на главную страницу

16 Мая 2002 года

Армия и общество

Четверг

Пенсионная реформа: альтернативы нет

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ,"Красная звезда".



В марте "Красная звезда" рассказала о планах по реформированию пенсионной сферы ("Тернистый путь пенсионной реформы", 28 марта) и развернувшихся в связи с этим спорах среди специалистов и парламентариев. Разговор на эту тему продолжает генеральный директор Негосударственного пенсионного фонда "ЛУКОЙЛ - ГАРАНТ" Михаил БЕРЕЖНОЙ.

- О пенсионной реформе в Российской Федерации разговор идет давно. Еще во времена премьерства Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко предпринимались попытки, правда, неудачные, привести систему пенсионного обеспечения, доставшуюся нам в наследство от советских времен, в соответствие с новыми экономическими и социальными реалиями. Сегодня предпринимается третья попытка, и она, судя по одобренным законопроектам, осуществляется достаточно успешно. Начата наконец реализация идеи о накопительной части пенсии. Но, скажу честно, оснований для эйфории нет.
- Михаил Павлович, вы же сказали, что законопроекты парламентариями принимаются, с 1 января реформа пошла. Отчего беспокойство?
- Да, принят ряд законов, регламентирующих новый порядок пенсионного обеспечения. В мае ожидается второе чтение законопроекта "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии", а также первое чтение двух новых законопроектов: об обязательных профессиональных пенсионных системах и страховых взносах в эти системы. Речь идет о людях "вредных" профессий. Металлурги, шахтеры...
Но четкой комплексной программы пенсионной реформы пока не выработано. А это все равно что приступать к строительству дома, не имея детального проекта и плана работ. Мне могут возразить: Национальный совет по пенсионной реформе одобрил основные направления реформирования пенсионной системы. Действительно, решение Национального совета состоялось, однако этого мало для успеха реформы, затрагивающей интересы и судьбы десятков миллионов россиян. Требуется своего рода детальная технологическая программа с выверенным временным графиком реализации на практике общих концептуальных представлений. Но альтернативы пенсионной реформе, конечно, нет.
- Время дискуссий вышло?
- Выработан самый приемлемый путь - переход к комбинированной пенсионной системе, при которой 90-94 процента граждан будут обеспечиваться по распределительному принципу, а 6-10 процентов смогут воспользоваться и накопительными схемами новой системы. Переход рассчитан где-то до 2009 года.
- Если экономика будет стабильно развиваться...
- Конечно, плюс создание четкой законодательной базы, в том числе и для частных структур. Наш фонд представляет ту часть институтов новой пенсионной системы, которая относится к частным структурам. Это негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, банки, управляющие компании и т.д. В странах с развитой рыночной экономикой они играют важную роль в пенсионном обеспечении населения. На Западе эта сфера в силу ее социальной важности строго регламентируется, регулируется и контролируется государством. В Соединенных Штатах негосударственные пенсионные фонды - очень солидные и надежные финансовые институты, порой даже богаче банков.
С переходом к рыночной экономике негосударственные пенсионные фонды появились и в России. Кстати, в этом году мы отметим их десятилетие. На сегодня у нас в стране 268 НПФ, которые объединяют более 4 миллионов участников. Пенсии выплачиваются по линии этих фондов уже порядка 600 тысячам человек. Активы НПФ составляют уже около 1,5 миллиарда долларов. И поскольку это, как говорят финансисты, "длинные деньги", которые одномоментно не будут востребованы гражданами, они могут быть вовлечены в инвестиционные проекты, использованы в отечественной экономике.
- В чем же дело?
- Требуется желание министерства финансов, других структур исполнительной власти создать благоприятные условия для вовлечения средств НПФ, пусть сегодня и не слишком больших, в нашу экономику. Пока этого, увы, не наблюдается. Хотя очевидно, что деньги НПФ должны работать на Россию, на нынешних и будущих пенсионеров. На улицах Москвы и других крупных городов часто можно увидеть пожилых туристов из Германии, Франции, других западноевропейских стран. Чистенькие, жизнерадостные, с оптимизмом смотрят в будущее. Это не какие-то миллионеры, а обычные граждане, вышедшие после трудовых десятилетий на пенсию. Им обеспечена достойная старость благодаря правительствам их стран.
- Опять подходим к вопросу о перспективах нашей экономики, возможностях нашего государства.
- Эти возможности, к сожалению, сегодня ограничены, что тормозит и реализацию накопительного принципа при формировании пенсии для большинства россиян. Несмотря на неоднократные повышения государством пенсий, их средний размер по стране составляет 1.375 рублей, а максимальные пенсии не выходят за три тысячи. Пожилой человек в столице еле сводит концы с концами. В странах с развитой экономикой пенсии составляют 70-75 процентов от последней зарплаты, а какие там зарплаты - известно. У нас же и уровень заработной платы крайне низкий, не более 5-6 тысяч рублей, и размер пенсий, по самым оптимальным прогнозам, 25-30 процентов от зарплаты. О какой достойной старости может идти в этом случае речь?
- У вас, нефтяников, положение получше.
- Все относительно. Разумеется, по сравнению со среднестатистическим россиянином труженики нашей отрасли зарабатывают неплохо. У нефтяников Западной Сибири зарплаты составляют около 15 тысяч. Но в этих регионах продукты привозные, коммунальные платежи, тепло... Все очень дорого, а пенсия нефтяника составляет менее 10 процентов от заработка, 1.300 рублей. В 80-90-е годы, когда для обычного человека в европейской части завершение трудовой деятельности вызывало радость, для нефтяника выход на пенсию был трагедией. Люди стремились вернуться, по их выражению, на материк. До 80 процентов нефтяников, уходя на пенсию, уезжали и уезжают в более благоприятные в климатическом отношении районы.
Поэтому в нефтяной отрасли и были созданы в начале 90-х негосударственные пенсионные фонды. Нами накоплен уже опыт работы по накопительным схемам. Мы можем не только обеспечить сохранность средств своих участников, но и гарантировать приумножение этих средств, выход за инфляционный уровень, чтобы доход превышал темпы обесценивания рубля. Крупнейшие НПФ способны работать со средствами не только нефтяников. Однако государство обязано создать такую правовую и экономическую среду, при которой человеку будет выгодно идти в частные финансовые структуры. Это и оптимальный режим налогообложения, и действенный контроль уполномоченных государственных структур за деятельностью НПФ. Нынешние информационные, компьютерные технологии позволяют в режиме реального времени по итогам каждого дня отслеживать работу частных финансовых институтов. Прозрачность деятельности НПФ позволит гражданам с уверенностью предоставлять им свои средства.
Сейчас предусматривается, что отчисления на страховую и накопительную части пенсии составляют 14 процентов, из них на накопительную - всего два процента. В идеале же должно быть 7 и 7. В ситуации, когда государство в силу своей финансовой слабости не в состоянии увеличить пенсии быстро и "в разы", частные структуры могут за 3-5 лет создать "запас прочности" для своих клиентов. Но...
- Недостаточно современно законодательство?
- Проблема - в бедности людей. По нашим подсчетам, чтобы иметь возможность существенно увеличить будущую пенсию за счет накопительных схем, необходимо получать не менее 30 тысяч рублей. Это - минимальный порог. Буду откровенен: при зарплате в три тысячи ни одна государственная или частная структура не способна и за 10 лет обеспечить человеку достойную пенсию. Поэтому не надо обманывать людей: пока экономика России не сделает качественный скачок и человек не начнет получать достойную зарплату, разговоры об обеспеченной старости - это, как ни прискорбно, блеф.
- Выходит, гражданский персонал Вооруженных Сил и других силовых ведомств не должен тешить себя иллюзиями?
- Прежде чем ответить на вопрос, немного отвлекусь от темы. Недавно мы приобрели для наших нефтяников бывший санаторий Минобороны в Крыму в районе Алушты. Ведем его модернизацию, первая очередь уже вошла в строй. В принципе в нем могут отдыхать все желающие, в том числе офицеры, служащие, военные пенсионеры. Но все упирается в финансовые возможности людей, в возможность купить билет до Симферополя.
Это же касается возможностей гражданского персонала Вооруженных Сил в плане участия в накопительных схемах пенсионного обеспечения. Уровень оплаты его труда сегодня известен. Остается уповать на ускорение экономического развития. При нынешнем уровне зарплаты пенсионная реформа не приведет к существенному улучшению материального положения большинства пожилых людей, в том числе бюджетников. Это не только мое мнение, но и трезвый взгляд на ситуацию многих авторитетных экономистов.
- Значит, работать с силовиками для НПФ пока невыгодно...
- Мы готовы работать со всеми категориями граждан, в том числе и с гражданским персоналом армии и флота, если самим рабочим и служащим это будет выгодно. Люди сами должны решать, кому доверить управление своими средствами. Но, боюсь, гражданский персонал Вооруженных Сил знает вообще крайне мало о пенсионной реформе, ее сути, возможностях накопительных схем НПФ. В Пермской области мы проводили социологическое исследование и выяснили, что в этом регионе только 8 процентов опрошенных слышали о начале пенсионной реформы, но и они не в состоянии сказать о ее содержании. Вряд ли в профсоюзных организациях силовых структур ситуация лучше.
И очень хорошо, что "Красная звезда" озаботилась этой проблемой. Я считаю, что срочно необходимо разработать государственную, может быть, со статусом президентской, информационно-разъяснительную программу и срочно начать ее реализацию с привлечением телевидения, радио, газет. Цели, задачи, суть, сроки пенсионной реформы должны быть понятны гражданам. Это и пенсионеры, а их в России уже более 38 миллионов, и люди среднего возраста, и молодежь. На мой взгляд, начатая пенсионная реформа - это реформа прежде всего для молодых, для их обеспеченной старости.
Новая законодательная база предполагает, что на пенсионном рынке будут работать и негосударственные структуры, и Пенсионный фонд России. Очевидно, что НПФ не в состоянии взять на себя всю нагрузку по новой системе пенсионного обеспечения. Значительная часть нагрузки остается лежать на ПФР.
- С Пенсионным фондом России, как сообщают СМИ, у негосударственных структур существуют серьезные разногласия?
- Я бы вел речь не о разногласиях, а о различных концептуальных подходах к реализации пенсионной реформы, к решению ряда ключевых проблем. Вот, например, вопрос об управлении накопительной частью пенсий, о порядке инвестирования пенсионных накоплений. Это огромные средства. Миллиарды... Естественно, возникает соблазн стать монополистом в управлении ими. Но ситуацию драматизировать не надо. Идет диалог заинтересованных сторон, поиск компромисса. На мой взгляд, опыт стран с развитой рыночной экономикой учит тому, что целесообразно создать конкурентную среду, когда побеждает тот, кто предлагает клиентам лучшие финансовые условия и кто надежнее гарантирует сохранность пенсионных средств. Поэтому мы поддерживаем позицию Министерства экономики и развития, выступающего за создание реальной конкуренции, естественно, под жестким контролем государства, среди институтов, занимающихся пенсионным обеспечением.
Кулуарный подход к вопросу, затрагивающему интересы по сути всего общества, может привести к большой беде. Все мы помним дефолт августа 98-го, ставший возможным из-за бесконтрольности группы высокопоставленных чиновников. Лучшая гарантия сохранности пенсионных средств граждан - "прозрачность" операций с ними, контроль со стороны гражданского общества. Государство по своему изначальному предназначению должно проводить реформы, в том числе и пенсионную, в интересах граждан, а не своих чиновников...
От редакции. Такова точка зрения руководителя одного из крупнейших российских НПФ. "Красная звезда" готова предоставить трибуну и представителям профсоюзных организаций Вооруженных Сил. Нашим читателям из числа гражданского персонала, несомненно, было бы интересно узнать их точку зрения на пенсионную реформу.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker