на главную страницу

27 Апреля 2002 года

Авиация России

Суббота

ОЦЕНКУ СТАВИТ НЕБО

Беседу вел Александр МАНУШКИН, "Красная звезда".



В Раменском создают инерциальные авиационные системы мирового уровня

В условиях реструктуризации оборонного комплекса авиационно-космическая отрасль, пожалуй, одна из первых в России сумела оправиться от шока рыночных реформ и выйти на путь стабильного экономического развития. Этот путь был отнюдь не простым. Он потребовал от руководителей предприятий нетрадиционных решений для сохранения научно-производственного потенциала, квалифицированных кадров, внедрения перспективных технологий, создания конкурентоспособной продукции, востребованной на внутреннем и международном рынках. К числу таких фирм относится ОАО "Раменский приборостроительный завод" (РПЗ) - одно из ведущих предприятий авиационного комплекса страны. Наш корреспондент встретился с его генеральным директором Анатолием ЧУМАКОВЫМ и попросил ответить на ряд злободневных вопросов.
Чумаков Анатолий Викторович родился в 1947 году. Окончил Московский авиационный технологический институт по специальности "Авиационное приборостроение". Свою трудовую деятельность начал в авиационной промышленности рабочим в 1965 году. На Раменском приборостроительном заводе работает с 1973 года. Прошел путь от инженера до заместителя генерального директора. В 1993 году был избран генеральным директором ОАО "Раменский приборостроительный завод". Кандидат экономических наук, лауреат Государственной премии РФ.
Стратегия развития
- Прошедшее десятилетие можно сравнить с черной полосой для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Как Раменскому приборостроительному заводу удалось сохранить наукоемкое производство в столь непростых условиях?
- Так уж сложилось, что мне пришлось возглавить завод в трудные времена. К 1993 году государственный оборонный заказ упал почти до нуля. Другими словами, тот мощный финансовый поток, который питал наше предприятие до развала Советского Союза, превратился в еле заметный ручеек, который никоим образом не мог поддерживать мало-мальски сносное существование завода. И мы вынуждены были искать нетрадиционные пути выхода из кризисной ситуации.
Стало ясно: работать так, как мы работали раньше, уже нельзя. Перед нами встал извечный русский вопрос - что делать? Для выработки конкретных предложений по выходу из кризисной ситуации была сформирована группа ведущих специалистов из 36 человек, в которую вошли все члены правления и руководители основных подразделений завода. Мы разделились на четыре группы и в течение трех дней совершенно автономно разрабатывали план вывода завода из кризисной ситуации. Затем, собравшись вместе, провели обсуждение этих планов, причем каждая группа представляла и "защищала" свой план. Из всех предложений выбрали наиболее перспективные, рациональные и реально реализуемые. Так была сформирована программа по выводу предприятия из финансово-производственного кризиса. Эту стратегию развития на ближайшую и более отдаленную перспективу мы и реализуем.
С чего мы начали? Конечно, с рационального использования того, что имели на тот период. Надо было грамотно распорядиться средствами и возможностями, которые были на предприятии. Перво-наперво сформировали и начали проводить структурную реорганизацию завода с целью сокращения прежде всего накладных расходов и повышения уровня эффективности управления производством. Во-вторых, сократили звенья в технологической цепочке производства изделий, ведь в рыночных условиях очень важно до минимума снизить цикл прохождения всех этапов освоения новых изделий и постановки их на производство. Иначе можно просто опоздать и остаться с продуктом, который уже никому не будет нужен.
В связи с этим приведу очень характерный пример. Даже в лучшие советские времена мы осваивали в год лишь по два-три новых изделия. А сейчас ежегодно осваиваем в среднем 20 наименований.
Но эти темпы мы набрали потом. А тогда, в начале 90-х годов, пришлось решать важнейшую задачу по сохранению наукоемкого высокотехнологичного производства. Главное было не потерять управляемость, адаптироваться к новым условиям работы. Именно тогда мы приняли принципиальное решение: там, где подразделения работают в едином технологическом цикле выпуска сложных наукоемких изделий, ни в коем случае не дробить завод на хозрасчетные структуры. А ведь в те годы это было очень модно делать под разговоры о диверсификации производства. Также на заводе было создано новое по духу и содержанию подразделение - служба маркетинга, в обязанности которой входили поиск и расширение рынков сбыта новых изделий, пользующихся рыночным спросом и производство которых можно наладить на предприятии.
- Другими словами, вы перешли на выпуск ширпотреба?
- Это не совсем так, потому что, несмотря на то что мы начали осваивать новые изделия гражданского назначения, все же основным стратегическим направлением по-прежнему оставалось наукоемкое производство, то есть то, на чем мы специализировались десятилетиями. Под это у нас есть специальные площадки, оборудование, квалифицированный инженерно-технический состав и рабочие. А ширпотреб можно изготавливать в более простых условиях, тогда и накладные расходы будут меньше и соответственно цена изделия ниже. У нас же заводские площади дорогие, оснащены всем необходимым для изготовления сложных наукоемких изделий, в том числе и системами кондиционирования воздуха для поддержания определенного микроклимата.
Словом, хозяйство у нас энергетически емкое. На детских игрушках или сковородках его не окупишь. Поэтому, сохранив как единое целое производство наукоемких изделий, мы выделили завод товаров народного потребления, который стал хозрасчетным подразделением. Для получения дополнительных средств не в ущерб основной продукции мы дали рыночную свободу строительной и транспортной службам, инструментальному производству, которые стали выполнять в том числе и заказы сторонних организаций. В течение двух лет, к 1995 году, в основном реструктуризация была завершена.
Главное богатство - люди
- Как эта перестройка отразилась на работниках предприятия?
- Хочу подчеркнуть, что вхождение в рынок мы старались осуществлять предельно мягко, по возможности безболезненно. Ведь каждая перестановка специалиста на новый участок работы требовала его адаптации - и технической, и психологической.
Из-за низкой загруженности производства были вынуждены перейти на трехдневную рабочую неделю. Затем, по мере увеличения оборотов, на четырехдневку. Когда же сумели нарастить объем выпуска продукции, вернулись к пятидневке. Конечно, было непросто объяснить сложившуюся ситуацию работникам, которым надо кормить свои семьи. Тем не менее даже в те трудные времена мы своевременно выдавали заработную плату. Сбой у нас был лишь однажды - после памятного всем "черного" августа 1998 года.
Стабильность в выдаче зарплаты плюс социальная поддержка, хотя и в меньшем объеме, чем в дореформенные времена, помогла нам сохранить квалифицированные кадры. Передав часть объектов социальной сферы в муниципальную собственность, мы оставили в собственности предприятия детский оздоровительный лагерь, профилакторий, турбазу, где наши работники и их дети могут отдохнуть по путевкам, которые они оплачивают в размере только 10 процентов от полной стоимости. Завод имеет свою поликлинику, медицинские услуги которой заводчанам предоставляются бесплатно. Есть институт и техникум (филиал Московского государственного авиационного технологического университета и филиал Жуковского авиационного техникума), где учатся многие дети наших работников. А это тоже важно для преемственности поколений и закрепления кадров. Главное наше богатство - люди. Это в общем-то известное изречение для нас наполнено особым смыслом. Мы сохранили костяк коллектива - квалифицированные кадры, что считаем наиболее важным достижением.
- Стремительное старение кадров - беда всей "оборонки". Существует ли эта проблема на вашем предприятии?
- Да, существует, и она объективно не может не существовать, так как рядом с нами находится "неудобный" сосед - мегаполис Москва. Не секрет, что уровень зарплаты в регионах ниже, чем в столице. С учетом этого мы выработали определенную тактику. РПЗ тесно взаимодействует с бывшим заводским ПТУ, которое получило статус муниципального лицея. Там мы имеем несколько "своих" групп. Причем станочникам выплачиваем дополнительную заводскую стипендию, и они, как правило, приходят к нам работать после его окончания.
Также мы три года назад внедрили систему привлечения на производство студентов дневных очных факультетов нашего техникума и института. Таких у нас сейчас около 80 человек. Раньше приглашали с третьего курса, а сейчас уже и со второго. Принимаем их на работу технологами и помощниками мастеров, конструкторов, рабочими, при этом даем право трудиться по свободному графику. Молодежь осваивается в коллективе, получает профессиональные навыки, словом, привыкает к заводу. Даем им также возможность готовить курсовые и дипломные работы на своих рабочих местах. В результате - очень многие остаются на предприятии.
За последние два года при общем снижении среднего возраста (за два года мы помолодели на один год) численность работающих на РПЗ увеличилась почти на 300 человек. Только в прошлом году мы приняли на завод 290 рабочих и ИТР в возрасте до 30 лет. Для нас это принципиально важно, так как, повторюсь, в подмосковном регионе привлечь молодых работников не так-то просто.
- Что в итоге дает это предприятию?
- Такая работа приносит свои плоды. На РПЗ устойчивое экономическое положение. Зарплата из года в год растет. За 2000 год мы увеличили её в 1,8 раза, за 2001 год - в 1,7 раза. Есть у нас и определенное движение по строительству жилья. В прошлом году, например, сдали 225-квартирный дом, где 70 процентов новоселов были из числа работников РПЗ. Правда, это кооперативный дом. Но в нем квартиры дешевле, чем на рынке жилья, так как определенный вклад в строительство дома внес завод. Строим еще один кооперативный дом, и в нем владельцами благоустроенного жилья также станут в основном заводчане.
Будущее закладывается сегодня
- А как в условиях экономических потрясений на РПЗ отлаживалось производство?
- Конечно, в первую очередь мы укрепили производственные связи с теми, с кем и раньше работали в тесной кооперации. Когда совместно с руководством "Раменского приборостроительного конструкторского бюро" (РКПБ) мы обсуждали планы дальнейшего развития, то пришли к выводу, что они все свои усилия должны направлять прежде всего на разработку изделий, а их изготовлением, даже иногда и на уровне макетных образцов, должно заниматься наше предприятие. Так мы из разряда серийных заводов фактически перешли в разряд заводов, занимающихся мелкосерийным производством. А дело здесь вот в чем. За последнее десятилетие крупных серий не было. Их и до сих пор нет. И мы перестроили производство таким образом, чтобы сделать его гибким, чтобы РПЗ мог быстро реагировать на изменение номенклатуры, быстро осваивать новые изделия, чтобы, образно говоря, не опоздать на рынок с новой продукцией. Это очень важный момент в рыночных условиях.
В переходный период мы взаимодействовали со многими разработчиками. Но со временем от некоторых из них пришлось отказаться, так как либо сами разработчики перестали существовать, либо выпускаемая нами продукция просто стала никому не нужна.
Но есть примеры и другого плана. Мы в свое время организовали выпуск разъемов для телерадиоаппаратуры, причем в большом количестве. Это производство в 1994 году работало по непрерывному графику, включая субботы и воскресенья. Но к середине 90-х годов вся отечественная телерадиопромышленность практически рухнула. Но и сегодня эти высококачественные разъемы мы продолжаем выпускать. Правда, поставляем только в Белоруссию, то есть туда, где телевизоры делают. Я подчеркиваю: именно делают, а не собирают из импортных комплектующих. Поставляем еще разъемы на завод в Курск, где производятся кассовые аппараты для торговли.
Мы выпускали и продолжаем выпускать товары народного потребления, в частности фены. И эта продукция находит своих потребителей. РПЗ производит также режущий инструмент, оснастку, стоматологические боры, бензосчетчики для бензоколонок, приборы для автомобилей и многое другое. Например, делаем по авиационной технологии более 30 наименований надежных блоков путевой автоматики для метрополитенов. потребители ими очень довольны.
Первым делом - самолеты
- Но ведь для вас основная тематика - производство сложных приборов для авиации...
- Естественно. Сегодня мы имеем полную загрузку цехов, причем большая часть объема работ - это производство сложных наукоемких авиационных приборов. РПЗ обеспечивает изготовление и надежное сервисное обслуживание всех приборов, которые мы выпускали ранее серийно. Помимо этого, занимаемся их ремонтом. Причем объем работ в последние годы вырос, в том числе и за счет применения новых форм услуг, которые мы предлагаем эксплуатантам воздушных судов. Это - предоставление приборов в аренду, лизинг, ремонт негарантийных приборов выездными бригадами непосредственно у потребителей.
Но наибольшую загрузку имеем за счет тех работ, которые ведем совместно с разработчиками, осваивая приборы и интегрированные системы бортового радиоэлектронного оборудования четвертого и пятого поколений для новых и модернизированных самолетов, вертолетов и летательных аппаратов других классов. Цифры говорят сами за себя: только за последние 3 года было освоено 65 наименований наукоемких авиационных изделий. Это стало возможным благодаря повышению эффективности работы производства в кооперации с предприятиями, входящими в Научно-производственный центр "Технокомплекс".
Примером может служить тесная кооперация с головным разработчиком, о котором я сказал выше, - Раменским приборостроительным конструкторским бюро. Большая часть его новых разработок передается на РПЗ, и завод приступает к освоению изделий уже на стадии изготовления опытных партий, а порой даже на стадии изготовления макетных образцов. Такая работа позволяет намного повысить оперативность освоения приборов и систем, ускорить их отработку на технологичность, что является очень важным фактором для обеспечения качества и серийноспособности изделий.
В последние годы заводу удалось повысить уровень серийности изготавливаемых даже маленькими партиями деталей, приборов и систем. Это стало возможным благодаря реализации выработанной в РПКБ идеологии проектирования бортового электронного оборудования 5-го поколения, в основе которого заложен магистрально-модульный принцип с открытой архитектурой. Это означает прежде всего глубокую унификацию создаваемых нами изделий, состоящих из отдельных стандартных модулей. Эти "кирпичики" при необходимости легко наращивать, модернизировать, увеличивать объем математических задач и функций, решаемых приборами и системами.
- Что РПЗ делает по внедрению новых технологий и повышению эффективности производства?
- Унификация позволяет нам даже при мелкосерийном производстве быстро перестраивать производство. В настоящее время завод выпускает современные электромеханические и электронные приборы, инерциальные навигационные системы и курсовертикали как платформенного, так и бесплатформенного типа, предназначенные не только для авиационной, но и для многих других видов наземной и водной техники как военного, так и гражданского назначения. Все эти системы выполнены по одной идеологии, и в них применены конструктивно близкие базовые элементы.
Завод в последние годы освоил и серийно выпускает гамму современных базовых элементов, разработанных РПКБ. Это прежде всего малогабаритные динамически настраиваемые гироскопы типа МГ-4; ГВК-16, акселерометры, выполненные с применением чувствительного кремниевого элемента типа А-15, А-16. Номенклатура показывающих приборов пополнилась в последние годы новыми серийно выпускаемыми электромеханическими приборами и многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами (ЖКИ).
В 1994 году совместно с НПК "Электрооптика" на заводе была начата разработка и освоение производства лазерных приборов ГЛ-1 для серийной бесплатформенной навигационной системы первого класса, которая была сертифицирована для пассажирского лайнера Ту-204. В 1996 году было освоено производство лазерных приборов ГЛ-2 с уровнем точности 0,010/час для бесплатформенной навигационной системы. В настоящее время НПК "Электрооптика" совместно с заводом на базе гироскопа ГЛ-2 заканчивает разработку бесплатформенной инерциальной системы БИНС-2. Начаты работы по освоению еще более точного прибора ГЛ-3.
Совместно с ОКБ "Гироцентр" мы уже серийно изготавливаем трехкоординатный лазерный гироскоп ("Трилаг"), который на сегодняшний день не имеет аналогов в России. На международной выставке "LASERTEC-2001" этот гироскоп был отмечен дипломом.
Лазерные гироскопы начали использоваться и в тех разработках, которые ведет непосредственно конструкторский отдел завода. В 2001 году РПЗ на основе бесплатформенной инерциальной системы с применением лазерного гироскопа и спутникового приемника радионавигационных сигналов космических навигационных систем
ГЛОНАСС/GPS разработал и изготовил опытный образец подвижного навигационно-геодезического комплекса ПНГК-1. Проведенные натурные испытания комплекса показали его высокую точность и надежность. В 2002 году нам предстоит выполнить работы по изготовлению двух опытных образцов комплекса ПНГК-1 и провести государственные испытания.
В начале прошлого года мы начали работы по дистанционному комплексу воздушного базирования для определения и контроля экологической обстановки городов, промышленных зон и районов чрезвычайных ситуаций. Основой комплекса являются перестраиваемые по частоте лазеры. Комплекс имеет автономную навигационную систему и систему передачи данных измерений и телевизионного изображения и поэтому может быть использован на любых типах самолетов и вертолетов, а также на дистанционно-управляемых летательных аппаратах.
Не забыта на заводе и легкая авиация, для которой разработаны и ведутся испытания малогабаритных курсовых систем "Стриж" и "Кайра".
На пути к концерну
- Освоение наукоемких технологий невозможно без внедрения новых технологических процессов и постоянного обновления оборудования и станочного парка...
- Действительно, это так. Мы сейчас очень много средств тратим на модернизацию производства. И это понятно. Освоение новой техники трудно представить без самых современных станков и компьютерной техники и без внедрения новых технологий. Поэтому внедряем новые технологические процессы, закупаем новые высокопроизводительные станки с ЧПУ, новое электроэррозионное оборудование для изготовления динамически настраиваемых гироскопов. Большую работу проводим по внедрению станков с использованием лазеров для резки деталей из листового материала, оборудования для лазерной сварки, лазерной балансировки при изготовлении гироскопов, оборудование для термической обработки и термоциклических испытаний, контрольно-измерительного оборудования.
Постоянно внедряем вычислительную технику. Еще 12 лет назад на заводе мы создали локальную вычислительную сеть, с помощью которой сейчас решаем уже более двухсот задач, обеспечивающих автоматизацию расчетных, учетных и управленческих процессов на всех этапах производства и сервисного обслуживания изделий.
Большое внимание уделяем внедрению GALS-технологий. Это чрезвычайно важное направление для повышения эффективности работы предприятия в целом. Документацию от разработчиков мы начали уже получать на электронных носителях и с ней ведем работу непосредственно в подразделениях завода, используя автоматизированные рабочие места для ускоренной подготовки производства. Только в прошлом году мы закупили 205 компьютеров, из которых непосредственно на создание автоматизированных рабочих мест было выделено 96 компьютеров.
Имея такую сложную технику, мы предъявляем очень высокие требования к культуре производства. У нас есть целый ряд сборочных цехов, где не только поддерживается определенный климат с заданными параметрами температуры и влажности, но считается специальными приборами даже количество пылинок в воздухе. В начале апреля на нашем заводе побывал Борис Всеволодович Громов, губернатор Московской области, который отметил не только высокий технический и производственный потенциал завода, но также и не менее высокий уровень культуры производства. Словом, раменские приборостроители делают все для того, чтобы выпускать приборы и системы для авиации на уровне мировых стандартов.
- Какова ваша точка зрения на то, как идет реструктуризация оборонно-промышленного комплекса?
- О необходимости реформирования комплекса в последние годы говорилось много. Зачастую дальше слов и заклинаний дело не шло. Мы же реально делаем это. Причем исходя из общих интересов предприятий, входящих в промышленную научно-производственную кооперацию.
Конечно, путь реформирования тернист и сложен. Об этом свидетельствуют провалы за последние десятилетия многих программ реструктуризации "оборонки", которые навязывались сверху. А вот когда сами предприятия начали проявлять инициативу, чтобы развиваться даже в тех жестких условиях, в которых мы работаем, вот тогда пошло ускоренное движение.
Так и мы объединились в Научно-производственный центр "Технокомплекс" для того, чтобы успешнее реализовывать программы разработки, испытаний и быстрейшего внедрения в серийное производство приборов и систем как для бортового оборудования самолетов и вертолетов, так и для многих видов наземного и водного транспорта. И это, видимо, единственно правильный путь. Предприятия должны концентрироваться вокруг конечного продукта. Только тогда они будут завязаны общими финансовыми и производственно-технологическими интересами.
Объединившись в НПЦ "Технокомплекс", мы начали более дружно и энергично работать над освоением новых, перспективных высокотехнологичных изделий. И по тем разработкам, которые мы совместно с РПКБ, с московскими фирмами-разработчиками "Авионика" и "Аэроприбор-Восход" и другими организациями вели и внедрили в производство, видно, что сделано это было в очень короткие сроки. А выигрыш во времени, как я уже говорил, - сейчас уже половина успеха.
Так было с программами создания пилотажно-навигационных комплексов для Су-30 и его модификаций, для МиГ-29 СМТ, вертолетов фирм "Камов" и "Миль". В том-то и заключается кооперация, что каждое предприятие делает лишь часть своей работы, а головной завод уже осуществляет сборку конечного продукта.
Хотелось бы отметить, что руководству "Технокомплекса" удалось определить правильный вектор нашего совместного движения. Эта программа развития была согласована на совете директоров объединения, и она при необходимости корректируется с учетом реальной обстановки, но в рамках той стратегии развития, которую мы определили изначально. Такая работа вселяет оптимизм на будущее. Уже сейчас видно, что предприятия, которые входят в НПЦ "Технокомплекс", а их ныне уже более десяти, заметно повысили эффективность своей работы.
Сейчас ведется большая работа по преобразованию нашего Научно-производственного центра в концерн "Авионика". И это, я думаю, позволит расширить наши возможности по созданию самой современной авионики для отечественной авиации и зарубежных заказчиков.
"Нам есть чем гордиться", - говорят заводчане, оглядываясь на свою более чем 60-летнюю историю
Раменский приборостроительный завод - ведущее предприятие ОПК, выпускающее сложные навигационные приборы и комплексы для отечественной авиации. Коллектив прошел трудный путь становления и развития - от предвоенного строительства в 1939 году, выполнения заказов фронта в эвакуации в Ижевске, коренной реконструкции в шестидесятые годы до непрерывного освоения и выпуска все усложняющейся техники в последующие десятилетия. Это был путь от простейших измерительных приборов до многофункциональных пилотажно-навигационных систем для самолетов и вертолетов.
В 1961 году за заслуги в освоении новой техники завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. Предприятие первым в стране освоило выпуск поплавковых гироскопов и акселерометров и на их базе инерциальных систем нового поколения, позволивших в два раза повысить точность навигации.
В 1978 году разработанная на РПЗ система качества была первой зарегистрирована в отрасли и признана лучшей в стране. Опыт работы коллектива был представлен в Политехническом музее и на ВДНХ. В период 1985-1990 годов РПЗ 19 кварталов назывался в числе победителей в соревновании предприятий отрасли. В 1985 году за успехи в труде завод занесен на Всесоюзную Доску почета на ВДНХ СССР. Залогом успеха стала разработанная и реализованная заводскими специалистами комплексная система управления, охватывающая все стороны жизни коллектива - от непрерывной учебы рабочих и специалистов, совершенствования производства до создания условий для полноценного отдыха, укрепления здоровья работников и членов их семей.
В 1992 году завод стал акционерным обществом. Испытания минувшего десятилетия не сломили сплоченный коллектив приборостроителей. На основе разработанной стратегии развития, проведенной структурной перестройки, сохранения высокого производственного потенциала и системности в работе удалось не только обеспечить экономическую устойчивость предприятия в новых рыночных условиях, но и сделать новый рывок в освоении и устойчивом выпуске десятков наукоемких, не выпускавшихся ранее пилотажно-навигационных приборов, систем и комплексов, а также другой гражданской продукции.
Последние три года - новая страница в жизни коллектива. Тесное сотрудничество с предприятиями, входящими в Научно-производственный центр "Технокомплекс", целенаправленная работа по освоению и выпуску авионики пятого поколения, внедрению современного оборудования и новых технологических процессов, реконструкции производства и внедрению системы качества позволили обеспечить конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках.
На снимках: регулировка и испытание трехосного лазерного гироскопа; приборы и системы, созданные в РПЗ, выводят ракетоносец Ту-160 в любую точку земного шара.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker