на главную страницу

17 Мая 2002 года

Армия и общество

Пятница

Правосудие свершилось Но все ли наказаны?

Подготовил Наиль ГАФУТУЛИН,"Красная звезда".



Перед майскими праздниками Московский гарнизонный военный суд приговорил бывшего начальника Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ к трем годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Это первый за многие годы приговор столь высокопоставленному должностному лицу военного ведомства, и, естественно, он вызвал читательские отклики. Их авторы, не ставя под сомнение приговор военных юристов, задаются вопросом: а все ли виновные наказаны? Одна из таких характерных точек зрения - мнение подполковника запаса Олега ДЬЯЧЕНКО представляется ниже.

Приговор оглашен, но, как представляется, не стоит торопиться с окончательными выводами. Обращусь к фактам, ставшим достоянием общественности. Осенью 1996 года, когда министром обороны стал Игорь Родионов, тогдашний глава правительства предложил главе военного ведомства принять участие в схеме взаимозачетов с Украиной, в результате которой Минобороны должно было получить от некой английской компании "United Energy International Limited" материально-технические ресурсы, необходимые для строительства жилья.
Сама схема взаимозачетов была весьма сложной, что само по себе настораживает. По первому из двух соглашений, выполнение которых и инкриминировали генералу Олейнику, 250 млн. долларов двигались в декабре 1996 года по следующей цепочке: "Национальный резервный банк" - "Газпром" - Государственная налоговая инспекция - Главное управление федерального казначейства Министерства финансов - Минобороны - "United Energy International Limited" - "Газпром" - "Национальный резервный банк". По второму соглашению весной 1997 года для проводки 200 млн. долларов была использована эта же схема, только вместо НРБ был использован другой коммерческий банк - "Империал".
Кстати, принцип отбора этих коммерческих банков тоже малопонятен. Но ответ на этот вопрос стоит искать не у военных финансистов, а в Минфине и "Газпроме". В конкурсе эти банки не участвовали, и критерии, обстоятельства их отбора на судебном разбирательстве выяснены не были.
В ходе процесса не обратили внимания и на то, что схема взаимозачетов с участием Министерства обороны, "Газпрома" и промышленно-финансовой корпорации "Единые энергетические системы Украины" использовалась еще до Родионова и Олейника. Насколько известно из сообщений СМИ, весной 1996 года "Газпром" получил казначейские налоговые освобождения в счет будущих поставок стройматериалов с Украины российским военным. Тогда фигурировала сумма в 300 млн. долларов. Подписи под майским соглашением 1996 года поставили руководители Минобороны и ПФК "Единые энергетические системы Украины". Напомню, что в то время ни Георгий Олейник, ни Игорь Родионов еще не были назначены в Минобороны.
В эпизоде по первому соглашению, в реализации которого участвовал Георгий Олейник, интересно также то, что 250 млн. перечислялись англичанам почему-то в качестве предоплаты и по контракту, который еще до назначения министром обороны Родионова был оплачен казначейскими налоговыми освобождениями. Но все это осталось как бы за кадром разбирательства.
Конечно, неверно было бы представлять военных финансистов "невинными овечками". Их действия были отнюдь не безупречными. Как профессионалы, они должны были знать, что взаимозачет можно осуществлять на основе соответствующего правительственного решения и приказа министра финансов. Требовалось также разрешение Центрального банка России на осуществление валютных операций.
Да и требования к документам, получаемым из Минфина, должны были быть у военных финансистов более жесткими. Поступившее в Минобороны первое соглашение не имело ни номера, ни даты, а на втором соглашении были исправления, в том числе сделанные от руки!
Неясно, зачем генерал Олейник подписал платежные поручения на перевод 250 и 200 млн. долларов, не дожидаясь заключения соглашения между Центральным управлением материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Минобороны и корпорацией "Единые энергетические системы Украины" на поставку материально-технических ресурсов. В обоих случаях соглашения заключались задним числом после произведенной оплаты.
Из сообщений СМИ следует, что военные финансисты знали, что стройматериалы по первому соглашению не поставляются. Тем не менее генерал Олейник принял решение о перечислении второй суммы в 200 млн. долларов. Зачем такая спешка? С текстом второго соглашения вообще какая-то темная история...
Эксперты Центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции установили, что "платежка" о переводе 200 млн. долларов была подделана, документ был изготовлен путем сканирования. Фактически, судя по заключению экспертов, огромная сумма ушла на Украину на основании подложного документа. Кто его изготовил, так и не выяснено. По крайней мере, ни одна газета об этом не написала.
Видимо, на скамье подсудимых должны были находиться и другие лица. На стадии следствия в деле, в частности, фигурировал бывший первый заместитель министра финансов Андрей Вавилов. Известно, что следователи Главной военной прокуратуры еще в мае прошлого года предъявили ему обвинение в превышении служебных полномочий. Но впоследствии в силу причин, о которых мы, простые люди, можем только догадываться, дело о 450 млн. разделили на три: Вавилова, Олейника и его подчиненных, готовивших соглашения на подпись. Но дело Вавилова вскоре закрыли "из-за отсутствия состава преступления", хотя известно, что сотрудники Счетной палаты установили факт превышения им своих служебных полномочий при подписании этих злополучных соглашений о взаимозачетах.
Отдуваться за всех пришлось генералу, который был только исполнителем принятых наверху решений. Ведь бывший министр обороны Игорь Родионов имел мужество признать, что генерал Олейник лишь исполнял соглашение, на котором стояла подпись главы военного ведомства.
Надо признать, что военное ведомство старалось выправить ситуацию. Главное управление военного бюджета и финансирования в 1998-2000 годах неоднократно пыталось добиться возобновления прерванных с Украины поставок материально-технических ресурсов. Из Минобороны ушло наверх в общей сложности 20 писем по этому вопросу, но все безрезультатно. Поэтому, думается, не одни военные финансисты повинны в том, что "United Energy International Limited" недопоставила российским военным материалов на 327 млн. долларов. Наглость англичан базировалась на уверенности в своей безнаказанности, на вере в надежность своих покровителей.
Жаль, что суду не удалось установить вину всех участников этих сделок, прежде всего инициаторов и организаторов взаимозачетов. Кстати, эти фамилии ни для кого не секрет, так как не раз уже назывались публично в связи с делом генерала Олейника.
Так, первое соглашение конца 1996 года подписал не только Игорь Родионов, но и замглавы Минфина Андрей Вавилов, один из руководителей "Газпрома" Вячеслав Шеремет, президент корпорации "Единые энергетические системы Украины" Юлия Тимошенко. А у истоков российско-украинских взаимозачетов стояли еще более крупные фигуры. Один из них - экс-премьер-министр Украины Павел Лазаренко - сбежал позднее, как простой уголовник, из собственной страны на Запад. Через английскую компанию "United Energy International Limited" не без участия господина Лазаренко было вывезено на Запад более 880 млн. долларов, из которых, судя по некоторым публикациям, около 180 млн. осело на его собственных счетах!
Загадочны сами происхождение и профиль английской компании, которая являлась не то учредителем, не то корпоративным членом промышленно-финансовой корпорации "Единые энергетические системы Украины" и которая почему-то решила расплачиваться за поставленный Украине российский газ стройматериалами. Читая публикации о судебном процессе, не раз задавался вопросом: а почему именно стройматериалами решено было погасить задолженность украинской корпорации за российский газ? Что это за дефицитные материально-технические ресурсы, которых в России приобрести было нельзя? И почему именно Минобороны, а не другое российское министерство, включили в эту сложную систему взаимозачетов?
Бывший первый замминистра финансов Андрей Вавилов, надо думать, мог бы пролить свет на обстоятельства этого запутанного дела, окажись он в одном положении со своим военным коллегой. Выяснение роли Минфина и "Газпрома" в организации и осуществлении взаимозачетов, возможно, позволило бы вскрыть весь механизм комбинации, стоившей российскому бюджету сотни миллионов долларов, и вывело бы на закулисных кукловодов у нас в стране и за рубежом. Ведь трудно поверить, что чиновник, пусть и высокопоставленный, в одиночку мог организовать эту сложную схему взаимозачетов. Хотя...
Интерес в связи с этим представляет недавняя (26 апреля с.г.) публикация "Парламентской газеты". Приведу один абзац из ее статьи "Непотопляемый Вавилов": "Долгое время, занимая должность первого заместителя министра финансов России, Андрей Вавилов курировал валютные расходы бюджета и кредиты, ведал внешними долгами, участвовал в переговорах с международными финансовыми организациями. При этом, как утверждают в комиссии Государственной Думы по борьбе с коррупцией, им за счет Минфина неоднократно на сотни миллионов долларов был обласкан ряд коммерческих структур. Неудивительно, что, получая пусть и высокую, но все же государственную зарплату, он сумел стать долларовым миллионером. По данным комиссии Государственной Думы по борьбе с коррупцией, только сумма векселей Сбербанка, которыми владел чиновник Вавилов, составляла 22 млн. долларов".
Комментарии, очевидно, излишни.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker