на главную страницу

17 Мая 2002 года

Россия и мир

Пятница

ОГРАНИЧЕННАЯ ЕВРОПА

Вел беседу Виталий СТРУГОВЕЦ.



Государственная Дума готовится к ратификации Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе. На вопросы "Красной звезды" отвечает председатель думского комитета по обороне генерал армии Андрей НИКОЛАЕВ.

- Андрей Иванович, что собой представляет адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе?
- Прежде всего давайте вспомним о самом договоре. Он был подписан в ноябре 1990 г. и по сути стал краеугольным камнем европейской безопасности. Главная цель - обеспечить, чтобы в пределах действия договора общее количество обычных вооружений и техники не превышало 40 тысяч танков, 60 тысяч боевых бронированных машин, 40 тысяч артиллерийских единиц, 13.600 боевых самолетов и 4.000 ударных вертолетов. В связи с изменением ситуации в мире (ликвидация Варшавского Договора, распад СССР, появление на карте Европы новых государств), естественно, потребовалась значительная адаптации ДОВСЕ к новым условиям.
Рассматривая Договор как важнейший инструмент поддержания военно-политической стабильности в Европе, Россия в 1996-1999 гг. принимала самое активное участие в переговорах по его модернизации, которые в принципе и проводились по ее инициативе. В ходе этих переговоров в целом были решены главные для России задачи: сдержан рост военного потенциала НАТО на важнейших для нас стратегических направлениях, прежде всего в Центральной и Восточной Европе, и одновременно обеспечена возможность сохранения существовавшей по состоянию на 1 января 1999 г. военной группировки на Кавказе при закреплении жесткого режима ограничений для соседних с Россией фланговых государств-участников.
Итогом переговоров стало подписание 19 ноября 1999 г. на стамбульском саммите ОБСЕ Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Параллельно с подписанием Соглашения был принят Заключительный акт Конференции государств - участников Договора (не требует ратификации). К нему приложены заявления четырех центральноевропейских государств - Венгрии, Польши, Чехии и Словакии - о будущем понижении их территориальных предельных уровней (ТПУ), а также Белоруссии, Германии и Украины - об отказе от использования механизмов, позволяющих увеличивать свои ТПУ, России - относительно сдержанности и использования договорных гибкостей в Калининградской и Псковской областях, Молдавии - об отказе принимать на своей территории иностранные обычные вооружения на условиях временного развертывания. К Заключительному акту прилагается также российско-грузинское заявление, фиксирующее в том числе обязательства России относительно сокращения излишков российских вооружений и техники, ограничиваемых Договором (ОДВТ), и вывода (утилизации) ОДВТ, находящихся на российских военных базах в городах Вазиани, Гудауте и на ремонтных предприятиях в Тбилиси. Эти обязательства нами полностью выполнены. В Заключительном акте зафиксированы также наши обязательства вывести (уничтожить) к концу 2001 года российские ОДВТ, находящиеся на территории Молдавии. Все названные политические обязательства являются частью пакета, формирующего единый режим обновленного Договора. К настоящему времени из 30 государств - участников Договора это Соглашение ратифицировали Белоруссия и Украина. Для вступления в силу адаптированного Договора необходима его ратификация всеми государствами-участниками.
- Что же реально предусматривается адаптированным Договором?
- Прежде всего отмечу, что Соглашение об адаптации ДОВСЕ переводит ограничение уровня вооружения от межблоковых на межнациональные подсчеты и обязательства. В результате выполнения адаптированного Договора будет существенно уменьшен потенциал обычных вооруженных сил крупных в военном отношении европейских стран, США и Канады и снижены их наступательные возможности. Суммарное сокращение национальных уровней вооружений 19 стран НАТО по сравнению с действующими составит около 4.800 танков, 4.000 боевых бронированных машин, более 4.000 единиц артиллерии, что соответствует вооружению примерно 10 отмобилизованных дивизий натовского стандарта.
Режим адаптированного Договора создает основу для формирования широкой зоны стабильности в Центральной и Восточной Европе. Он ограничивает возможности развертывания в этом регионе обычных вооруженных сил стран НАТО. Польша, Венгрия, Чехия и Словакия взяли обязательства до конца 2002 года (Польша - до конца 2003 года) сократить свои территориальные и национальные уровни по сравнению с существующими на 595 танков, 665 ББМ и 440 артсистем. Территориальные уровни этих стран, а также Германии не будут пересматриваться в сторону повышения. Взяли обязательства дополнительно сократить свои уровни Германия (по танкам территориальный и национальный предельные уровни снижаются на 200 единиц) и Италия (территориальный предельный уровень понижается на 81 танк, 167 ББМ и 137 артсистем).
Кроме того, вне рамок Договора страны НАТО приняли обязательство политического характера: не размещать на постоянной основе свои существенные боевые силы на территориях новых членов альянса. В результате возможное развертывание сил НАТО на территориях Польши, Венгрии и Чехии не приведет к опасной дестабилизации военной обстановки в регионе.
С учетом откровенно пронатовских устремлений Болгарии и Румынии, а также во многом евроатлантических тенденций в политике Грузии, Азербайджана и неустойчивой ситуации в Молдавии принципиальное значение имеет запрет на чрезвычайные временные развертывания (ЧВР) (459 танков, 723 ББМ и 420 артсистем) во фланговом районе. Не допускаются также чрезвычайные временные развертывания в Греции, Турции и Норвегии. Дополнительной гарантией против дестабилизирующей концентрации обычных вооружений и техники во фланговом районе является положение Договора, согласно которому перераспределение там национальных и территориальных уровней возможно только между фланговыми государствами.
Таким образом, вводимая в обновленном Договоре жесткая система национально-территориальных ограничений устанавливает потолок для размещения ограничиваемых Договором наземных вооружений и техники и четкие временные и количественные рамки возможных изменений этого потолка без подрыва общей и региональной стабильности в районе применения.
- Какие ограничения Соглашение накладывает на Россию?
- Вступление в силу Соглашения об адаптации Договора не влечет за собой автоматического понижения национального уровня для России. Российские уровни ОДВТ соответствуют параметрам ныне действующего Договора. Напомню, по танкам это 6.350 единиц, 11.280 боевых бронированных машин, 6.315 артсистем, 3.416 боевых самолетов и 855 ударных вертолетов. Более того, увеличена российская квота вооружений для регулярных частей.
В соответствии с фланговым режимом адаптированного Договора Россия получает возможность иметь в новой фланговой зоне (ЛВО - без Псковской области, СКВО - без Волгоградской, Астраханской и восточной части Ростовской областей) почти в четыре раза больше боевых бронированных машин: 2.140 ед. вместо 580 в регулярных частях по ныне действующему Договору. По танкам и артиллерии России разрешено использовать право на дополнительное временное развертывание (153 танка и 140 артсистем). Россия сохранила возможность переброски вооружений и техники из северного района в кризисный южный район фланговой зоны.
Кроме того, обновленный Договор позволяет сохранить присутствие российских вооружений и техники в Армении и на Украине. В рамках двусторонних договоренностей с Грузией в контексте адаптированного Договора удалось решить главный вопрос - добиться согласия Грузии на сохранение на ее территории российских ОДВТ в параметрах базового временного развертывания (153 танка, 241 ББМ, 140 артсистем). Что касается Молдавии, то в соответствии с ее конституцией на молдавской территории запрещено присутствие иностранных вооруженных сил, что нашло отражение в стамбульских решениях ОБСЕ.
- Что еще нового привнесено Соглашением?
- В первую очередь я бы отметил открытость Соглашения. Если собственно ДОВСЕ был ограничен кругом его участников, то Соглашение открыто для присоединения. Это позволит охватить режимом контроля над вооружением те регионы Европы, где сегодня пока еще сохраняется возможность неограниченного наращивания военной мощи.
Принципиально новое качество обновленного Договора - охват ограничительным, инспекционным и информационным режимами динамических изменений количества военной техники. Например, подлежат уведомлению и контролю все значимые в военном отношении - 30 танков, 30 боевых бронированных машин и 10 артсистем - трансграничные перемещения наземных вооружений и техники. Договор ограничивает также транзитные переброски вооружений и техники по времени - как совокупному, так и по сроку пребывания транзитных вооружений на территории одного государства-участника.
Качественно модифицированы информационный и контрольный механизмы Договора. В него включены положения, позволяющие более оперативно отслеживать изменения в количестве вооружений, структуре и дислокации обычных вооруженных сил государств-участников в районе применения Договора. А обновленный режим инспекций позволяет составить более полное представление о масштабах мероприятий, в рамках которых осуществляется развертывание дополнительного количества вооружений, и о динамике передислокаций существенных в военном отношении группировок войск. Адаптированный Договор ограничивает возможности размещения сил на территории иностранных государств. Такое размещение должно осуществляться с явно выраженного согласия принимающего эти силы государства - участника Договора. Оно имеет право на подобное размещение как в счет заполнения зазора между своим территориальным предельным уровнем и реальным наличием собственных вооружений и техники, так и путем временного превышения ТПУ на фиксированные величины базового и в случае кризисных ситуаций - чрезвычайного временных развертываний. Осуществление обоих видов временных развертываний подлежит контролю и подпадает под дополнительные меры транспарентности. В случае временного развертывания с превышением ТПУ более чем на 153 танка, 241 боевую машину и 140 артсистем предусмотрен и политический ограничитель - безотлагательный созыв конференции государств-участников, на которой принимающие и осуществляющие развертывание государства-участники должны объяснить его причины. Задействуется и механизм ОБСЕ - об итогах конференции информируется Постоянный совет ОБСЕ, который может принять необходимые политические меры для урегулирования ситуаций, связанных с этим развертыванием.
При рассмотрении вопроса о чрезвычайном временном развертывании новые члены НАТО - Польша, Венгрия и Чехия, а также Словакия - зарезервировали за собой право принимать на своей территории вооружения и технику сверх своих ТПУ. В то же время, поскольку они обязались при этом понизить уровни своих сил, осуществление этих потенциальных ЧВР не приведет к дестабилизации обстановки в Центральной Европе. Со своей стороны Россия заявила, что будет проявлять адекватную сдержанность в Калининградской и Псковской областях и не станет размещать там дополнительно на постоянной основе существенные боевые силы.
- Значит, Соглашение полностью соответствует интересам России и будет однозначно поддержано депутатами?
- Да, на сегодняшний момент Соглашение соответствует интересам России. И мы полностью согласны с Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, который в пояснительной записке к Закону о ратификации Соглашения утверждает, что в случае ратификации документа Россия в ближайшее время сможет перехватить и существенно развить инициативу в области контроля над обычными вооружениями, в значительной мере выбив почву из-под ног критиков временного превышения нами фланговых лимитов в связи с необходимостью проведения антитеррористической операции в Чеченской Республике, пытающихся использовать этот факт для оказания давления на Россию.
Но я не случайно подчеркнул: в настоящий момент. Дело в том, что в ближайшее время в Европе могут снова произойти изменения. Я имею в виду очередной этап расширения НАТО. Решение о приглашении в альянс новых членов будет принято в начале осени на саммите НАТО в Праге. В списке основных кандидатов и страны Балтии. Естественно, если даже одна из них будет принята в альянс, Договор об обычных вооруженных силах в Европе потребует новой адаптации, поскольку государства Балтии не подписывали ДОВСЕ. Мы ожидаем, что на страны Балтии будет распространен такой режим контроля над вооружением, который будет обеспечивать нашу военную безопасность и одновременно позволит выполнять свои обязательства по Договору. Для этого Литва, Латвия и Эстония должны присоединиться к адаптированному ДОВСЕ.
Думский комитет по обороне считает, что наиболее правильным было бы не форсировать сейчас ратификацию соглашения, а принимать решение по итогам пражского саммита НАТО во второй половине осенней сессии Госдумы.
Мнение специалистов
Владислав Чернов, заместитель директора Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ, руководитель российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля за вооружениями:
Ратифицировать Соглашение об адаптации ДОВСЕ необходимо хотя бы потому, что рациональной альтернативы ему не существует. Если адаптированный договор не будет ратифицирован, мы столкнемся с бесконтрольностью и вседозволенностью в строительстве и использовании вооруженных сил на европейском континенте, что не может отвечать интересам нашей безопасности. Если же договор вступит в силу, мы сможем использовать его ограничительные возможности для регулирования отношений с НАТО, вовлекать в зону действия договора новых членов, создавая более равномерное пространство безопасности в Европе. Кроме того, можно заняться и улучшением самого договора, например решением вопроса о дальнейшем понижении национальных и территориальных уровней государств-участников.
Полковник Николай Прошкин, начальник направления международно-договорного управления Министерства обороны:
- Договор, во-первых, продолжает выполнять свою главную роль, обеспечивая в целом безопасный баланс в Европе. Во-вторых, он ограничивает возможности НАТО усиливать свой военный потенциал на важнейших для нас стратегических направлениях в Центральной и Восточной Европе. Что касается ратификации договора натовскими странами, то среди них наметились серьезные разногласия. Это объясняется, с одной стороны, изменением позиции новой администрации США по всему комплексу вопросов. С другой - заинтересованностью именно европейских государств НАТО в развитии и сохранении договора. Американцы понимают, что многие положения договора, которые разрабатывались под СССР, теперь оборачиваются против них самих, и стараются всячески тормозить вступление договора в силу. Европейцы же, напротив, заинтересованы в режиме обновленного договора. Они считают, что если он не вступит в силу, то и старый ДОВСЕ может развалиться, поскольку многие его положения не соответствуют сложившимся военно-политическим реалиям.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker