на главную страницу

18 Мая 2002 года

Российское оружие

Суббота

"ЛЭП! ЛЭП!! ЛЭП!!!"

Эти слова экипажа Ми-8 были последними перед катастрофой

Андрей ГАРАВСКИЙ.



Всю страну потрясла нелепая гибель в авиакатастрофе губернатора Красноярского края Александра Лебедя и сопровождающих его чиновников и журналистов. Основная причина крушения вертолета стала известна практически сразу: в условиях плохой видимости он зацепил провод линии электропередачи (ЛЭП) и упал на землю. Между тем этой и подобных катастроф, а они, отметим, происходят регулярно, можно избежать. В декабре 2001 г., за полгода до трагедии, "Красная звезда" рассказывала о том, что отечественные оборонщики из ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления" создали систему, способную обнаруживать ЛЭП и своевременно информировать об этом летчиков. Но соответствующие ведомства, к сожалению, не обратили внимания на нашу публикацию и не проявили интерес к разработке. Ученым до сих пор не удается провести ее испытания в условиях реального полета из-за банального отсутствия финансирования...

     Зачастую на трассах полетов вертолетов, удаленных от земной поверхности на десятки и сотни (в гористой местности) метров имеются искусственные препятствия в виде ЛЭП, столкновение с которыми, как в случае с винтокрылой машиной Александра Лебедя, может привести к катастрофе. При дневных полетах в хороших условиях, когда метеорологическая дальность видения составляет до десяти километров, вероятность своевременного обнаружения пилотом ЛЭП достаточно велика. Однако ночью или днем в плохих метеорологических условиях она падает почти до нуля. Мировая практика свидетельствует, что определенное количество вертолетов систематически терпят аварии или катастрофы, поскольку летчики не могут вовремя разглядеть многометровые металлические мачты на расстояниях, достаточных для выполнения необходимых маневров.
     Поэтому возникла острая необходимость в разработке комплекса бортовой аппаратуры вертолетов, предназначенного для обнаружения ЛЭП на приемлемых расстояниях, за время, достаточное для обработки информации о препятствии и ее передачи с соблюдением эргономических требований летчику, чтобы он имел возможность избежать столкновения.
     Напомним, что решить эту задачу взялись ученые лаборатории "Методы распознавания" (начальник доктор технических наук, профессор Александр Горелик) ФГУП "Центральный НИИ экономики, информатики и систем управления". Коллектив разработчиков предложил свое решение проблемы - получать информацию о ЛЭП с помощью работающей в инфракрасном диапазоне аппаратуры, устанавливаемой на гиростабилизированной платформе и выполняющей цифровую обработку сигнальной информации.
     Как показали экспериментальные исследования, эффективная разность температур между ЛЭП и окружающей атмосферой вне зависимости от погодных условий составляет несколько градусов. Поэтому с помощью ИК-аппаратуры ЛЭП вполне можно обнаружить, даже когда она не находится под напряжением.
     Здесь возникает другая техническая проблема. Качество изображения препятствия на мониторе персонального компьютера, как правило, неудовлетворительно. Другими словами, на основе полученной таким образом информации нет возможности принять действительно правильное решение. Чтобы решить этот вопрос ученые разработали специальные математические методы, обеспечивающие улучшение качества изображения. Тем более они уже имели математический аппарат, применяемый для решения задач распознавания объектов и явлений.
     Опуская технические подробности, отметим, что российские оборонщики проделали огромный объем научной и технической работы и создали в математике систему, способную эффективно решать выше перечисленные задачи.
     По словам сотрудников лаборатории "Методы распознавания", предварительные расчеты показывают, что стоимость рассмотренного бортового комплекса составит около 500 тыс. руб. В эту сумму не включена стоимость бортовой гиростабилизированной платформы, так как она имеется на вертолете. Поскольку в состав бортовой аппаратуры некоторых образцов вертолетов входит ИК-камера, то решение проблемы предотвращения столкновения вертолетов с ЛЭП в этом случае значительно упрощается, и затраты на реализацию рассмотренного в данной работе бортового комплекса не должны превысить 40 тыс. руб. Деньги, согласитесь, небольшие.
     Наличие на борту вертолетов ИК-аппаратуры обеспечивает обнаружение ЛЭП на удалении примерно до 1 км. Это означает, что летчик при скорости вертолета 200 км/ч обнаружит ЛЭП примерно за 18 секунд до возможного столкновения - у него будет запас времени, чтобы выполнить соответствующий маневр.
     Таким образом, бортовой программно-аппаратный комплекс для вертолетов, предназначенный для минимизации вероятности их столкновения с линиями электропередачи, существует. Но пока, к сожалению, он не опробован на вертолете. Для окончательного создания реального бортового комплекса необходимо немного - эксперименты по наблюдению ЛЭП в ИК-диапазоне спектра с борта вертолета-лаборатории в различных метеорологических условиях днем и ночью. Их результаты позволят в случае необходимости усовершенствовать алгоритмы распознавания и разработать специализированную плату, программно их реализующую.
     Почему же это не делается, ведь такой комплекс нужен ВВС Российской армии, других силовых структур, гражданской авиации? Более того, новая разработка, безусловно, поможет продвижению нашей вертолетной техники на мировой рынок вооружений... Мы надеемся, что хотя бы сегодня, после трагедии под Абаканом, эта проблема сдвинется с мертвой точки, хотя решить ее можно и нужно было значительно раньше, не дожидаясь новых трагедий.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker