на главную страницу

15 Мая 2002 года

Пульс планеты

Среда

Бундесвер: от самообороны к внешним силовым акциям

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ.



На протяжении почти всей второй половины ХХ века Западная Германия, провозглашая приоритеты национальной самообороны и невмешательства в дела других стран, тихо, без особого шума упрочивала свои позиции в НАТО. Цель - лидерство на Европейском континенте и увеличение политического веса в мире в целом.

В пятидесятые-шестидесятые годы ФРГ сумела создать мощную современную армию - бундесвер. Не желая мириться с наложенными после второй мировой войны санкциями и ограничениями, военно-политическое руководство страны весьма удачно осуществляло выработку нового понимания места и роли вооруженных сил в деле обеспечения безопасности государства. Оно постоянно находилось в активном поиске, зачастую разрабатывая проблемы, выходящие за рамки национальных интересов и имеющие немалое значение для союзников. Например, именно западногерманская концепция "обороны на передовых рубежах" была принята в качестве основополагающей в НАТО.
Опираясь на принципы военно-блокового партнерства и объединения усилий в противоборстве с общим соперником - СССР и ОВД, Федеративная Республика активно добивалась придания ей особого военно-стратегического значения в качестве форпоста Запада. Целеустремленность в выполнении взятых на себя перед НАТО обязательств и высокая активность участия в работе коллективных органов сделали свое дело. ФРГ прочно утвердилась как вторая после США военно-политическая сила в альянсе.
Ближе к 80-м годам начались кардинальные изменения в военной стратегии, когда концепция "гибкого реагирования" была дополнена новыми доктринальными установками в духе "борьбы со вторыми эшелонами". Суть заключалась в готовности нанесения глубоких ударов в оперативно-стратегическом звене (в том числе ядерных ударов) и переноса боевых действий в глубину территории противника. Единая военная доктрина НАТО, которой в полном объеме руководствовалась и ФРГ, уже не являлась сугубо оборонительной и сдерживающей. Руководство ФРГ внесло существенный вклад в обеспечение практического выполнения решения сессии совета НАТО 1979 года о размещении на территории стран Западной Европы американских ракет средней дальности. Вслед за этим последовало принятие долгосрочной и широкомасштабной программы перевооружения бундесвера, а также одобрение программы "звездных войн".
Уже тогда в Бонне открыто заявили о возможности передачи бундесверу некоторых функций американских вооруженных сил не только в Европе, но и в Атлантике и в районе Индийского океана. В ноябре 1980 года командным составом бундесвера рассматривался вопрос о возможном использовании военнослужащих бундесвера за пределами ФРГ. Первым фактом участия ФРГ в расширении "зоны действия и сферы влияния блока НАТО" стало решение об отправке двух эсминцев и двух кораблей обеспечения на американскую базу Диего-Гарсия в Индийском океане для участия в совместных маневрах.
Глубокие геополитические изменения конца 80-х - начала 90-х гг. оказали сильное воздействие на военную политику НАТО и ее участников, включая, естественно, ФРГ. Опасность мирового ядерного конфликта стала маловероятной. Не стало Варшавского Договора, существование которого служило оправданием для содержания гигантской объединенной группировки на территории Западной Германии. У Североатлантического союза как бы освобождались руки. Начался процесс адаптации к новыми условиям, в стороне от которого не осталась и уже воссоединенная Германия. Шаг за шагом НАТО идет к внедрению в практику концепции применения военной силы в любой точке земного шара. В Германии задумываются над проблемой законности использования бундесвера в подобных акциях. Вопрос обновления, актуализации законодательной основы развития вооруженных сил и их боевого применения стал одним из основных направлений военной реформы в единой Германии. Наиболее сложным и противоречивым моментом в решении такого рода задач стало намерение привлекать бундесвер к участию в урегулировании локальных конфликтов и войн за пределами традиционной зоны ответственности НАТО. Эта новая функция бундесвера является, по замыслу руководства ФРГ, стержневой в новых условиях и коренным образом изменяет предназначение вооруженных сил страны.
Чтобы сделать законным использование бундесвера за пределами территории ФРГ, а тем более зоны ответственности НАТО, стали необходимыми изменение конституции ФРГ и разработка специальных нормативных актов, регламентирующих выполнение вооруженными силами новых задач. Стоит отметить, что сразу после обнародования этих планов в немецком обществе явственно обозначились две противоположные точки зрения на данную проблему. Сторонники одной указывали на возросший международный авторитет ФРГ как одной из ведущих индустриальных держав и призывали воспользоваться правом на более активное влияние на ход мировых событий, в том числе и силовое. Сторонники другой считали, что Германия должна проявлять сдержанность в кризисах, возникающих за пределами Европы, имея в виду историческое наследие.
Ранее, до того как были внесены соответствующие поправки, правовые основы для боевого применения бундесвера содержались в статьях 24 и 87а Основного Закона. В соответствии со статьей 87а главным предназначением бундесвера определена оборона: "ВС федерации предназначены для обороны. Их количественный состав и структура определяются исходя из критериев самообороны". Иной смысл имеет статья 24, в которой сказано: "Федерация может быть включена для защиты мира в систему многосторонней коллективной безопасности..."
Несовершенство правовых основ для применения бундесвера в конфликтах за пределами зоны ответственности НАТО привело к расколу в бундестаге и некоторых фракциях. С особой силой дебаты по этому вопросу разгорелись в период кризиса в Персидском заливе. Вскоре правительство ФРГ добилось внесения необходимых поправок в конституцию. Оно продолжает разработку других необходимых законодательных актов. При этом подчеркивается, что обороноспособность Германии продолжает оставаться важнейшим приоритетом внешней и внутренней политики.
Фактически поводом для использования бундесвера может стать любое проявление нестабильности, затрагивающее жизненно важные интересы Германии. Такие, как защита суверенитета страны и ее граждан от внешней угрозы и политического давления, предотвращение, прекращение кризисов и конфликтов, которые могли бы нарушить неприкосновенность Германии и ее стабильность и др. По мнению аналитиков ФРГ, в новых условиях политика безопасности "не может быть ограничена ни содержательно, ни географически". Отметим, что в целом для современного немецкого подхода к анализу угроз безопасности Германии характерно их разделение на прямые и опосредованные. Среди прямых особенно отмечается опасность, исходящая от кризисов и конфликтов на востоке и юго-востоке Европы, а также в зонах нестабильности - в Северной Африке, в Средней Азии, на Ближнем Востоке.
Таким образом, вооруженные силы остаются важнейшим компонентом системы обеспечения безопасности ФРГ. Германия стремится к новой ответственности, которая соответствовала бы ее экономической мощи и влиянию. Расширяя сферу использования бундесвера, руководство страны поднимает свой статус не только в НАТО, но и в мировом сообществе в целом. В настоящее время немецкие воинские контингенты общей численностью свыше 10.000 человек разбросаны по всему свету: Балканы, Средняя Азия, Африка. Решается вопрос об отправке миротворческого контингента на Ближний Восток, на границу Израиля и Палестины. Не исключен вариант силового вмешательства в грузино-абхазский конфликт. А это напрямую затронет интересы России.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker