на главную страницу

7 Мая 2002 года

Армия и общество

Вторник

Все те же фронты

Алексей ЛЯЩЕНКО, "Красная звезда".



В эти дни человечество отмечает 57-ю годовщину окончания на территории Европы самой страшной в истории планеты войны – второй мировой. Миллионы людей отдают почести тем, кто пал на поле брани во имя того, чтобы пламя все уничтожающих сражений больше никогда не пожирало континенты. Тем не менее сегодня многие наблюдатели, специалисты, средства массовой информации все громче говорят, что на планете идет очередная, четвертая, мировая война. Она, по их мнению, специфична и значительно отличается не только от двух мировых, но и своей непосредственной предшественницы - «холодной войны», хотя и ведется на все тех же фронтах – политическом, экономическом, военном...


Политический фронт

"Боевые действия" на этом фронте, как утверждается, начались фактически сразу после окончания "холодной войны", целью которой было, как известно, уничтожение СССР и социалистического лагеря. С ее достижением мир, который до этого поддерживался на балансе сил, оказался без сдерживающего фактора, разбалансированным. Таким в современных условиях он долго находиться не мог. Началась борьба за новое мироустройство, которое, по мнению одних, прежде всего Вашингтона, должно быть однополюсным, во главе с США. С их правом вершить судьбы мира. Такое мироустройство не устраивает других, в первую очередь Россию, Китай, Индию, выступающих за построение многополюсного международного порядка, который дал бы каждому государству - на Западе и Востоке, на Севере и Юге - возможность самостоятельно развиваться в условиях мира, стабильности и национальной безопасности.
Одним из проявлений этой войны стала борьба за наследие Советского Союза. Россия как его правопреемница в этот период больше занималась внутриполитическими интригами и фактически самоустранилась от развития связей со многими странами, бывшими союзниками и партнерами СССР. На огромное постсоветское пространство устремились другие. Особенно это коснулось стран "молодой демократии", государств в Азии, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, в Африке, не говоря уже о бывших советских республиках. В результате Москва потеряла свое влияние во многих регионах мира и по сути осталась одна, без союзников, а непосредственно у ее границ оказались военные базы США и НАТО.
С исчезновением соцлагеря исчез и тот самый буфер, который разделял первый и третий миры. В итоге "золотой миллиард" - процветающие страны - воюет с теми, кто не желает мириться с глобализацией и культурно-цивилизационной экспансией. Кстати, ультиматумы на этот счет прозвучали от третьего мира за считанные дни до терактов в США. На конференции ООН по расизму в Дурбане ими было выдвинуто требование выплатить многомиллиардные репарации западными странами за работорговлю. Еще ранее это произошло после саммита "восьмерки" в Генуе, когда третий мир убедился, что от первого не следует ждать ни прощения долгов, ни послаблений для экспорта товаров из слаборазвитых государств, ни вообще существенной помощи в преодолении отсталости и бедности. И это при том, что именно такие государства в поисках выхода из нищенского положения становятся "осиными гнездами" терроризма, наркоторговли и прочих современных бед человечества.
До поры до времени война на политическом фронте велась как бы под "ковром". Однако с приходом к власти в США республиканской администрации и особенно после трагических событий 11 сентября она приобрела открытый характер. Воспользовавшись тем, что мир практически безоговорочно признал лидерство Америки в борьбе с международным терроризмом (иначе и не могло быть, так как речь шла о совместном противодействии этому страшному вызову человечеству), Вашингтон решил закрепить успех. Он уже хочет самолично определять, кого следует отнести к террористам, а кого - к их пособникам, и решает, как их наказывать. За океаном не скрывают, что не намерены особенно церемониться с теми странами, которые будут стоять на американском пути. О чем убедительно свидетельствует так называемая утечка информации о возможных ядерных целях Пентагона. Одновременно США приступают к неслыханной по затратам модернизации всей своей военной машины, которая должна позволить им господствовать в однополюсном мире.
При этом в Америке не собираются учитывать мнение не только мирового сообщества (Буш-младший, например, честно заявил, что ООН - это "как бабушка в большой семье, ее слушают из уважения, но при этом совсем не обязательно делать то, о чем она говорит"), но и собственных союзников. И вообще Вашингтон дает всем понять, что в принципе при решении важнейших своих задач он может обойтись и без них. В частности, это касается и отношений с нашей страной, новую схему которых в конце апреля представил американскому сенату госсекретарь Колин Пауэлл. По его словам, отныне сотрудничество Вашингтона и Москвы будет строиться по формуле "согласны не соглашаться". На практике это означает, что обоюдного согласия в ключевых вопросах двусторонних отношений больше не требуется. Америка не намерена впредь дожидаться, когда Россия примет то или иное ее предложение, и готова действовать в одностороннем порядке.
В подтверждение своей мысли госсекретарь привел пример с отказом США от Договора по ПРО. Несмотря на сохранение принципиальных российско-американских разногласий в этом вопросе, заявил Колин Пауэлл, "мир не рухнул, гонка вооружений не возобновилась, кризиса в российско-американских отношениях не произошло. Наши отношения развиваются очень хорошо". Москва даже "помогла войти нам в Центральную Азию". И все это - в условиях, когда США перестали договариваться с Россией по каждому конкретному вопросу. Отныне такая схема, которая уже доказала-де свою плодотворность, будет постепенно переноситься и на другие сферы российско-американских связей. Главное же заключается в том, чтобы отношения с Россией приносили Америке ощутимую пользу.

Экономический фронт

Свои особенности новая война имеет и на экономическом фронте. Боевые действия здесь, размах и методы которых, конечно, сильно отличаются от военных, но по своим последствиям являются не менее, если не более, разрушительными, начались также буквально через несколько лет после краха СССР. Примеров наступательных операций в этой войне больше чем достаточно: экономические кризисы середины и конца 90-х годов в странах Юго-Восточной Азии - "сборочном цехе" японской промышленности, автомобильные войны между США, Европой и Японией, торговые войны между Европой и США, "стальные" битвы между Россией и США и "жесткая конкуренция" на рынках сбыта вооружений...
Даже экономические санкции, которые так любит вводить американский конгресс против стран, которые не устраивают США по политическим мотивам, также можно отнести к категории "экономическая война". Совсем свежий пример - участие США в военном перевороте и попытке смещения президента Венесуэлы Уго Чавеса, целью которых являлось снижение влияния ОПЕК на нефтяном рынке. Сюда же укладывается и "борьба с терроризмом" в Афганистане, которая способна открыть США путь к каспийской нефти, готовящаяся военная операция против Ирака и включение в "ось зла" Ирана - также крупных нефтяных игроков.
Интересно, что у американской экономики еще до беспрецедентных террористических актов, "чуть было" не обрушивших рынки, начались серьезные проблемы. В докладе, опубликованном Федеральной резервной системой США 19 сентября прошлого года, говорится в принципе об удручающем состоянии американской экономики. Согласно этим официальным данным, в июле было отмечено самое большое месячное сокращение объема американского экспорта за последние 10 лет, составившее 2,6 процента. Вместе с тем август стал двенадцатым подряд месяцем, когда было отмечено сокращение промышленного производства, - самая длительная тенденция, отмечавшаяся последний раз в 1960 году. По сравнению с 2000 годом промышленное производство снизилось на 4,8 процента, а объем высокотехнологичной продукции, в том числе и военного характера, на 7,2 процента.
По мнению некоторых аналитиков, и в решении проблем экономики США самым лучшим для себя образом использовали трагические события 11 сентября. Организовав антитеррористическую коалицию и начав операцию в Афганистане, Вашингтон через "маленькую победоносную войну" решил максимально оздоровить экономику. Известно, что на каждый доллар, потраченный США на военные расходы во время ведения непосредственных боевых действий, например в годы второй мировой войны, войны в Корее и Вьетнаме, приходилось в среднем 60-70 центов прироста ВВП. Как заявил Буш в своем обращении к стране в начале февраля, "наша война с терроризмом началась хорошо, но она только началась. Вести такую войну дорого. Мы тратим более миллиарда в месяц, более 30 миллионов долларов ежедневно, и мы должны быть готовы к будущим операциям". И как результат - в следующем году военный бюджет США составит 396 миллиардов долларов, а к 2007 году, как планируется, расходы на оборону в США и вовсе возрастут до 451 миллиарда. Все эти баснословные суммы военных расходов будут работать и на американскую экономику.

Военный фронт

При всей решительности действий на политическом и экономическом фронтах участники новой мировой войны будут избегать их переноса на открытое поле брани, понимая, что оно может стать последним в судьбе человечества. Тем не менее это не означает, что "сражения" на военном фронте не ведутся. Они находят проявления в других формах - демонстрации силы, региональных конфликтах и ограниченных войнах (агрессия НАТО против Югославии и антитеррористическая операция в Афганистане), но прежде всего это рост военных расходов и создание новых вооружений.
И опять же тон задают Соединенные Штаты. Об их военных расходах мы уже вели речь. Что же касается новых вооружений, то к ним следует в первую очередь отнести систему национальной противовоздушной обороны и системы ПРО на театрах военных действий, которые намерены создать США. Недавно достоянием гласности стали планы Пентагона по разработке миниатюрных ядерных устройств. Они потребовались для создания боезарядов, способных уничтожать цели, с которыми обычные заряды, даже весьма точные и мощные, справиться не могут. Например, подземные бункеры и другие объекты. Пытаясь успокоить общественное мнение, их разработчики утверждают, что будущие боезаряды будут высокой точности, а значит, могут иметь относительно небольшую мощность и практически не будут наносить побочного ущерба. Однако специалисты подвергают сомнению эти утверждения.
Нельзя согласиться с мнением Колина Пауэлла, что отказ от Договора по ПРО не привел к гонке вооружений. Да, никто не намерен тягаться сегодня с Соединенными Штатами в этой сфере. Вряд ли найдется другая страна, которая пошла бы на создание таких же крупных авианосных группировок, стратегической военно-транспортной авиации, серьезной спутниковой группировки, средств разведки и передачи информации, которыми располагает Америка. Однако очевиден и тот факт, что мир соответствующим образом среагировал на вызов США.
Это заметно даже по их европейским союзникам по НАТО. В последнее время они активизировали свои действия по созданию собственных европейских вооруженных сил, которые были бы независимы от США. Буквально на днях состоялось решение о расформировании многонациональной дивизии, входящей в состав объединенных вооруженных сил НАТО, и передачи ее частей в состав Еврокорпуса с целью укрепления оборонного потенциала собственно Европы. В следующем году подобным образом европейцы намерены поступить с натовскими мобильными силами.
Или взять Китай. В этом году он пошел на самое высокое в своей истории повышение военных расходов. Большая их часть, как отмечают наблюдатели, будет в соответствии с новой стратегией направлена на развитие ракетно-космической и спутниковой техники. Эта стратегия, как указывается, разработана с учетом более эффективного использования Китаем его ограниченных средств и на основе теории асимметричного ведения войны. Успешная ее реализация позволит Пекину иметь, несмотря на существующее отставание в области как обычных, так и стратегических вооружений, определенный высокотехнический потенциал, с помощью которого можно выводить из строя такие ключевые объекты противника, как информационные центры и коммуникационные системы. В этих целях Пекин планирует в ближайшие пять лет запустить на орбиту около 30 спутников. И усилия Китая в сфере обороны не остаются незамеченными. Анализируя их, известный исследовательский центр "Рэнд корпорейшн" (Санта-Моника, штат Калифорния) делает прогноз, что через 20 лет Китай в значительной степени сократит или даже сведет к минимуму свое техническое отставание от США в военной сфере.

Что же делать России

В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин подчеркнул, что "нормой в современном мире является жесткая конкуренция за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние.., что конкуренция приобрела действительно глобальный характер. В период слабости, нашей слабости, многие ниши на мировом рынке нам пришлось уступить. И они тут же были захвачены другими. Их никто так просто возвращать не хочет и не отдаст..." Это высказывание не только констатирует то положение, в котором оказалась Россия в ходе битвы за новый миропорядок, но и содержит указание, где нам искать пути выхода из него.
Главный путь, и это совершенно очевидно, состоит в том, что Россия должна вновь стать сильной и процветающей страной. У нее все для этого есть: богатые ресурсы полезных ископаемых, огромный интеллектуальный потенциал и много других факторов. Задача состоит в том, чтобы свести все эти факторы воедино и направить их на достижение этой цели.
Этой же цели должна служить и внешняя политика страны. В ее основу необходимо положить принцип циничного, если хотите, прагматизма. То есть там, где это выгодно России, в том числе с точки зрения далеких перспектив, мы должны идти на самое тесное сотрудничество с другими странами. Как, скажем, это было при поддержке США в их действиях по уничтожению режима талибов в Афганистане. А там, где это противоречит интересам России, табачок, как говорится, должен быть врозь. При этом грань, за которой - конфронтация, переходить не следует ни в коем случае. Внешняя политика должна быть направлена на поиск и приобретение союзников. К сожалению, впервые в своей истории Россия оказалась без них. А в нынешней битве за место под солнцем, за мировые рынки один в поле - не воин.
В ближайшее время нам, похоже, придется пережить несколько неприятных моментов. Так, пока нет ясности в том, будет ли подписано во время российско-американского саммита соглашение по стратегическим вооружениям. И хотя на недавней рабочей встрече в Шереметьево министры обороны обеих стран заявили о наличии определенного прогресса в подготовке такого соглашения, каждый из них сделал специальную оговорку, что, подписывать его или нет, решать будут президенты России и США. А учитывая вышеприведенную схему госсекретаря, от Соединенных Штатов можно ждать всякого. Зато есть ясность в другом - США и НАТО, несмотря на особые отношения с нашей страной, на готовность сотрудничать с ней в "двадцатке", не намерены отказываться от расширения альянса на Восток, и решение об этом будет принято уже в нынешнем году. А это значит, что военная машина самой мощной организации еще ближе придвинется к российским границам.
В этих условиях надо крепить обороноспособность страны. И надо сказать, что сегодня ее руководством многое делается в военном строительстве, в создании современных немногочисленных, но хорошо оснащенных и мобильных Вооруженных Сил. Именно их мощь и должна стать гарантом созидательного развития страны.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker