Перейти на главную страницу

27 Апреля 2002 года

Спорт

Суббота



Чтоб стальные "кони" не подвели

Ледовый спидвей, придуманный еще в 1920-е годы скандинавами, последние тридцать лет считается коронным видом спорта россиян. До нынешнего сезона отечественные мотогонщики становились победителями 30 из 36 проведенных личных чемпионатов мира и 20 из 23 командных. При столь явном преимуществе одной из сторон интерес к лишенным интриги соревнованиям, казалось бы, должен был угаснуть. Но март 2002 года принес сенсацию: чемпионами мира как в личном, так и в командном зачете стали шведы. Причем победу в личном первенстве одержал ветеран мотогонок на льду 54-летний пожарный из города Евле Пер-Олаф Серениус. Наш Юрий Поликарпов довольствовался лишь "бронзой". А в командном чемпионате сборная России заняла второе место.
Результаты сезона-2001/02 для "Красной звезды" комментирует президент Мотоциклетной федерации России, советник председателя ЦС РОСТО генерал-майор Олег ЯРОВОЙ.
- Замечу, что все трое наших претендентов на призовые места - Кирилл Дрогалин, Владимир Фадеев и Юрий Поликарпов к соревнованиям были готовы. В этом мы могли убедиться в ходе гонок, предварявших главные старты сезона. Но в спорте иногда вступает в свои права "его величество случай". Так вот, россиянам, я считаю, просто не повезло и на командном первенстве в Красногорске, и в Инцеле, где завершился личный чемпионат. Дрогалин неоднократно застревал на старте из-за того, что в его "Яве" закапризничало сцепление. Лидер по результатам трех этапов личного чемпионата Поликарпов провалил гонки в Инцеле, так как, на мой взгляд, "перегорел" психологически, слишком рано почувствовав себя победителем. А Фадеев, который в этом сезоне не пропустил ни одного крупного старта, похоже, перекатался и устал. Хотя уровень мастерства каждого из этих гонщиков позволял бороться за "золото".
На результаты командного чемпионата повлияло и качество льда. Из-за теплой зимы он оказался в Красногорске слишком рыхлым. Ко второму дню финальных гонок трек был настолько вспахан, что пришлось перенести его ближе к центру поля стадиона. В отличие от иностранцев, которые на искусственных катках привыкли к малому радиусу, наши гонщики на укороченной дорожке испытывали большие неудобства.
- Олег Павлович, и в прежние годы у того или иного гонщика случались спады, какие-то форс-мажорные обстоятельства. Но наш ледовый спидвей силен целой плеядой мастеров высшего класса, и кто-нибудь из них все равно выигрывал "золото". А тут вдруг сразу всем что-то помешало...
- Согласен, в последние годы такого не случалось. Вопрос о чемпионстве в личном зачете обычно решался в споре между Балашовым и Дрогалиным или Дрогалиным и Фадеевым... И потому была определенная гарантия, что золотая медаль в любом случае достанется россиянину. Мы в МФР думали, что так будет и в этом году, но, похоже, упустили ситуацию из-под контроля.
- Судя по тому, как здорово выступали шведы, ледовый спидвей у них прогрессирует.
- Шведы всегда были сильны. А в этом году еще и наши гонщики помогли тому же Серениусу. У него и рама мотоцикла, и шиповка на колесах российские, самого высокого качества. Так что его успех мы сами в какой-то мере готовили. И это неизбежно - спортсмены разных стран постоянно общаются, помогают друг другу. Упрекать их в этом бессмысленно.
А победу шведских спидвеистов не следует расценивать как конец "российской" эпохи в мотогонках на льду. В предстоящем сезоне мы уж точно не повторим свои нынешние огрехи и просчеты. В то же время "золотой дубль" шведов несомненно подогреет всеобщий интерес к этому виду спорта. Помните, как в позапрошлом году австриец Франц Цорн на личном чемпионате мира "наступал на пятки" нашим и в итоге получил бронзовую медаль? У него на родине после этого ледовый спидвей сразу пошел в гору, в сборной команде появились новые имена. Сейчас растет число классных гонщиков в Финляндии, Германии, Чехии.
- А в России?
- У нас даже после кризиса
90-х годов, когда в некоторых регионах мотоклубы утратили возможность готовить и содержать мастеров высшей квалификации, география мотогонок на льду осталась достаточно широкой. Поэтому и общая численность российских спидвеистов, и когорта "звезд" постоянно пополняются. Ближайший резерв сборной команды сейчас составляют молодые способные гонщики - Хомицевич из Каменска-Уральского, Захаров и Базеев (Саранск), Казаков (Уфа).
- Какие уроки завершившегося сезона Мотоциклетная федерация России учтет в предстоящем?
- Исполком МФР пришел к выводу, что прежде всего не хватило надежности эксплуатируемой техники и впредь нужно повысить качество ее подготовки. Поэтому на заседание комитета впервые приглашены механики сборной команды. В новом году их главная задача - обеспечить "запас прочности" вплоть до последних, самых ответственных стартов сезона.
Ездовой практики, согласно календарю, у гонщиков вновь будет более чем достаточно, значит, важно рационально и объективно подойти к отбору участников соревнований. Это позволит российским гонщикам поддерживать спортивную форму на уровне, необходимом для успешных выступлений на обоих чемпионатах мира.
 ||  Андрей КУРНЯЕВ.


КРУТИТСЯ-ВЕРТИТСЯ ШАР ГОЛУБОЙ

Один час. Полет нормальный. Два часа. Полет нормальный... Такие привычные после гагаринской экспедиции в глубь Вселенной команды. Непривычно другое: вместо космического корабля - аэростаты. На фоне неприветливого темно-серого неба они казались медленно движущимися мерцающими звездочками, разноцветные лучики от которых изредка пробивались сквозь густую снежную пелену. Не видно ни зги - это еще слабо сказано. Погода никудышная: пурга, с Волги так задувало, что просто сбивало с ног, а лететь надо - время поджимало, и так потеряли несколько дней, пока хоть чуть прояснится.
Место действия - воздушное пространство от Нижегородской области до Марий Эл. Участники действия - спортсмены, в большинстве своем объединенные в Федерацию воздухоплавания России, представители РОСТО. Впервые в своей соревновательной практике они бросили вызов стихии, отправившись в сложнейшее путешествие на аэростатах в холодное время года.
...Седьмого марта, когда все нормальные мужики вовсю веселились на работе, поздравляя любимых женщин с наступающим праздником, Леонид Тюхтяев покинул место службы - столичный Судостроительный банк, где трудится заместителем председателя правления, и срочно отправился в Гусь-Хрустальный. Там его ждали кубки, изготовленные по заказу банка для победителей первых в России зимних полетов на воздушных шарах. Тюхтяев не предполагал, что спустя неделю одна из этих красочных наград достанется ему.
- Друзья говорят мне, что я помешан на этих шарах, - улыбается Тюхтяев, - но это не так. Просто у меня такой характер, что я готов поддержать любую авантюру в пределах разумного.
Таких "авантюристов" в России уже немало. Один из них - бывший военный летчик Сергей Воинов. С боевых самолетов (Ту-16, Ту-29, М-3 и других ) он уже почти как десять лет пересел в аэростат, успев за это время собрать урожай медалей с различных соревнований, включая первенство России. Поскольку воздухоплавание - не очень-то знакомый для наших читателей вид спорта, то прошу Сергея рассказать о нем подробнее.
- В принципе аэростаты, неважно какой они формы, разделяются по международным стандартам на 15 категорий - в зависимости от объема, в данном случае шара, - сообщил Воинов. - В России практикуются только три категории - с шестой по восьмую. На последней из них мы и стартовали. Самые лучшие условия для нас, помимо чистого, естественно, неба, - это низкие наружные температуры. Чем значительнее разница между градусами за бортом, в окружающей среде, и внутри оболочки, тем лучше, тем большим количеством газа можно загрузиться и, значит, дальше и дольше лететь. Как сейчас, когда практически спортсмены были в воздухе больше, чем световой день, - от зари до заката. Поднялись на рассвете, а сели в ночной тьме.
- Что касается ощущения самого полета, - продолжает Сергей, - то это, конечно, романтика, радость парения, но и нелегкая работа. Ведь многие мои коллеги одновременно и участники соревнований, и строгие экзаменаторы аэростатов с точки зрения их оснащенности, совершенствования, эксплуатационных качеств. Мой тезка, Сергей Баженов, например, занимается в одном московском НИИ разработкой и вопросами практического использования надувной техники. А Михаил Баканов, представляющий российских аэронавтов на всех чемпионатах Европы, начиная с 1996 года, - тот вообще летчик-испытатель.
Упомянул мой собеседник еще и Льва Маврина. В среде воздухоплавателей всего мира он известен тем, что трижды "проплывал" над Северным полюсом, а шесть лет назад совершил полет в Хатанге при рекордно низкой температуре - минус 40оС. Он также открыл дорогу в небо целой серии тепловых аэростатов-спецформ с экзотическими названиями - "Водовзводная башня Кремля" , "Царь-колокол", "Желтая подводная лодка"...
Ну а теперь, собственно, о самих зимних воздушных "гонках на выживаемость". Старт первому участнику, а им был как раз Леонид Тюхтяев, дали в 6.41 утра. И лишь спустя 10 часов 57 минут он попал на земле в объятия поисковой группы, которая для этой радостной встречи преодолела на "Газели" по бездорожью свыше тысячи километров, обнаружив пилота на другом берегу Волги. Тюхтяев установил новый абсолютный национальный рекорд продолжительности полета.
Не менее теплая встреча ожидала и офицера запаса Сергея Баженова: ведь и он побил прежнее абсолютное достижение, но по дальности полета. Судейская коллегия
(она здесь называется обсерверы) зафиксировала приземление на точке - 345,2 км. Вскоре, кстати, новому рекордсмену предстоит участвовать во Франции в мировом первенстве. Он заслужил это право, выиграв в прошлом году серебряную медаль европейского чемпионата. "Я уже изучил будущую зону полета. Придется нелегко, но надеюсь в подготовке на опыт и класс моего штурмана Андрея Бородинова, - сказал Баженов. - Он, правда, не всегда поднимается со мной в воздух, координирует все с земли. Лишний вес ни к чему, а в Андрее 120 килограммов. Но Бородинов не обижается, мы с ним давние друзья, одну школу с испанским языком окончили. А я потом - МГТУ имени Баумана. Там и заболел небом".
- Как соотнести результаты наших аэронавтов с теми, что показывают их западные коллеги? - адресовал напоследок свой вопрос Юрию Тарану, одному из руководителей Федерации воздухоплавания.
- Они постепенно приближаются к мировому уровню. Точнее, на сегодня это примерно 80 процентов этого уровня. И по продолжительности, и по дальности, а также по высоте полета, где рекорд страны пока устоял. Но, как говорится, еще не вечер.
 ||  Михаил ШЛАЕН.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker