на главную страницу

15 Мая 2002 года

Линия жизни

Среда

Опережая время



60 лет прошло с тех пор, как с аэродрома Кольцово под Свердловском совершил первый взлет отечественный ракетный истребитель БИ-1, разработанный под руководством конструктора Виктора Болховитинова. О том, как создавалась крылатая машина, рассказывает сын конструктора профессор, доктор технических наук Олег БОЛХОВИТИНОВ.

История создания истребителя БИ-1 не знает аналогов в мировой практике самолетостроения. Жидкостный ракетный двигатель давал неоспоримые преимущества в наборе высоты и скорости, а значит, и над противником в воздушном бою. Этим объясняется повышенное внимание руководства страны к работам над новым истребителем, эскизный проект которого был готов уже 9 июля 1941 года. Однако с приближением фронта к Москве ОКБ и 293-й завод были эвакуированы на Урал. В сложнейших условиях зимы самолет подготовили к государственным испытаниям.
И вот 15 мая 1942 года впервые прозвучала команда "от хвоста".
БИ-1 с разворотом набрал высоту и перешел в горизонтальный полет, а затем совершил посадку. Пилотировал его летчик-испытатель НИИ ВВС капитан Г. Бахчиванджи (на снимке). В акте государственной комиссии записали, что "полет БИ-1 с ракетным двигателем, впервые примененным в качестве основного, доказал возможность практического осуществления полета на новом принципе, что открывает новое направление в развитии авиации". На практике было реализовано гениальное предсказание К. Циолковского о том, что "за эрой аэропланов винтовых наступит эра аэропланов реактивных".
Испытания продолжались. В одном из полетов была достигнута скороподъемность 82 метра в секунду, что в 4 раза превышало возможности лучших истребителей того времени. При испытаниях на максимальную скорость БИ-1 достиг 800 км/ч (мировой рекорд), но неожиданно перешел в крутое пикирование и разбился...
Комиссия, расследовавшая обстоятельства катастрофы, в то время не смогла установить ее подлинные причины. Практика опередила теорию, и лишь спустя несколько лет после войны в новых аэродинамических трубах ЦАГИ был установлен эффект затягивания в пикирование при околозвуковых скоростях полета самолетов с нестреловидным крылом. Первые реактивные истребители, которые штурмовали звуковой барьер, имели уже стреловидное крыло.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker