря организации воздушного моста между кораблем и находящимися в относительной близости базами США, в первую очередь в Бахрейне. Боевой комплект обновился не менее 15 раз. Летчики, как и другие специалисты, более 6 месяцев находились на борту, регулярно поднимаясь для выполнения боевых задач.
Пилоты отдыхают в кают-компании эска
дрильи... Вы не заставите их порассуждать над сложными взаимосвязями в международных отношениях, следствием которых становятся их боевые полеты. Наносить бомбовые удары по целям, расположенным среди поселений мирных жителей, сбивать иракские МиГи - дилеммы для летчиков нет. Как и все американские офицеры, они избегают разговоров о политике. Они выполняют приказы там, где это необходимо. В Персидском заливе, в Средиземном море, вновь в Персидском заливе... Им все равно, где уничтожать военные объекты: в Ираке, Югославии, Африке, Афганистане. Меняются только со временем палубные самолеты и вертолеты, бомбы и ракеты на них, обеспечивающие системы. Так, 95 процентов оружия, использованного в 2001-2002 годах в Афганистане, было высокоточным - с лазерным наведением и наводящееся с помощью системы GPS (точность попадания - 9,14 метра). На противника сыпались "умные" бомбы стоимостью 250 тысяч долларов за штуку. Незыблемым на авианосце остается преданность флагу и желание во что бы то ни стало выполнить боевой приказ. Впрочем, иначе и быть не может. Боевые полеты - смысл, философия авианосца. Вся шеститысячная команда, "добиваясь идеального взаимодействия между человеком и машиной", работает на летчиков, на выполнение боевой задачи.
А вот парой лестниц ниже, в спальных помещениях матросов и палубных рабочих, обстановка несколько иная. В каждом помещении на 80 человек - многоярусные кровати. Постели шириной с подушку. В конце помещения - телевизор. "Работа, еда, телевизор, между маневрами, может быть, игра в баскетбол в ангаре", - расскажет о своей службе кто-то из палубных рабочих, сидящих на кровати. Затем добавит словами, написанными на рекламных плакатах, призывающих служить в военно-морских силах США: "Зато я увидел мир". Кто-то пожалуется: "Вербовщик трепался что-то о работе со сложной техникой и компьютерами, а в течение года приходится полировать плинтусы и чистить клозеты! Через два года я отсюда уйду. Иначе просто сойду с ума".
Жалующиеся рабочие - не редкость. В военно-морских силах США из-за стресса текучесть кадров выше, чем в других видах американских вооруженных сил. Людям приходится мириться с тем, что на атомном монстре они круглые сутки являются составными частями механизма его обслуживания. Далеко не все - за большие деньги. Одна из опаснейших работ у специалистов, готовящих самолет к взлету на катапульте перед самым его взлетом. Они должны за 2 секунды отскочить в сторону от самолета, когда тот со страшной силой сорвется с борта корабля. Иначе попадешь под стойку шасси или под реактивную струю. И так порой по 14 часов в день за 1.200 долларов в месяц, из которых 100, как уже знает читатель, за риск находиться на палубе.
Ниже кубрика рабочих начинается запретная зона. Машинное помещение с атомным реактором. Так что снова наверх, на мостик. Гостям могут показать фильм "Лидер", давший американскому флоту необычно большое пополнение. В нем образ морского летчика превращен в поп-икону.
На палубе тем временем боевая работа идет полным ходом. Носятся ярко одетые фигуры. Каждому подразделению палубных специалистов присвоен собственный цвет. Все действуют в строгом соответствии с штатным расписанием. Они согласуют свои действия, подавая руками определенные знаки. При таком шуме контакт по мобильному телефону был бы невозможен. Даже через защитные ушные накладки в шлеме гости корабля слышат постоянное фырканье, вой и шипение. Рев реактивных двигателей тяжело давит на грудную клетку, когда одна из четырех катапульт выталкивает самолет в полет над морем, в то время как следующий уже включает турбины на полную мощность.
Делая крутой разворот, самолеты уходят в небо. На высоте они выстраиваются в боевой порядок. В дни конфликтов за горизонтом находится цель, которую нужно поразить, за горизонтом - противник.
"Big Stick" ("большая дубина") - так американские военные называют авианосец... С помощью ее Вашингтон делает сегодня и будет делать большую политику в первой четверти XXI века да и далее в обозримом будущем. Пентагон считает, что авианосцам должен быть подвластен весь мир. В случае серьезной угрозы они должны прикрыть три ключевых района земного шара. Средиземное море - Ближний Восток, Персидский залив - Индийский океан и западную часть Тихого океана. Эта задача, считают специалисты, по силам находящейся сегодня в строю дюжине авианосцев: восьми атомным типа "Честер Нимиц", первому атомному "Интерпрайзу" и трем с паросиловой установкой - "Китти Хоку", "Констеллейшну" и "Джону Кеннеди", используемому в учебных целях и входящему в состав резерва ВМС. Пентагон же считает, что "задачу владения миром" решат и 10 многоцелевых авианесущих кораблей и один учебный. Из этого и исходит программа строительства атомных монстров. Причем американские специалисты порой даже не собираются их задействовать в боевых операциях: мол, "в небольших конфликтных ситуациях достаточно появления авианосца в пределах видимости с берега, чтобы образумить взбунтовавшийся народ".


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker