на главную страницу

8 Мая 2002 года

ФРОНТОВИК

Среда

Фронтовая закалка

Олег ВОЛЯ.



Дороги Чечни опасны и по сей день. Машины сбиваются в колонны и обычно идут с боевым сопровождением. Случается, что над ними барражируют вертолеты. Но и это не всегда спасает от вылазок бандитов. Они ставят мины и фугасы, подстерегают в засадах. Не столь уж редко раздаются взрывы. По остановившейся технике бьют из автоматов, пулеметов и гранатометов. Скоротечные бои у дороги редко обходятся без жертв...
Военные строители и их МАЗы не всегда ходят в колоннах. Времени обычно в обрез. Вот и приходится рисковать и всегда с собой захватывать автоматы. В кабинах рядом с водителями сидят, как правило, солдаты из взвода охраны. Исключение составляет лишь 20-тонный суперМАЗ Аветика Оганесяна. Он ездит один без сопровождения. На блокпостах "шаланду" никто не задерживает. И все потому, что за ее рулем самый старый водитель в Чечне, участник Великой Отечественной войны Аветик Арутюнович Оганесян. Вполне возможно, о нем прослышали и боевики. Старый шофер не раз видел в "зеленке" вооруженных людей. Но по его машине никто из них не сделал ни одного выстрела. Впрочем, от фугасов и мин старик не застрахован так же, как юный солдат-первогодок. Но Оганесян еще на Великой войне потерял страх. А сейчас, когда жизнь подходит к горизонту и у него почти не осталось друзей-сверстников, меньше всего задумывается о смерти в пути.
Много прожившие люди отчетливо помнят все, что происходило с ними в юности. Армянский мальчик из грузинского города Ахалцихе с детства мечтал стать шофером. И мечта его осуществилась в далеком 1940 году. Он с отличием окончил автошколу, и как лучшему выпускнику ему доверили возить председателя райисполкома на первенце массового советского автостроения ГАЗ-АА.
Весной 41-го Оганесяна призвали в Красную Армию. Службу он проходил в украинском городе Умани, к которому немцы подошли уже через несколько недель после начала войны. С этого и начался боевой путь красноармейца. Служил он в танковой части, подвозил боеприпасы и горючее на ЗИС-55. С нападением Германии отступал вместе со всеми, не раз попадал под бомбежки и артобстрелы. Но пронесло. За всю войну (бывает же такое) Аветик Арутюнович не был ни разу ранен или контужен.
Принимал участие в Курской битве, а долгожданную Победу встретил под Кенигсбергом. За боевые заслуги рядовой Оганесян был удостоен ордена Красной Звезды и многих медалей. А в 46-м его демобилизовали. И вернулся солдат домой, в родные места.
В послевоенные годы развернулось большое строительство. Работы -хоть отбавляй. Но Аветик прикипел душой к армии. И пошел водителем в Военстрой. С того далекого года и по сей день он не изменил своего выбора. Вклад бывшего фронтовика был настолько весом, что к его многочисленным боевым наградам по достоинству добавились ордена Трудового Красного Знамени и Дружбы народов.
Женился Аветик после окончания войны на очень красивой армянской девушке Ноне, которая подарила ему трех сыновей - Артема, Гоги, Акопа и дочку Анну. Теперь к ним прибавились восемь внуков и один правнук.
Все бы хорошо, да распался Союз. Военно-строительную организацию, где столько лет проработал Оганесян, вывели из Грузии в Ставрополье. Расстаться же с военными строителями Аветик Арутюнович не смог и переехал вместе с ними в краевой центр. При нынешнем бесквартирье, когда каждый квадратный метр жилья на счету, ему выделили отдельную квартиру в собственном доме военных строителей. Там и живет его семья по сей день. Оганесян же старший вечно в дороге.
В первую чеченскую войну Ставропольское строительное управление в основном работало в Моздоке. Сюда и возил Аветик Арутюнович со всей страны материалы. А во вторую кампанию он совершил уже десятки поездок в огненный анклав.
В заключение нашей встречи я задал Аветику Арутюновичу вопрос: сколько он еще собирается работать? На что получил исчерпывающий ответ:
- Пока буду жив. Без работы я умру на следующий день.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker