на главную страницу

18 Мая 2002 года

История Отечества

Суббота

Великолепная семерка

Алексей ГУСЕВ,ученик 11-го класса школы № 987.Москва.



Люблю просматривать старые фотографии своего деда... Как-то мне попался снимок летчика в кабине самолета, на борту которого было написано: "Летчику Сталинградского фронта гвардии майору тов. Еремину от колхозника колхоза "Стахановец" тов. Головатова". Меня заинтересовала биография этого летчика: чем же он так прославился, что получил в подарок боевой самолет, да еще именной! И вот что я узнал.

     ...9 мая 1942 года на одном из участков фронта юго-восточнее Харькова немцы перешли в наступление. Семерка истребителей под командованием капитана Бориса Еремина получила приказ на прикрытие наших войск в этом районе. Тремя группами, "этажеркой", на разных высотах вели свои самолеты в сторону противника капитаны Б. Еремин, И. Запрягаев, лейтенанты А. Мартынов, В. Скотной, М. Седов, А. Соломатин и старший сержант Д. Король.
     На подходе к линии фронта летчики обнаружили 25 бомбардировщиков Ю-87 и истребителей Ме-109. Наши не дрогнули и дали бой по-суворовски - не числом, а умением. Это был первый воздушный бой новых истребителей Як-1 с гитлеровскими "мессершмиттами". Вот как пишет об этом сам генерал
     Б. Еремин: "Мы держались парами. В воздухе было тесно от самолетов. Снизу и сверху проносились трассы снарядов и пуль. В кабине стоял запах пороховых газов. До конца схватки мы не упустили инициативу".
     За 15 минут боя наши летчики уничтожили два Ю-87 и пять МЕ-109. Это была победа, которая воодушевила и летчиков, и тех, кто следил за воздушным боем с земли. Тысячи шапок-ушанок летели вверх в ликующем порыве. Была весна 1942-го...
     Как сложилась судьба семерки Б. Еремина? Все ли дожили до Дня Победы? Об этом я спросил бывшего летчика 73-го гвардейского Краснознаменного, орденов Суворова и Кутузова III степени Сталинградского, Венского истребительного авиаполка Станислава Грибанова. Вот что он рассказал:
     - Спустя три недели после исторического боя семерки Еремина в схватке под Великим Бурлаком погиб Михаил Седов. Через полтора месяца под Харьковом, в районе станции Лозговая, в бою четверки против 24 самолетов противника был смертельно ранен старший сержант Дмитрий Король. Летчик посадил машину и умер в кабине...
     Через неделю после присвоения звания Героя Советского Союза у села Павловка погиб калужанин Алексей Соломатин. 13 июня в бою севернее Купянска не стало Василия Скотного.
     Однополчане мстили за гибель боевых друзей: в бою против пятерки летчик А. Мартынов сбил два самолета противника, и вскоре ему присваивают звание Героя Советского Союза; Иван Запрягаев сбил одиннадцать вражеских машин и в боях за Донбасс уже командовал полком.
     А ведущий отважной семерки Борис Еремин почти все долгие годы войны сражался на самолете, подаренном ему саратовским колхозником Ферапонтом Головатовым. Он совершил 342 боевых вылета, сбил 23 самолета противника, а еще выполнил 102 результативные разведки, произвел более 100 боевых вылетов на штурмовку. У Бориса Николаевича Еремина - 58 наград. Одних орденов Красного Знамени - шесть! Он почетный гражданин Сталинграда, Саратова, Никополя, польского города Кёльце. В мае 1990 года генерал-лейтенанту авиации Б.Н. Еремину было присвоено звание Героя Советского Союза.
     18 марта моему славному однополчанину исполнилось 89 лет.
     ...СпустЯ годы тот воздушный бой 42-го с превосходящими силами противника припомнит Герой Советского Союза Алексей Маресьев: "Результативность и тактическая грамотность, продемонстрированные группой Б. Еремина, были явлением исключительным. Этот бой разбирался на страницах газет, его изучали в воюющих авиаполках и летных школах. А впереди было еще труднейшее лето 1942 года: наше неудачное наступление под Харьковом, прорыв гитлеровцев на юге, тяжелейшее отступление с непрерывными боями. Впереди был Сталинград... Борис Еремин прошел этот путь с первого до последнего дня, выполняя четыре-пять боевых вылетов в день, постоянно в численном меньшинстве против отлично подготовленных летчиков люфтваффе..."
     Всех летчиков, участвующих в том бою, командующий авиацией Юго-Западного фронта генерал Ф. Фалалеев наградил орденами Красного Знамени.
     Вот что я узнал о летчике со старой фотографии. Высылаю редакции этот снимок, возможно, он нигде не публиковался.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker