на главную страницу

7 Мая 2002 года

Тема номера

Вторник

Мы наследники славы русского воинства

На вопросы "Красной звезды" отвечает министр обороны Российской Федерации Сергей ИВАНОВ



     - Товарищ министр обороны, 7 мая в нашей стране официально отмечается как День Российских Вооруженных Сил. Многие воспринимают эту дату как День рождения Российской армии. А на самом деле, в чем суть нынешнего юбилея? Чем было отмечено минувшее десятилетие для судеб армии и флота страны?
     - Конечно же, история Вооруженных Сил России берет свое начало не 7 мая 1992 года. Нынешняя Российская армия - правопреемница Советских Вооруженных Сил, прямая наследница славы, героизма и боевого опыта воинства, прославившего себя на льду Чудского озера, Куликовом поле, под Полтавой и у Бородино, сражениях и битвах Великой Отечественной войны,
     7 мая 2002 года исполняется 10 лет со дня выхода Указа Президента России "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации". И представляется символичным, что это событие произошло в канун Дня Победы в Великой Отечественной войне. Ее суровые уроки, опыт вооруженных конфликтов и локальных войн второй половины XX века, начала XXI столетия убеждают: для надежного обеспечения безопасности нашей Родины, успешного отражения любой агрессии нужны хорошо обученные и оснащенные, боеготовые Вооруженные Силы, способные надежно защитить национальные интересы государства, гарантировать его суверенитет и территориальную целостность.
     После прекращения существования СССР именно России пришлось взять на себя обременительное решение целого ряда серьезнейших проблем. Тогда перед руководством страны и Министерства обороны одновременно возникло несколько сложнейших задач - вывод войск из стран Восточной Европы и с территории прибалтийских государств, обустройство, уточнение приоритетов военного строительства, сокращение численности, создание группировок Вооруженных Сил на новых для России стратегических направлениях.
     Все перечисленные задачи были выполнены. При этом не было допущено хаоса, сохранена целостность армейского организма.
     Сложившиеся в России в этот период условия подвели к необходимости осуществления в стране глубокой военной реформы. Однако реальное реформирование Вооруженных Сил было переведено в практическую плоскость, начиная с середины 1997 года, с утверждения Президентом РФ замысла строительства Вооруженных Сил РФ. На этой основе были подготовлены и утверждены ряд указов Президента РФ, Концепция строительства Вооруженных Сил РФ на период до 2005 года.
     30 июля 1998 года Президент РФ утвердил "Основы (концепцию) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года". Этим документом была определена стратегия военной реформы, указана главная цель военного строительства в Российской Федерации - создание военной организации, соответствующей современным и прогнозируемым геостратегическим, социально-политическим, экономическим и военно-техническим условиям, обеспечивающей эффективное выполнение задач обороны, страны и безопасности государства, защиты его интересов при рациональном использовании выделяемых на эти нужды средств и ресурсов.
     В основу формирования современного облика Вооруженных Сил и военной организации государства легли решения августовского и ноябрьского заседаний Совета безопасности 2000 года. Исходя из оценки реальной ситуации, анализа состояния и перспектив развития военно-политической обстановки, возможностей государства по военно-экономическому обеспечению армии и флота, были скорректированы задачи и намечены меры по оптимизации структуры, состава и численности Вооруженных Сил, задан рост качественных характеристик, предполагающих их выход по основным параметрам на более высокий уровень.
     Все это нашло отражение в утвержденном Президентом РФ в январе 2001 года Плане строительства и развития Вооруженных Сил РФ на 2001-2005 годы. Этим основополагающим документом предусматривается как поддержание стратегических ядерных сил страны на необходимом уровне, позволяющем гарантированно решать задачи ядерного сдерживания, так и развитие группировок Сил общего назначения.
     В настоящее время ведется разработка проекта "Основ государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года", предусматривающего перспективное развитие военной организации государства.
     - Как в рассматриваемый десятилетний период изменился облик российских Вооруженных Сил?
     - Весьма существенно. И изменения эти носят объективный характер. Они обусловлены переменами, произошедшими в военно-политической обстановке в мире, социально-экономической ситуацией в стране, уточнением стоящих перед российскими Вооруженными Силами задач.
     В соответствии с принятыми решениями в области военного строительства Вооруженные Силы России переведены на трехвидовую структуру - Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-морской флот. Создано три рода войск Вооруженных Сил: Воздушно-десантные войска, РВСН и Космические войска.
     В связи с изменениями обстановки уточнено военно-административное деление страны. Вместо 8 военных округов у нас их сейчас насчитывается 6.
     Усилены группировки войск на потенциально опасных направлениях - Юго-Западном и Центрально-азиатском за счет дополнительного развертывания боеготовых соединений и воинских частей.
     Оптимизировано стратегическое звено управления Вооруженными Силами. При этом структура, состав и численность центральных органов военного управления Вооруженных Сил приведены в соответствие с изменившимися структурой и боевым составом видов и родов войск Вооруженных Сил. Сформирована единая система функционально-управленческой деятельности руководящего состава Министерства обороны.
     Кроме того, учитывая изменения военно-политической обстановки, финансово-экономические возможности государства, Министерство обороны РФ приступило к реализации принятого руководством страны решения о сокращении численности армии и флота, дальнейшей оптимизации структуры, состава и численности Вооруженных Сил. Всего же в период с мая 1992 по 1 января 2002 года общая численность армии и флота сокращена с 2 млн. 822 тысяч до 1 млн. 200 тысяч военнослужащих.
     В соответствии с ноябрьскими, прошлого года, поручениями Президента и Правительства России, Министерством обороны совместно с федеральными органами исполнительной власти развернута практическая работа по разработке проекта Федеральной целевой программы перехода к комплектованию воинских должностей военнослужащими, проходящими военную службу в основном по контракту.
     Уже в текущем году планируется осуществить практический эксперимент на базе одного из соединений ВДВ. В целом же разработку Программы предусматривается завершить к концу 2003 года и представить на утверждение Президенту России.
     Значительное место в работе Министерства обороны отводится законодательному обеспечению вопросов прохождения военной службы. В рамках этой работы военным ведомством совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработан проект закона об альтернативной гражданской службе, который в настоящее время рассматривается в Государственной Думе. В основу разработки данного законопроекта положены принципы соблюдения социальных прав граждан, проходящих как военную, так и альтернативную гражданскую службу.
     Другим, не менее важным является направление совершенствования системы технического обеспечения, заказов вооружения и военной техники. Суть преобразований на этом направлении заключается в формировании и реализации единой технической политики в Вооруженных Силах и государстве в целом.
     Предусматривается оптимизация систем всестороннего обеспечения, в том числе тылового и технического. При этом планируется создание объединенной системы тылового обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, предполагающей объединение по территориальному принципу их складской, транспортной, медицинской и другой инфраструктуры.
     Предпринимаются активные шаги по централизации системы заказов вооружения, военной и специальной техники как в рамках Вооруженных Сил, так и в масштабе военной организации государства.
     Происходит оптимизация системы военного образования, организации научных исследований и подготовки кадров.
     - Нельзя ли поподробнее остановиться на проблемах, связанных с совершенствованием системы подготовки кадров и военного образования. Судя по редакционной почте, эти вопросы особо волнуют наших читателей.
     - Проблема кадрового обеспечения Вооруженных Сил для руководства Минобороны носит приоритетный характер.
     Создание Вооруженных Сил России потребовало совершенствования системы комплектования армии и флота офицерскими кадрами в соответствии с изменившимся федеральным законодательством в области военного строительства и образования, переходом на контрактную службу. При этом основой подготовки военных кадров было и остается обучение специалистов в вузах Министерства обороны.
     После распада СССР 47 из 150 вузов бывшего Минобороны остались в странах ближнего зарубежья. На сегодняшний день подготовка офицеров по всем необходимым специальностям в соответствии с потребностью Российской армии восстановлена и ведется в 56 вузах и 25 их филиалах. В соответствии с государственными образовательными стандартами, изменением потребности в подготовке офицерского состава для армии и флота разработан и введен в действие ряд новых нормативных документов.
     В результате оптимизированы количество, емкость военно-учебных заведений, определены сроки обучения и порядок службы в них. Нормативно закреплен переход на набор слушателей из числа офицеров на обучение в вузах Минобороны по программам высшего военного образования приемными комиссиями военных округов и флотов, объединений видов и родов войск Вооруженных Сил РФ. Это позволило не только в 4-5 раз сократить финансовые расходы на эти мероприятия, но и качественно изменить подход к отбору офицерского состава, направляемого на учебу в вузы.
     Проведенная работа по совершенствованию системы подготовки военных кадров позволила повысить общий уровень подготовки и образования офицеров - выпускников вузов. Более чем в 1,4 раза увеличился конкурс при поступлении в вузы Минобороны. В последние годы на 8-10% снизилась отчисляемостъ курсантов за период обучения.
     Главной целью в проведении кадровой работы в армии и на флоте продолжает оставаться обеспечение Вооруженных Сил подготовленными, хорошо обученными, отвечающими современным требованиям военными кадрами.
     Именно на это направлена реализация Плана совершенствования системы комплектования Вооруженных Сил офицерами, прапорщиками и мичманами на период до 2005 года, в связи с чем, в частности, предусматривается:
     - увеличение срока контракта военной службы после обучения в военно-учебных заведениях до 10 лет (сейчас - 5 лет);
     - изменение статьи увольнения с военной службы курсанта, слушателя не в связи с отчислением из военного образовательного учреждения по недисциплинированности, неуспеваемости или нежеланию учиться, а по невыполнению условий контракта с его стороны;
     - определение нового вида контракта, который смогут заключать студенты высших гражданских учебных заведений с Министерством обороны на время обучения на военной кафедре и на 5 лет военной службы после окончания учебного заведения;
     - активное участие в подготовке проекта Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" на основе Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации.
     В проекте этого закона впервые военная служба интегрирована в общую систему государственной службы Российской Федерации.
     - А что вы можете сказать о социальном аспекте проведенных и проводимых в армии и на флоте преобразований?
     - Этот аспект постоянно находится в центре внимания руководства Минобороны. Мы прекрасно отдаем себе отчет, что решение комплекса социальных проблем военнослужащих является важнейшим условием успешного строительства Вооруженных Сил России, отвечающим требованиям ХХI века.
     В настоящее время правительством страны осуществляется комплекс мероприятий, направленных на поэтапное повышение денежного довольствия военнослужащих и пересмотр пенсий военным пенсионерам, перевод ряда льгот, установленных для различных категорий работающих граждан, в том числе для военнослужащих, в форму денежных выплат.
     На основе ранее принятых решений 31 мая 2001 года в Государственную Думу был внесен проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот". Данный проект был рассмотрен и принят Государственной Думой в третьем чтении в апреле 2002 года.
     Он, в частности, предусматривает:
     во-первых, установить оклады по типовым воинским должностям и оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не ниже размеров должностных окладов и надбавок за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.
     Новые размеры окладов по воинским должностям военнослужащих предусмотрено ввести с 1 июля 2002 года, а новые размеры окладов по воинским званиям - с 1 января 2003 года.
     Кроме того, законодательно закрепляется норма, в соответствии с которой при повышении размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции повышаются размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
     Во-вторых, увеличить с 1 июля 2002 года размеры ежемесячной надбавки за выслугу лет в процентах от окладов денежного содержания военнослужащих с 40 до 70 процентов.
     В-третьих, законодательно закрепляется норма о том, что одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год Правительство Российской Федерации вносит предложения по размерам денежного довольствия военнослужащих, учитывающие уровень инфляции.
     Мероприятия, планируемые к реализации с 1 июля 2002 года, по расчетам Главного финансово-экономического управления Минобороны, позволят повысить денежное довольствие военнослужащих с учетом преобразования отдельных натуральных льгот в денежную форму оплаты (оплата военнослужащими жилья, коммунальных услуг и телефона будет производиться в полном объеме вместо нынешних 50%) и отмены некоторых денежных выплат (ежемесячная надбавка к денежному довольствию военнослужащих, имеющих право на пенсию, денежная компенсация взамен удерживаемого с денежного довольствия налога на доходы физических лиц), в среднем на 40-80 процентов.
     Предусматриваемое повышение денежного довольствия военнослужащих приведет к одновременному пересмотру с 1 июля 2002 года пенсий уволенным с военной службы военнослужащим и их увеличению в среднем на 80-90 процентов.
     Введение с 1 января 2003 года новых размеров окладов по воинским званиям также повлечет увеличение пенсий уволенным военнослужащим.
     Принятые и реализуемые в настоящее время меры по увеличению денежного довольствия - это первые шаги в решении вопроса по улучшению качества жизни военнослужащих и повышению мотивации к продолжению военной службы.
     - Не менее злободневна для военнослужащих проблема обеспечения их жильем. Что делается руководством Минобороны в этом направлении?
     - Проблема эта для оборонного ведомства страны действительно остается одной из самых трудноразрешимых. Хотя сделано в этом направлении в минувшем десятилетии было немало. Так, в 1993-2001 годах за счет всех источников финансирования построено и получено 257,8 тысячи квартир. Кроме того, в рамках реализации программы "Государственные жилищные сертификаты" с 1998 года по настоящее время получили квартиры около 30 тысяч военнослужащих. В текущем году за счет строительства и ГЖС предполагается получить более 30 тысяч квартир.
     В то же время добиться коренного улучшения в решении жилищной проблемы не удалось. На сегодняшний день нуждаются в жилой площади 168 тысяч семей военнослужащих, из них - 94,6 тысячи семей бесквартирных, в обеспечении служебным жильем - 45,8 тысячи семей военнослужащих, в улучшении жилищных условий - 27,6 тысячи семей.
     В 2001 году проведена инвентаризация всего жилого фонда, занимаемого военнослужащими, а также находящегося на балансе Министерства обороны. Материалы представлены в Правительство Российской Федерации. В настоящее время разрабатываются предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, направленные на повышение эффективности использования и создание системы управления указанным жилым фондом.
     Разрабатываются также необходимые нормативные правовые акты, позволяющие, начиная с 2003 года, перейти на систему накопительного жилищного страхования военнослужащих.
     - В связи с 10-летием выхода Указа "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации" и предстоящим Днем Победы что бы вы пожелали читателям "Красной звезды"?
     - Прежде всего я хочу поздравить через вашу газету всех военнослужащих, гражданский персонал Российских армии и флота, членов их семей, наших дорогих ветеранов Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил с праздниками. Желаю всем здоровья, бодрости духа, оптимизма и уверенности в скором возрождении былого величия и мировой значимости России, в том, что сообща нам удастся построить достойные ее славы Вооруженные Силы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker