на главную страницу

14 Мая 2002 года

Армия и общество

Вторник

НА СЛУЖБЕ ЗАКОНУ

Беседу вел Иван ИВАНЮК.



На днях исполнилось 60 лет одному из известных и авторитетных военных юристов страны - генерал-полковнику юстиции Анатолию МУРАНОВУ, заместителю генерального директора Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации - начальнику Главного управления обеспечения деятельности военных судов. Это управление, которое ранее находилось в составе Минюста, Анатолий Иванович в ранге заместителя министра юстиции возглавил в 1988 году. Назначен на эту высокую должность он был в звании полковника, что само по себе являлось беспрецедентным.
Генерал-полковник юстиции Муранов - заслуженный юрист Российской Федерации, государственный советник юстиции 1-го класса, профессор Российской академии естественных наук, автор многих научных статей, книг и публикаций. Сегодня он беседует с нашим корреспондентом.
- Анатолий Иванович, я знаю, что вы прошли практически все ступени в военно-судебных органах, а потом был этап, без которого, наверное, в то время невозможно было назначение на столь высокую должность, - работа в ЦК КПСС...
- Да, я проработал там целых пять лет. Само предложение пойти работать в столь высокую структуру для меня было полной неожиданностью. Я окончил Московское высшее общевойсковое командное училище. Никогда не занимался партполитработой. Служил в войсках на различных должностях. После окончания в 1970 году юридического факультета Военно-политической академии был членом военного трибунала Омского гарнизона, Забайкальского военного округа, заместителем председателя военного трибунала Московского военного округа... Работать на государственном уровне, а партия тогда фактически олицетворяла государство, было очень сложно и ответственно. Когда я был заместителем заведующего сектором, то курировал текущую работу фактически всех судов, прокуратур и органов юстиции страны.
- Вы можете сравнивать прежнюю правовую систему в государстве с нынешней. В чем, на ваш взгляд, главное отличие?
- Система и тогда в целом работала хорошо. У российской юриспруденции есть глубокие корни, замечательные традиции, своя самобытная школа. Хотя в некоторых вопросах мы отстаем до сих пор, нам есть чем и гордиться. В последние десять лет судебная система претерпела, на мой взгляд, существенные и очень важные изменения. Принят ряд законов, которые создают базу для реальной независимости судей. В последнее время очень много внимания судебной реформе уделяют президент страны, правительство. Почему раньше существовало много проблем в этой сфере? Были, как обычно, у нас две беды - нехватка денег и кадров. Разве достойно нашей великой страны, когда на такую огромную территорию приходится всего 17 тысяч судей? Согласитесь, что в условиях рыночной экономики им трудно обеспечить реальную защиту прав граждан, вершить правый суд в делах, охватывающих все сферы жизни общества. Сейчас есть политическая воля у руководства России не только усовершенствовать законодательную базу в соответствии с требованиями времени, но и изыскать необходимые финансовые, людские ресурсы для решения этих важнейших проблем.
- Скажите, какие задачи в связи с судебной реформой предстоит решить вам?
- Таких задач много, я выделю на сегодня три основные. Называть их буду не по степени важности, хотя все они очень серьезные. Как вы знаете, с января этого года военные суды и Главное управление обеспечения деятельности военных судов перестали финансироваться из Министерства обороны. Сейчас имеется свой бюджет, который составляет на этот год более 1 млрд. 200 млн. рублей. С одной стороны, судьи уже оценили удобство, когда есть самостоятельность в расходовании средств, с другой - прибавилось очень много новых проблем, которые надо решать. Все военные суды закреплены за судебными департаментами субъектов Российской Федерации. Где-то один суд, как, к примеру, в Курске, а где-то несколько, как во Владивостоке или Мурманске. Раньше все строго по перечню поступало из военного ведомства, а сейчас надо налаживать взаимодействие с местными органами власти, заниматься экономическими расчетами и т.д.
Второе новое направление работы открывается у нас с 1 июля этого года. Принят новый Уголовно-процессуальный кодекс, согласно которому военные суды, как и все суды, будут принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, а также о проведении ряда следственных действий. Например, на проведение обыска в жилище, наложение ареста на имущество, осуществление записи и контроля телефонных и иных переговоров и др. Значительно увеличивая полномочия суда в этой области, законодатель тем самым приводит нормы УПК в соответствие с Конституцией Российской Федерации, которая предусматривает возможность ограничения важнейших прав человека лишь на основе судебного решения. Только суду предоставляется право выносить решения, допускающие ограничение таких конституционных прав граждан при производстве следственных действий, как право на свободу, личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров.
Судьям предстоит освоить очень большой объем несвойственной им ранее работы. По оценкам Главной военной прокуратуры, в течение года принимается 6-7 тысяч санкций на арест. Каждое такое ходатайство должно быть тщательно рассмотрено. Естественно, требуется увеличение штатной численности военных судей, по нашим оценкам, примерно на 150 человек. Пленум Верховного суда нас в этом вопросе поддержал, он согласован с Министерством финансов, теперь все зависит от решения Государственной Думы.
А к 1 января следующего года мы должны подготовиться к введению еще одного новшества - суда присяжных заседателей. На протяжении длительного времени такие суды в экспериментальном порядке работали в 9 субъектах Российской Федерации. Сейчас они вводятся повсеместно, в том числе и в военно-судебной системе. Это опять же потребует расширения штатов, подбора кадров, в том числе присяжных заседателей, число которых в каждом суде окружного звена должно составлять 12 человек. А самый сложный вопрос сегодня - отсутствие приспособленных помещений для такого состава суда. В настоящее время этим требованиям соответствует, пожалуй, только новое здание Северо-Кавказского военного окружного суда, построенное в прошлом году. В остальных 12 окружных и флотских судах эту проблему нам предстоит каким-то образом решать в самое ближайшее время.
- Вместе с тем с июля этого года отменен институт народных заседателей...
- Да, это означает, что во втором полугодии этого года все дела будут рассматриваться судьями единолично. С января следующего года такой порядок сохранится преимущественно для дел о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы. Исключение составят дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого. В этом случае дело будет рассмотрено коллегиально в составе трех профессиональных судей.
Суды с участием присяжных заседателей будут рассматривать по ходатайству обвиняемого наиболее сложные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях. Это, например, дела об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, похищении человека при особо отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах, терроризме и захвате заложников при отягчающих обстоятельствах, организации незаконных вооруженных формирований, бандитизме, организации преступного сообщества, угоне воздушного судна и др. Такие дела будут рассматриваться военными судами окружного (флотского) уровня в составе одного профессионального судьи и присяжных заседателей.
- А как повлияет на работу военных судей принятие в декабре 2001 года нового Кодекса РФ об административных правонарушениях?
- Он вступает в силу уже с 1 июля с.г. и тоже увеличивает нагрузку на военных судей. Этим законом к подсудности гарнизонных военных судов отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы (ранее такие дела рассматривались судами общей юрисдикции).
Следует отметить, что объем работы у нас возрастает не только в связи с изменением законодательства. Недавно была одобрена наша инициатива по созданию военного суда в Грозном. Основные боевые действия в Чеченской Республике кончились, там на постоянной основе находится большое количество наших военнослужащих. А ближайшие военные суды находятся в Махачкале и Владикавказе. Конечно, добираться туда очень неудобно, а суд должен быть доступен гражданам, это - одно из основных требований, выполнение которого по Конституции должно обеспечиваться.
- Анатолий Иванович, разрешите от имени читателей "Красной звезды" поздравить вас с юбилеем и пожелать дальнейших успехов в работе.
- Спасибо.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker