на главную страницу

17 Мая 2002 года

Тема номера

Пятница

НАМ НУЖЕН ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ СПЕЦНАЗ

Полковник Олег Починюк,"Красная звезда".



Санкт-Петербург всегда славился незаурядными личностями. Доктора философских и кандидата исторических наук Андрея Леонидовича Вассоевича к ним можно отнести смело. Он профессор кафедры политической психологии Санкт-Петербургского госуниверситета и кафедры всеобщей истории Российского государственного педагогического университета им. Герцена, Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. Кроме того, он ведет популярную радиопередачу "Исторический клуб", последовательно отстаивая государственный подход к решению актуальных проблем развития России. О патриотическом воспитании молодежи и роли армии и флота в этом процессе разговариваем с известным ученым.- Андрей Леонидович, сегодня само понятие патриотизма толкуется в разных слоях общества неоднозначно. Это объективная реальность?

- Патриотизм - это понятие, претерпевающее изменения в зависимости от исторической эпохи. Если обратиться к не столь далекому прошлому, то речь шла о советских патриотах. Чувство советского патриотизма цементировало тот суперэтнос, который образовывали многочисленные народы некогда единого Союза. Но понятие это начало разрушаться.
По мере сползания общества в кризисное состояние начались откровенные нападки на понятие патриотизма. Те, кто помнит журнал "Огонек" горбачевских времен, конечно, не забудут отвратительные рассуждение о том, что патриотизм - это прибежище негодяев. Люди же, которым была дорога страна, тоже заняли не вполне внятную позицию. Они романтизировали патриотизм и в результате оказались неконкурентоспособными в соперничестве с теми, кто это понятие всячески очернял.
С моей точки зрения понятие патриотизма включает две составные части: первая - "знай, чем кормишься" и вторая - "где живешь, не пачкай". Новое наполнение понятия патриотизма, которое характерно для людей XXI века, связано с пониманием того, что нельзя разрушать собственную страну. Надо всегда помнить: мы "кормимся" за счет нашего экономического, научно-технического и военного потенциалов. Как видите, время привносит новые аспекты в понятие патриотизма: сегодня оно менее романтизировано, меньше словесной героики, но оно более здоровое. В этом отношении будущее, безусловно, принадлежит патриотической идеологии.
- Вы постоянно общаетесь с молодежью: со студентами, школьниками, участвуя в возрождении старинной немецкой гимназии Петербурга - школы Святой Анны (Анненшуле). Чувствуется ли в последнее время изменение менталитета молодых в отношении патриотизма?
- Такое изменение прослеживается. И у студентов, и у старшеклассников произошли заметные подвижки в отношении к своей стране. Если раньше было немало молодых людей, про которых лучше всего можно было бы сказать словами популярной песни "Гуд бай, Америка, нас долго так учили любить твои запретные плоды", то сейчас, и не в последнюю очередь в связи с тем, что США демонстрируют нежелание считаться с национальными интересами других государств, патриотизм - это для молодых не пустой звук. Кстати, не случайно такую популярность приобрел фильм "Брат-2" с его отрицанием ценностей американского образа жизни.
Конечно, уровень самосознания студенческой молодежи среди сверстников был всегда выше и тут у большинства есть правильное понимание: нам нужна сильная армия и другие некоррумпированные силовые структуры, способные защищать государственные интересы, мощный военно-промышленный комплекс. Причем это не только суждения. Посмотрите: на военную кафедру Российского государственного педагогического университета им. Герцена конкурс несколько человек на место, ее выпускники успешно проходят двухгодичную службу, а некоторые насовсем остаются в кадрах армии.
Да и популярностью среди молодых людей пользуются личности, отстаивающие интересы государства, способствующие укреплению его обороноспособности. К примеру, в Санкт-Петербурге очень высок рейтинг ректора Балтийского государственного технического университета "Военмех" им. Д.Ф. Устинова Юрия Петровича Савельева, который на недавних выборах в Госдуму вышел на первое место, несмотря на жесткую борьбу. А ведь это тот самый округ, где когда-то выбирали Галину Васильевну Старовойтову, которая олицетворяла прямо противоположные взгляды...
- В свое время были стройная система воспитания молодежи, определенный перечень обязательных мероприятий, направленных на привитие чувства патриотизма. Появились ли, на ваш взгляд, новые направления и приемы работы?
- Скажу откровенно. При всем том, что я воспринял крушение Советского Союза как личную трагедию, никаких иллюзий по поводу действенности военно-патриотического воспитания в брежневско-черненковский период у меня нет. Тогда слишком много было формализма, заидеологизированности и заорганизованности. Если бы дело патриотического воспитания было поставлено по-настоящему, то судьба страны и армии сложилась бы более завидным образом.
Но сейчас именно армия может совершить гигантский прорыв. Лишь один пример. У нас в стране тысячи и тысячи беспризорников. Ситуация напоминает ту, что сложилась после гражданской войны и отчасти в первые месяцы после Великой Отечественной. Если Вооруженные Силы возьмут настоящее шефство над этими ребятишками, то их судьба, без всякого преувеличения, сложится вполне благополучно. В здоровом по своей сути армейском коллективе воспитают не только порядочных людей, но и настоящих патриотов. Знаю, что в Петербурге есть бригада, где создан взвод из мальчишек, который находится на полном обеспечении военных, а шефскую помощь оказывает правительство Республики Коми. Чем не пример для подражания?
Или на недавнем "большом педсовете" петербургских учителей губернатор Владимир Яковлев дал высокую оценку деятельности кадетских корпусов, предложил открыть к уже имеющимся четырем (это не считая суворовского и нахимовского училищ) еще 3-4 корпуса. И руководители, и простые люди видят в такой постановке вопроса решение целого ряда проблем по воспитанию юных граждан.
По сути дела вопрос стоит так: либо беспризорники и дети из неблагополучных семей становятся жертвами преступного мира, либо они, наоборот, станут теми, на кого государство в первую очередь сможет опереться. Ощутив заботу и опеку армии, эти молодые люди будут относиться к Вооруженным Силам, а по большому счету и к государству, как в нормальной семье относятся к родителям, - с глубокой любовью.
Другое дело, на армию должны не только возложить (а по сути уже это сделали соответствующим постановлением правительства РФ) выполнение этой функции, но и поддержать материально, законодательно. Кстати, это выйдет на порядок дешевле, чем создавать специальные учреждения для беспризорников.
- Вопрос к вам, как историку. Сейчас все чаще употребляется термин "героико-патриотическое воспитание", подразумевающий упор на славное прошлое нашего Отечества. Оправдан ли этот путь?
- Без всякого сомнения, это очень актуально. Приведу пример, на первый взгляд напрямую не связанный с затронутой темой. Так сложилось, что я езжу преподавать в Софию в Новый болгарский университет. Что интересно: в Болгарии идет период реабилитации. С одной стороны, реабилитируют царя Бориса - отца нынешнего премьер-министра страны Симеона II, а с другой - реабилитируют первого секретаря ЦК компартии Тодора Живкова, на 90-летие даже воздвигли ему памятник в родном городе и открыли его с воинскими почестями. То есть болгары пытаются примирить оба периода своей истории, понимая, что это история их Родины. И вот если мы будем двигаться в данном направлении, то это, на мой взгляд, будет полезно для общества. Определенные шаги уже сделаны. Так, хотя и с новыми словами, восстановлен в качестве государственного прежний гимн, перестали негативно относиться к красному знамени. Это все важные моменты. Нужно, чтобы во всей полноте вернулось прежнее отношение к Вооруженным Силам, чтобы пришло понимание, что без сильных армии и флота России не прожить и в нынешнем мире. Как в 1812 году русская армия защищала страну от Наполеона, так и Советская Армия спасла ее в годы Великой Отечественной войны. И надо с уважением относиться ко всем периодам истории, особенно к тем, когда наша страна была действительно великой державой, а не пребывала в состоянии упадка.
Я смотрю на советское прошлое без розовых очков. И понимаю, как мы были страшно наказаны в годы советской власти за скверное отношение к своему прошлому до 1917 года. Но так же страшно мы можем быть наказаны за небрежение к советскому периоду в истории своей страны. У такой весьма неоднозначной личности, как Иосиф Сталин, есть одна примечательная фраза: "Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается". Осмелюсь перефразировать: "Хрущевы, горбачевы, ельцины приходят и уходят, а русский народ остается". Больше в России не должно быть снесенного храма Христа Спасителя, Путевого дворца Елизаветы Петровны или Пироговского музея... Аналогично нужно заботиться о памятниках русской воинской славы. К примеру, в Санкт-Петербурге сейчас началась реконструкция Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, идет реставрация других памятников. Это радует.
Когда-то известный профессор Ленинградского госуниверситета Аристид Иванович Доватур хорошо объяснял, в чем разница между литературной критикой и литературоведением. Первая рассуждает о том, что то или иное произведение дает современному читателю, а литературоведение должно выяснять, каков был авторский замысел и как воспринимали роман или поэму современники. По сути дела наша история все время сбивается на подражание литературной критике: рассматривает прошлое с точки зрения современной политической ситуации. Между тем историческая наука все-таки должна выяснять внутреннюю логику событий того или иного времени. Потому что своя логика была и у Сталина, и у Гитлера, и у Мао Цзедуна. Суть исторического знания заключается в том, чтобы внутреннюю логику постигать, не подгоняя ее под современные представления о том, что "плохо", что "целесообразно" и что "хорошо".
- Вы тесно работаете с Русской православной церковью, преподаете в наиболее уважаемой в стране духовной академии. Что можно сказать о влиянии церкви на Вооруженные Силы?
- Российское воинство всегда духовно окормлялось церковью. Это было очень важно, так как совсем непросто отдавать свою жизнь за Родину. Надо отдать должное церкви и в том плане, что она всегда занимала патриотическую позицию. Какие бы ни были гонения на нее в 20-30 годы, но когда наступило 22 июня 1941 года, церковь на деле доказала, что она будет воодушевлять народ и помогать ему побеждать захватчиков. Эта составляющая патриотического воспитания очень важна.
Как человек, работающий с будущими священнослужителями, могу сказать, что растет очень хорошее новое поколение. И вот по какой причине. Во времена Хрущева государство проявляло богоборческую активность: уполномоченные по делам религии стремились не допускать в духовные семинарии и академии талантливых молодых людей. Сознательно навязывался принцип отрицательного отбора. Сейчас эта система разрушена. Более замечательных студентов, чем в Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, я не видел. И все они воспитываются в духе патриотизма. На любой литургии говорится "О властех и воинстве ее помолимся". Вспомните трагическую гибель "Курска" - церковь тогда откликнулась одной из первых, оказала духовную поддержку родственникам погибших.
Следует помнить: армия - это больше чем государственный институт. Это - структура общенационального значения, призванная защищать народ и территорию, на которой он проживает. И этой структурой надо дорожить.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker