на главную страницу

18 Мая 2002 года

Российское оружие

Суббота

ВЫСШАЯ ЛИГА "ОБОРОНКИ"



В мае 2002 года исполняется 10 лет со дня образования общественно-профессионального объединения - Лиги содействия оборонным предприятиям (ЛСОП). В каких условиях и для чего она создавалась, какие задачи и проблемы пришлось решать в процессе реструктуризации оборонно-промышленного комплекса страны - об этом рассказывает вице-президент Лиги, генеральный директор Научно-производственного центра "Технокомплекс" Гиви ДЖАНДЖГАВА.

     

     Визитная карточка
     

     Джанджгава Гиви Ивлианович родился 10 августа 1940 года в городе Тбилиси. В 1964 году окончил Московский энергетический институт по специальности автоматика и телемеханика. В Раменском приборостроительном конструкторском бюро прошел путь от рядового инженера до главного конструктора - генерального директора ОАО РПКБ. Является автором более 200 научных работ и более 120 изобретений. Лауреат Государственных премий СССР и РФ. Имеет почетное звание "Заслуженный деятель науки Российской Федерации". Профессор, доктор технических наук.
     

     Первая половина 90-х была, пожалуй, самым трудным периодом во всей истории развития предприятий отечественного ОПК. К тому времени профильных министерств, к которым ранее относились оборонные НИИ, КБ и серийные заводы, уже не существовало. Оборонный заказ, за счет которого мы раньше жили в общем-то безбедно, практически упал до нуля. Не было сколько-нибудь значимого финансирования ни научно-исследовательских, ни опытно-конструкторских работ, а заказы на изготовление серийных образцов техники были настолько малы, что они поставили оборонные предприятия на грань разорения.
     Что делать? Смириться с гибелью предприятий, где сосредоточен весь цвет высоких технологий, науки мирового уровня, квалифицированных кадров? Тогда Россия неминуемо превратилась бы в сырьевой придаток Запада. Вот почему в 1992 году ряд директоров крупнейших оборонных, научных и промышленных предприятий Москвы и Московской области собрались и наметили план вывода из кризиса отрасли, жизненно важной для военной и экономической безопасности России.
     Так была создана и зарегистрирована как общественная организация Лига содействия оборонным предприятиям. Впоследствии к москвичам присоединились и вошли в Лигу представители из других регионов страны: Санкт-Петербурга, Владимирской, Нижегородской, Новосибирской, Пермской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тульской областей, ряда других субъектов России, где были созданы отделения Лиги. Сейчас в нее входят более 700 предприятий практически всех промышленных регионов страны.
     Изначально основной задачей Лиги стало представление интересов ОПК в федеральных органах власти, в том числе при выработке нормативных и законодательных актов. В ходе приватизации и реструктуризации "оборонки" Лига занималась и занимается вопросами закрепления и реализации прав интеллектуальной собственности, финансового оздоровления предприятий и массой других неотложных и перспективных проблем, которые как снежный ком вырастали перед "оборонщиками" в годы скоропалительных экономических реформ.
     Лига неоднократно выходила на правительство, законодательные органы с предложениями по проблемам экономики, научно-технической и промышленной политики, реформирования и управления оборонно-промышленным комплексом страны. Так, в 1992-1993 годах именно от Лиги исходили предложения по введению вексельного обращения при взаиморасчетах, разработке Программы вооружения как основы реформирования ОПК. Наше объединение самым активным образом участвует в разработке федеральных законов, регулирующих вопросы обороны и безопасности страны, конверсии, госзаказа, функционирования и развития оборонных предприятий.
     Надо сказать, что в руководстве Лиги содействия оборонным предприятиям работают настоящие профессионалы, душой и сердцем болеющие за судьбу отечественной "оборонки", за то, чтобы Россия и впредь оставалась в числе ведущих технологически развитых государств мира. Это относится к членам президиума Лиги Борису Каторгину - генеральному директору и генеральному конструктору НПО "Энергомаш", Зиновию Паку - генеральному директору Российского агентства по боеприпасам, Евгению Федосову - генеральному директору ГосНИИ авиационных систем, Николаю Михайлову - до недавнего времени заместителю министра обороны, Алексею Шулунову - генеральному директору Центрального научно-исследовательского радиотехнического института и многим другим талантливым руководителям. Это люди, всю свою трудовую жизнь посвятившие работе на предприятиях ОПК, а потому не понаслышке знающие их проблемы и болевые точки.
     Первым президентом Лиги в течение более шести лет был Алексей Шулунов, сделавший очень много в становлении и сплочении рядов "оборонки". В настоящее время Лигу возглавляет Анатолий Долголаптев - научный руководитель государственных программ, доктор технических наук. В свое время он окончил МВТУ имени Баумана, был председателем Московского областного Совета народных депутатов, первым заместителем главы администрации Московской области, членом Совета Федерации, вице-президентом ОАО "Корпорация "Компомаш".
     В качестве основного подхода в работе Лиги была принята ориентация на опережающие действия - внесение в правительство и Федеральное Собрание предложений по вопросам, связанным с деятельностью оборонного комплекса, а также активное включение в эту работу региональных руководителей - членов Совета Федерации.
     По инициативе и при участии Лиги в 1997-1998 годах правительством была разработана Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998 -2000 годы, выработан ряд решений, в том числе Федеральный закон по либерализации и упорядочению военно-технического сотрудничества.
     Установились систематические контакты руководителей Лиги с министерствами, в том числе с Министерством обороны, палатами Федерального Собрания. Члены президиума Лиги Анатолий Долголаптев, Евгений Федосов и автор этих строк вошли в созданную постановлением правительства Межведомственную комиссию по структурной перестройке оборонно-промышленного комплекса (МВК). По инициативе Лиги при ней была создана возглавляемая А. Долголаптевым Рабочая группа по региональным проблемам реструктуризации и конверсии из представителей органов власти и директоров предприятий более двадцати субъектов Федерации.
     Благодаря целенаправленной работе ЛСОП сегодня у нас есть новая Федеральная целевая программа по реформированию и развитию оборонно-промышленного комплекса, рассчитанная до 2006 года. Она ближе к реальности, чем предыдущая, и задает верное направление движения. Но как член экспертной группы правительства отмечу, что программа была составлена с рядом замечаний, и поэтому в целях экономии времени ее решили дорабатывать в процессе самой реструктуризации.
     Словом, Лига не на словах, а на деле оказывает содействие предприятиям ОПК в нелегком процессе реструктуризации отрасли, в результате чего они все тверже становятся на ноги. Это видно и на примере нашего Научно-производственного центра "Технокомплекс", который был создан в русле предшествующей ФЦП реструктуризации и конверсии оборонной промышленности. В него вошли открытые акционерные общества: Федеральный научно-производственный центр "Раменское приборостроительное конструкторское бюро", "Московский научно-производственный комплекс "Авионика", столичный "Аэроприбор-Восход", курский "Прибор", "Раменский приборостроительный завод", "Чебоксарский приборостроительный завод "ЭЛАРА", петербургский "Техприбор", "Пермская научно-производственная приборостроительная компания". В настоящее время в состав НПЦ вошли еще четыре предприятия.
     Отмечу, что мы и до этого работали вместе. В самом названии Центра скрыт принцип объединения его участников: взаимовыгодное сотрудничество технологически увязанных между собой разработчиков и производителей авионики. Этот принцип позволяет более эффективно реализовывать поставленные задачи по созданию и модернизации бортового радиоэлектронного оборудования авиакомплексов.
     Еще подчеркну, что наш Научно-производственный центр - структура достаточно демократичная. Например, я, как его руководитель, не имею права принимать какие-либо решения по значимым вопросам без согласования с членами совета директоров НПЦ, в который входят генеральные директора всех наших предприятий.
     Почти шесть лет существования "Технокомплкса" подтвердили, что было выбрано верное направление развития. За это время предприятия определили корпоративные интересы и свою специализацию. Жизнеспособность структуры подтвердило успешное выполнение предприятиями Научно-производственного центра работ по созданию авионики истребителей Су-30МКК, Су-30МКИ, многофункционального бомбардировщика Су-32, вертолетов Ка-31 и Ка-52 "Аллигатор", Ми-24ПН и Ми-28, истребителя МиГ-29СМТ и ряда других объектов. В прошлом году мы получили две лицензии: на производство и разработку систем бортового и наземного радиоэлектронного оборудования для всех типов самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов.
     Как известно, государство, закрепляя 51 процент акций оборонных предприятий в федеральную собственность, обеспечивает себе право оказывать решающее влияние на деятельность корпоративных объединений, связанную с выполнением заказов в интересах укрепления национальной безопасности. Думаю, не случайно "Технокомплекс" стал базисом нового концерна "Авионика", процесс создания которого сейчас завершается. Ведь НПЦ уверенно стоит на ногах, способен решать сложные и ответственные задачи в области авионики.
     Что касается концерна, то мы еще до решения высших государственных органов по этому поводу хотели преобразовать Научно-производственный центр в более жесткую и динамичную структуру. Для этого государство должно было передать нам в доверительное управление свою собственность в виде акций предприятий. Не скрою, что процесс подготовки соответствующего постановления правительства занял у нас целых четыре года и шел очень тяжело, так как был первой такой попыткой в ОПК. Осенью 2000 года появился указ Президента № 1768 от 23 октября 2000 г. "О мерах по обеспечению концентрации и рационализации оборонного производства в Российской Федерации", и нам порекомендовали переделать в соответствии с указом учредительные документы. И вот уже более года мы занимаемся согласованием нового проекта указа Президента РФ.
     Согласно этому документу "Технокомплекс" и государство выступают учредителями ОАО "Концерн "Авионика". Причем доля государства, повторюсь, составляет контрольный пакет - 51 процент акций, а 49, соответственно, - входящих в него предприятий. Это позволит, с одной стороны, сохранить контроль государства в этой области, а с другой - гибко и эффективно управлять разработками и производством современной и перспективной авионики.
     Относительно роли и места государства в оборонно-промышленном комплексе двух мнений быть не может: полностью частная структура не может полномасштабно выполнять государственный заказ без участия государства, потому что это связано со сложными базовыми технологиями, лимитами, определенной режимностью, с созданием большой кооперации и т.д. Такой же опыт и в других развитых странах мира - без государства оборонные программы не выполняются.
     Не скрою, что все предприятия "Технокомплекса" активно вкладывают в новые и перспективные разработки свои средства. Ведь сегодня все более или менее значимые работы по авионике делаются в кооперации нашей корпоративной структурой, и на ближайшие годы у нас есть портфель заказов, но мы планируем расширение рынка и увеличение объема заказов до полутора миллиардов долларов. Тогда у концерна "Авионика" будет достаточный стартовый капитал для развития. Все это позволит нам уже в обозримом будущем стать конкурентоспособной фирмой в мире с высоким технологическим и научным уровнем, способной обеспечивать как внутренние, так и внешние заказы по авионике.
     Мы очень плотно занимаемся унификацией авионики и тем самым уменьшаем номенклатуру и увеличиваем тираж наших систем, устанавливая их на самые разные объекты. Например, цифровые вычислительные машины, они максимально унифицированы и идут на все объекты. То же можно сказать о жидкокристаллических цветных индикаторах, системах управления летательными аппаратами, системах управления оружием, топливомерных системах. Целью является унифицировать как можно больше систем по всей номенклатуре финишной продукции и таким образом создать серийноспособный заказ, обеспечивающий качество продукции и приемлемые ее цены.
     Все это, конечно, было бы невозможно без сплочения руководителей оборонных предприятий в единую организацию с целью выработки единой технической и законодательной политики. Именно такой организацией и является Лига СОП. Отмечая свой 10-летний юбилей, она определяет свои задачи на ближайшую и более отдаленную перспективу.
     В последнее время президиум Лиги принял ряд мер по расширению и более эффективному использованию ее организационных возможностей. Учрежден Научно-консультационный центр для проведения прикладных исследований и разработки проектов нормативно-правовых актов, направленных на сохранение и активизацию использования научно-промышленного потенциала оборонного комплекса. Создан Фонд технологических и социальных программ для оказания поддержки производителям наукоемкой продукции и вовлечения в хозяйственный оборот результатов НИОКР. Принято решение об учреждении Третейского суда Лиги.
     Организационное развитие и правовое обеспечение деятельности Лиги направлено на создание эффективного механизма коллективного определения, консолидированного представления и защиты общих экономических и научно-технических интересов предприятий оборонной промышленности, разработку и содействие в проведении национальной промышленной политики. Важен, конечно, и диалог между правительством и руководителями оборонно-промышленного комплекса страны, от настроя и позиции которых зависит в конечном счете реализация государственной политики в важнейшем секторе российской экономики.
     На снимке: истребитель Су-30МК, оснащенный авионикой НПЦ "Технокомплекс".


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker