на главную страницу

14 Мая 2002 года

Пульс планеты

Вторник

ВО ИМЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Владимир МОХОВ, "Красная звезда".



Совместное заседание Совета министров иностранных дел и Совета министров обороны стран - участниц Договора о коллективной безопасности стало заключительным этапом подготовки к открывающейся 14 мая в Москве юбилейной сессии Совета коллективной безопасности. Главы внешнеполитических и военных ведомств Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана обсудили в столичном "Президент-отеле" повестку дня предстоящего форума на высшем уровне.
На совместном заседании министры рассмотрели выносимые на сессию СКБ проекты документов. Эти документы касаются "совместных мероприятий по обеспечению функционирования и боевой подготовки Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона, создания Объединенного штаба ДКБ, совершенствования механизма реализации Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - участниками ДКБ". Кроме того, главы внешнеполитических и оборонных ведомств обменялись мнениями о "роли и месте ДКБ с учетом изменений геополитической ситуации в зоне его действия, а также по другим вопросам, представляющим взаимный интерес".

ДКБ: десять лет спустя

14 мая в Москве пройдет юбилейная сессия Совета коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности

Нынешний год богат на всевозможные десятилетние юбилеи, так или иначе связанные с распадом СССР и образованием СНГ. В этой череде 10 лет со дня подписания в Ташкенте в мае 1992 года Договора о коллективной безопасности все-таки стоит особняком. Что бы ни говорили сегодня по поводу "кризиса" ДКБ, самим фактом его подписания бывшие союзные республики продемонстрировали стремление сохранить единое оборонное пространство.
Если помните, поначалу были даже созданы Объединенные Вооруженные Силы СНГ. Правда, существовали они только на бумаге. Размежевание по "национальным квартирам" неминуемо вело к возникновению национальных армий. И в этой связи, как отмечает генеральный секретарь Совета коллективной безопасности (СКБ) Валерий Николаенко, ДКБ в какой-то мере обеспечил благоприятные условия для цивилизованного "развода". В то смутное время шла наработка нормативно-правовой базы в развитии договора, оказывалось содействие в формировании национальных вооруженных сил и т.д. Чего-то иного тогда ожидать было сложно.
Конкретным содержанием ДКБ стал наполняться после 1999 года. К этому времени три государства из девяти (Грузия, Азербайджан и Узбекистан) отказались пролонгировать договор, предпочтя развивать военные связи с другими странами исключительно на двусторонней основе. Безусловно, выход из договора трех участников не мог не нанести удар по его имиджу. Вместе с тем "нет худа без добра". Ведь отсутствие на начальном этапе развития ДКБ единства мнений и подходов к вопросам военно-политической интеграции ослабляло движение вперед. Договор по сути дела пробуксовывал. Избавление от "балласта" во многом облегчило задачу и позволило шести странам, нацеленным на тесное взаимодействие во всех областях, работать на результат. В плане создания системы коллективной безопасности на центральноазиатском, кавказском и восточноевропейском направлениях, координации внешнеполитических позиций и т.д.
А с 2000 года, когда состоялась минская сессия Совета коллективной безопасности, одним из приоритетных направлений ДКБ стало противодействие новым вызовам и угрозам. С этого времени он приобрел наибольшую эффективность.
Никто не скрывает, что генерирующую роль в договоре играет наша страна. От ее позиции зависит продвинутость интеграционных процессов в рамках ДКБ. И когда позиция эта стала более внятной, адекватной, страны шестерки начали говорить об особом характере отношений не только в декларативном, но и вполне конкретном смысле.
На минской сессии, придавшей договору второе дыхание, его участники закрепили приоритетность своих отношений по сравнению с отношениями с третьими странами, дали старт построению единой системы коллективной безопасности на трех региональных направлениях. Что само по себе являло принципиально новое качество военной интеграции, о котором в рамках СНГ речь до сих пор не велась.
В корне изменилось отношение к военно-техническому сотрудничеству (ВТС). Новыми его принципами предусматривались льготные поставки государствам ДКБ вооружения и военной техники, то есть поставки по внутренним ценам. Подчеркиваем, речь идет о поставках частям и подразделениям, входящим в региональные системы коллективной безопасности. Это соглашение и порядок его реализации уже ратифицированы и вступили в силу. Сейчас идут технические согласования.
Опять-таки "революция" в этом плане стала возможна лишь благодаря личному вмешательству Президента России. До этого вопрос о новых принципах ВТС дискутировался в течение трех лет. Когда речь заходит о льготных условиях, любые вопросы решаются со скрипом, особенно когда они завязаны на чьи-то финансовые интересы, межведомственные согласования и т.д. Но благодаря политической воле удалось в считанные месяцы сдвинуть воз с мертвой точки.
Так что дело не ограничивается одними консультациями и словопрениями, как пытаются это подчас представить в СМИ. Проблема еще и в том, что внимание прессы к Договору о коллективной безопасности все-таки мало. А если оно и есть, акценты подчас расставляются не совсем верно. Зачастую ДКБ рассматривают как составную часть СНГ. Хотя в юридическом смысле это - "своя свадьба". Договор функционирует в отдельном правовом поле - со своими органами управления, оргструктурой и т.д.
Главным политическим органом ДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ) в составе президентов, министров иностранных дел, министров обороны, секретарей советов безопасности и генерального секретаря. Есть "свои" советы глав внешнеполитических и оборонных ведомств, другие консультативные органы. Они работают в отдельном формате. Правда, есть и "смешанные" органы типа Комитета начальников генеральных (главных) штабов вооруженных сил стран СНГ (ДКБ), в рамках которого периодически обсуждаются чисто военные вопросы.
Но главное, думается, в существе вопроса. ДКБ предполагает принципиально новую, более высокую степень интеграции в военно-политической сфере. Договор изначально предполагал оказание помощи государствам-участникам, подвергшимся агрессии. В этом случае сразу созываются высшие консультативные органы, которые принимают меры вплоть до военного вмешательства.
Кроме того, предполагается проведение консультаций при существенных изменениях международной обстановки для выработки совместных шагов. Кстати, в связи с известными событиями 11 сентября прошлого года в рамках ДКБ тут же были приведены в действие все консультативные органы, сделаны соответствующие заявления на уровне председателя СКБ (это сменяемая должность, со времени последнего саммита ДКБ в Ереване она возложена на президента Армении). На следующий день после начала американцами операции возмездия в Афганистане было созвано внеочередное заседание Комитета секретарей советов безопасности.
Состоялось тогда и заседание Комитета начальников генеральных (главных) штабов, которое приняло решение по укреплению Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) в Центральной Азии. Силы эти были созданы по решению ереванской сессии СКБ в мае 2001 года. Они имеют двойную функцию. Во-первых, противодействие возможной агрессии. И, во-вторых, пресечение деятельности террористических формирований.
Уже через три месяца после их формирования, в октябре 2001 года, КСБР провели первые учения с боевой стрельбой в Баткенской области Киргизии. По оценкам специалистов, само создание этих сил в решающей степени способствовало тому, что традиционное летнее наступление радикальных исламских бандформирований на территорию центральноазиатских республик СНГ фактически захлебнулось. Это в свою очередь привело к существенному ослаблению напряжения на границах.
Как отмечают в Совете коллективной безопасности, сегодня продолжаются мероприятия по дальнейшему укреплению КСБР с перспективой превращения их в полнокровные региональные силы коллективной безопасности. Тем более что напряженность в сопредельном Афганистане сохраняется. Действия антитеррористической коалиции способствовали частичному разгрому "Талибана" и определенному ослаблению давления на южные границы зоны действия ДКБ. Однако талибы пока не уничтожены, наркопоток не уменьшился. Возможность проникновения через границу боевиков Исламского движения Узбекистана и других экстремистских организаций по-прежнему реальна. Что требует от государств-участников повышения бдительности и готовности к отпору любых покушений на их безопасность.
Необходимо подчеркнуть, что наряду с центральноазиатским направлением большое внимание уделяется кавказскому, где региональная группировка ДКБ получила значительное развитие на основе российско-армянских договоренностей. В ее состав входят части вооруженных сил РА и 102-й военной базы ГРВЗ. Они имеют правовую базу, неплохое материальное обеспечение, разработаны документы о порядке их применения. Что касается их "востребованности", то она обусловлена отныне не только турецким, но и грузинским фактором. Ведь вынашивание идеи заключения тройственного пакта между Анкарой, Баку и Тбилиси не может не беспокоить Ереван. Так что стабильность в этом регионе также остается весьма хрупкой, требующей постоянного внимания.
Не все просто и на восточноевропейском направлении, которое "прикрывает" Белоруссия. Недавние широкомасштабные учения НАТО в Польше и Норвегии, планы продвижения альянса на Восток - все это тоже заставляет нас "держать порох сухим". Здесь укрепление военной составляющей идет не только под эгидой ДКБ, но и в рамках Союзного государства России и Белоруссии. Процессы эти идут параллельно. И российско-белорусская региональная группировка войск является составной частью общей системы коллективной безопасности.
Большое внимание уделяется координации внешнеполитических действий стран ДКБ. По сути отношения между ними являются союзническими. На регулярной основе функционирует рабочая группа экспертов по обсуждению ситуации в зоне действия договора. По поручению президентов и во взаимодействии с постоянными представителями государств ДКБ генеральный секретарь СКБ осуществляет контакты с такими международными организациями, как ООН, ОБСЕ, ШОС и т.д. Основная цель при этом - объединение усилий в противодействии существующим вызовам и угрозам. И надо сказать, что у ДКБ на уровне самых авторитетных международных организаций создалась весьма неплохая репутация. С ним считаются, признавая договор важным фактором укрепления стабильности и безопасности на широком евразийском пространстве.
Только один пример. Недавно представители ДКБ провели консультации в Пекине. Как известно, некоторые участники договора наряду с Китаем входят в Шанхайскую организацию сотрудничества. А потому взаимодействие в борьбе с международным терроризмом, региональным сепаратизмом они строят с учетом появления американского фактора в Центральной Азии, других изменений геополитической ситуации. Это требует углубления взаимодействия с такими государствами, как КНР или Индия, которые действуют во многом в унисон с теми принципами, которые проповедует Договор о коллективной безопасности.
Впрочем, это не значит, что в договоре все благополучно и совместная работа идет как по маслу. От десятилетнего срока, минувшего с его создания, смело можно отбрасывать лет восемь. Повторяем, ДКБ стал становиться на ноги и приобретать реальный военно-политический вес совсем недавно. Договор по-прежнему находится в становлении, в определенной притирке.
Продолжается согласование соответствующих нормативных актов. Недавно было принято соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности, которое предусматривает свободное перемещение частей и подразделений с территории одного государства - участника ДКБ на территорию другого. Кроме того, в Ереване президентами подписан протокол (некоторые страны его уже ратифицировали) о взаимодействии между тремя региональными направлениями ДКБ. Таким образом, мы стоим накануне создания полнокровной системы коллективной безопасности шести государств.
На юбилейной сессии СКБ, в которой примут участие президенты, министры иностранных дел и обороны, секретари советов безопасности государств-участников, будут приняты дополнительные меры по развитию военного и военно-технического сотрудничества, проработаны вопросы, связанные с углублением внешнеполитического взаимодействия, намечены задачи на перспективу.
В условиях непредсказуемого развития обстановки в мире проблемы безопасности беспокоят всех. Все заинтересованы в том, чтобы международные структуры безопасности крепли и расширялись. В этой связи ДКБ нужно рассматривать как составную часть будущих систем европейской и азиатской безопасности. Между прочим, в договоре записано, что в случае создания таких систем участники ДКБ соберутся для внесения в него соответствующих коррективов.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker