на главную страницу

18 Мая 2002 года

Армия и общество

Суббота

"Моя любовь и боль - ВВС"

Анатолий ДОКУЧАЕВ,"Красная звезда".



Генерал армии Анатолий Михайлович Корнуков - человек в Вооруженных Силах известный. До недавнего времени он был главнокомандующим Военно-воздушными силами. Читатели "Красной звезды" интересуются: чем сегодня занимается военачальник, какие проблемы его волнуют, чем он живет?

     - Чем занимаюсь? - переспрашивает Анатолий Михайлович. - Когда служил, далеких планов не строил, не до этого было. Ну а увольнение в запас, как известно, всегда приходит внезапно (Корнуков смеется. - А.Д.). Бессрочный отдых - это не про меня. Повстречался с одним бывшим сослуживцем. Он порекомендовал пойти в НПО "Алмаз" имени академика А.А. Расплетина. Руководство объединения поддержало мою кандидатуру, и я сейчас тружусь советником генерального директора НПО "Алмаз" по вопросам военно-технической политики. И потом, поработать в этой фирме отчасти и мой долг.
     - Интересно?
     - На посту главкома ВВС я не все сделал по внедрению в войска новой зенитной ракетной системы "Триумф". На то были объективные и субъективные причины, и все же считаю себя должником перед зенитными ракетными войсками. Наконец, опыт военных просто необходим в "оборонке". Взаимодействие с заказчиком, с ВВС, Министерством обороны... Эта область, как вы понимаете, мне хорошо знакома. А взять вопросы военно-технического сотрудничества с зарубежными странами - нашими потенциальными партнерами. Мировая практика свидетельствует: многие ведущие фирмы, занятые производством вооружения, используют опыт военных специалистов, военачальников, членов правительства для продвижения продукции на мировом рынке. Так что считаю: моя сегодняшняя работа логично вытекает из предыдущей.
     - В какой должности вы себя больше сегодня ощущаете? В новой? Или все еще продолжаете, как принято сегодня говорить, виртуально руководить Военно-воздушными силами?
     - Конечно же, авиацией живу по-прежнему. ВВС - моя самая сильная любовь, моя самая сильная боль.
     - А что вас сегодня волнует, Анатолий Михайлович, более всего? Поддерживаете связи с офицерами и генералами главкомата?
     - Я так считаю: за все плохое, что происходит сегодня в российских ВВС и что будет происходить завтра - где-то в течение года, - ответственность лежит на мне, пусть виртуальная. Ведь в практику частично до сих пор проводятся мои установки, указания. По-другому просто нельзя - действует закон инерции. Конечно же, общаюсь с теми, кто были и остаются моими единомышленниками. Встречаемся по делам служебным, да и просто так. Порой ко мне обращаются за советом, помощью, что вполне естественно. Меня удовлетворяет тот факт, что новым руководством не "ломаются" решения по модернизации техники, разработке новых образцов, продвижению их в войска. Ну а волнения, тревоги за судьбу ВВС... Видимо, они будут всегда со мной, как и у других военачальников, которые были главкомами.
     - А если конкретно?
     - Огорчает большое количество неприятностей, которые произошли за этот короткий срок. Больно от того, что не поступает на вооружение новая техника, а находящаяся в войсках быстро стареет. Россия ведь мощная авиационная держава, и скатываться нам на вторые роли не к лицу. А когда проанализируешь, сколько новых самолетов получили полки за последние годы, плакать хочется.
     - Ну продвижения-то есть. Вот, недавно в конкурсе на легкий учебно-тренировочный и учебно-боевой самолет, проводимом ВВС, победил Як-130. Значит, скоро он появится в Военно-воздушных силах. Знаю, что дальняя авиация пополнилась еще одним стратегическим межконтинентальным ракетоносцем Ту-160, который достроен Казанским авиапредприятием.
     - Як-130 - прекрасный самолет и справедливо выиграл состязание. Вы правильно отметили, что он не только учебно-тренировочный, но и учебно-боевой. Его можно эффективно использовать в качестве легкого штурмовика. Как бы он пригодился вчера и сегодня в Чечне! Потерь со стороны наших войск было бы намного меньше. Однако Як-130 начнет поступать в войска в лучшем случае года через два. Что касается Ту-160... Спасибо руководству министерства обороны, что оно нашло средства на достройку ракетоносца. Но ведь задел по нему был почти на две трети создан еще в советское время. Так что новой техники-то нет. И в этих условиях понимаю, какая сложная задача стоит перед новым руководством ВВС по поддержанию боевой готовности частей и соединений. Военно-воздушные силы продолжают оптимизироваться, и тут каждый шаг должен быть выверен.
     - Есть какие-то опасения?
     - Я оптимист и надеюсь, что совершенствование Вооруженных Сил, и в частности ВВС, и дальше пойдет по оптимальной формуле. Главное же не наделать ошибок, которые могут привести к снижению потенциала ВВС. Так, на повестке дня сегодня стоит реформирование системы заказов вооружения, военной и специальной техники. Безусловно, нужна унификация, в том числе и сокращение количества генеральных заказчиков. К слову, данный процесс идет с конца 90-х годов. Объединены мелкие заказывающие службы отдельных родов войск и специальных войск, а в некоторых случаях функции заказа переданы крупным заказывающим управлениям. Но тут нужно, что называется, соблюдать чувство меры. Что я имею в виду? Выдвинута концепция, предусматривающая создание в рамках Министерства обороны "единого заказчика" авиационной и космической техники. Казалось бы, хорошо, радуйся да и только, но не останутся ли на обочине виды Вооруженных Сил, рода войск.
     - Анатолий Михайлович, но ведь, как представляется, нужно уходить от дублирования военно-технической деятельности органов военного управления.
     - Кто же голосует за дублирование? У нас сегодня есть аппарат начальника вооружения Вооруженных Сил РФ, выступающий как основной планирующий, обобщающий и координирующий орган. И он не позволяет допускать "разобщенности" в этой области. А теперь вы представьте себе такую картину. Допустим, создается новый "единый заказывающий" главк. Существующие заказывающие органы видов Вооруженных Сил родов войск вливаются в него, вместе с ними туда "перетекают" научно-испытательные институты и испытательные центры. А что, позвольте спросить, остается делать Главному командованию? Нести ответственность за все и вся, не имея возможности влиять на эти "все и вся"?
     Как известно, заказ вооружения и военной техники является задачей подчиненной по отношению к задачам обеспечения военной безопасности страны, реализации ее военной доктрины, совершенствования форм и способов ведения боевых операций. За эти задачи на каждом направлении ответственность несут главные командования, командующие родами войск, начальники главных и центральных управлений Министерства обороны. Так вот, заказывающие органы видов Вооруженных Сил и родов войск, видовые научно-исследовательские институты, испытательные центры не случайно закреплены за "отвечающими" руководителями, они являются составной частью проводимой ими сложной и многозвенной деятельности. Тут обоснование военной и военно-технической политики, развития войск и вооружения, оптимизация группировок войск (сил), в том числе при их оснащении новым вооружением, разработка форм и методов боевой подготовки войск, способов боевого применения вооружения и военной техники, поддержания ее боеготовности. И т.д. и т.п. А если важные звенья оторвать от практики и потребности войск? Понятно, снизится оборонный потенциал. Подобное может произойти и с ВВС. И это не может не беспокоить.
     Я уж не говорю, что придется менять всю правовую базу: а это десятки указов, постановлений правительства, вносить изменения в законы, например о Государственной границе. Т.е. все правовые акты, в которых прописано, кто за что отвечает. А это большие финансовые расходы, дезориентация промышленности...
     - Анатолий Михайлович, вам можно возразить. Десятки лет со многими видами Вооруженных Сил, родами войск, специальных войск тесно работает Главное ракетно-артиллерийское управление. И десятками лет оно формировало заказ для многих родов войск...
     - Это не совсем так. Потом, главк работает с номенклатурой вооружений, которые являлись и являются общевидовыми. Но и в этом случае мы имеем то, что имеем. Калибр вооружений на флоте один, у сухопутчиков - второй, в авиации - третий. Унификации нет. Я же веду речь о вооружении видов Вооруженных Сил, родов войск. Да, координация заказывающих управлений видов и родов войск, повторюсь, необходима, причем жесткая координация (уговоры здесь неуместны), как и контроль за расходованием денежных средств. Если главкомат идет "не туда", то его нужно поправить. Кто ж против этого? С другой стороны, необходим учет мнений ученых, научно-исследовательских коллективов, которых многообразие.
     - Анатолий Михайлович, а теперь от вопросов о проблемах оборонного заказа - к вопросам об "оборонке". Как вы смотрите на создание концерна ПВО? Известно, что воедино сливаются два крупнейших в мире производителя зенитного ракетного оружия - НПО "Алмаз" и концерн "Антей".
     - Положительно смотрю. Еще в 1998 году мы проводили расширенное заседание военного научно-технического комитета ВВС с приглашением руководства "Алмаза" и "Антея". Там мы вели речь о том, что нужно вести скоординированную политику по созданию оружия, которое бы удовлетворяло и войсковую ПВО, и ПВО ВВС, и ПВО Военно-морского флота. Пришли к единому мнению: должна быть создана зенитная ракетная система, сопряженная со всеми стоящими на вооружении средствами управления, имеющая большой экспортный потенциал. Так что объединение усилий, на мой взгляд, принесет только пользу. Правда, главное командование ВВС предлагало провести поэтапное "строительство" концерна, а не одним махом, что называется. И сегодня, когда поставлены жесткие сроки по завершению создания концерна, предстоит проделать кропотливую и ювелирную работу с тем, чтобы нарастить производственный потенциал, пополнить предприятия молодыми специалистами. Предстоит "заразить" молодежь привлекательными идеями, дать ей добротный заработок на предприятиях концерна. Ведь ныне в некоторых подразделениях средний возраст "оборонщиков" 62 года. Это ненормально.
     - А теперь давайте еще раз вернемся к созданию зенитной ракетной системы нового поколения, к знаменитому "Триумфу". Тем более что это детище "Алмаза", где вы теперь трудитесь. Объявлялось, что ЗРС вот-вот поступит на вооружение, но...
     - Дело обстоит плохо, и упрек принимаю. От графика разработки системы и введения ее в боевой строй мы отстаем на два года. Главная причина - недостаток средств. Конечно, это меня также сильно расстраивает. Ведь через два-три года ресурс значительной части зенитного ракетного вооружения будет исчерпан, продлевать его до бесконечности нельзя. Вот тут-то бы и пригодилась новая система. Тем более в нынешних условиях, когда ядерный потенциал вряд ли когда будет задействован, это оружие паритета, оружие сдерживания. 5 процентов потерь авиации в наступательной операции заставляют любое командование отказаться от ее дальнейшего проведения. Радует, что сегодня у нашей системы ПВО есть еще запас прочности.
     - 2002 год - год 90-летия Военно-воздушных сил. Готовитесь ли к празднику?
     - Безусловно, буду участвовать в ряде мероприятий, тем более что план подготовки к 90-летию ВВС сам утверждал. Хотелось, чтобы они способствовали повышению авторитета нашей авиации в обществе, множили ряды мальчишек, мечтающих о небе.
     - Среди подвижников авиации есть инициативная группа, ведущая борьбу за создание национального музея авиации и космонавтики на Ходынке. Но дело не движется, между тем историческое поле застраивается...
     - У меня на этот счет есть своя точка зрения. Авиационный музей в России есть, и прекрасный - в Монино. Я стою за предложение создать в Москве его филиал. Тогда мы и прекраснейший авиационный парк сохраним и дадим возможность любителям авиации поближе познакомиться с боевой техникой. А если перетаскивать раритеты в Москву, коммерциализировать процесс, то может стать так, что многие образцы уже завтра уплывут из страны.
     Музей в Монино имеет официальный статус, зарегистрирован по всем правилам. Сейчас он становится на ноги, вскоре будет иметь технику для проведения групповых экскурсий. Да и свою главную задачу выполняет: популяризирует нашу авиацию, рождает в наших согражданах гордость за Россию, за ее мощные крылья.
     - Ну "клуб главкомов ВВС" функционирует? Действующий главком генерал-полковник Владимир Михайлов, бывшие - маршал авиации Александр Ефимов, маршал авиации Евгений Шапошников, генералы армии Петр Дейнекин, Анатолий Корнуков - собираются вместе?
     - Безусловно, мы время от времени встречаемся. Только поправляю вас, у нас говорят: бывших главкомов не бывает. Наша главная задача - отстаивать интересы ВВС, способствовать их укреплению, как и развитию авиации в целом.
     - А за штурвал самолета сесть хочется?
     - Не то слово. Однако я по характеру "законник". Осенью 1988-го медицина мне порекомендовала поменять кредо летчика-истребителя. Друзья советовали пересесть на гражданские самолеты типа Ан-24. Я отказался, и с тех пор о небе приходится только мечтать.
     - И последний вопрос. Читаете ли "Красную звезду" сегодня? Что пожелаете нынешнему коллективу краснозвездовцев?
     - "Звездочка" - для меня важный инструмент информации о Вооруженных Силах, ВВС. Я присутствовал на торжествах, посвященных 70-летию и 75-летию вашей газеты, знаю многих журналистов и благодарен им за объективное освещение деятельности Военно-воздушных сил, показ поистине героической деятельности военных летчиков, техников, воинов противовоздушной обороны. Ну а пожелаю вам... боевитости.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker