на главную страницу

21 Мая 2002 года

Ситуация

Вторник

Вишневый сад

Комедия в четырех действиях

Ольга БОЖЬЕВА, "Красная звезда".



Завязка
События этой "пьесы" вот уже второй год с небольшими антрактами разворачиваются в военном городке Чкаловский Московской области, и финала пока не видно. Действующие лица и исполнители: командование гарнизона, ЖСК "Время-1", жители военного городка, депутаты местных органов самоуправления и даже журналисты. Бездействующие лица: некоторые представители администрации города Щелково, которым больше по душе роль зрителей.
Сюжетная линия такова: в гарнизоне Чкаловский примерно 1.100 офицеров -бесквартирные, из них - почти половина - летный состав, более 400 военнослужащих нуждаются в улучшении жилья. Чтобы в какой-то мере помочь решению этой острой проблемы, было запланировано строительство десятиэтажного жилого дома. Поскольку с 1994 года бюджетное строительство в гарнизоне не ведется, дом решено было возводить на долевом участии: 30 процентов средств выделяет заказчик -141-е управление капитального строительства Минобороны, 30 процентов - государственная авиакомпания
"223-й летный отряд", остальное финансирует кооператив военнослужащих гарнизона "Время-1", который определен застройщиком и зарегистрирован как юридическое лицо при 8-й авиационной дивизии особого назначения (АДОН).
Пока гарнизон имел статус закрытого городка, никаких согласований с администрацией города Щелково не требовалось. В середине 2001 года городок становится открытым, и теперь кооператив "Время-1" вынужден координировать свои планы по строительству жилья для офицеров с городскими властями. Председатель кооператива Валерий Ворончук, прослуживший в гарнизоне 25 лет, успешно прошел по всем кабинетам чиновников, но, как только осталось получить подпись первого лица - главы администрации Щелковского района Леонида Твердохлебова, действие застопорилось. И обычный ход событий нарушило появление новых действующих лиц.
Жителями микрорайона застройки создается инициативная группа из 6 человек, возглавляемая Галиной Хохлачевой. Они требуют отмены строительства. В различные высокие инстанции полетели письма и жалобы, в районе расклеивались листовки, устраивались митинги, собирались подписи, приглашалась пресса, телевидение - в общем, налицо весь положенный в таких случаях набор пиаровских акций. Для кооператива "Время-1" началась полоса бесчисленных ревизий, комиссий и проверок, в том числе представителями прокуратуры.
Глава администрации Щелкова с необходимостью строительства соглашался, в согласовании не отказывал, но и подписи своей не ставил, предлагая членам кооператива сначала успокоить жильцов, а то они "пишут и пишут, ведь это так неприятно!". В результате строительство дома постоянно откладывалось, а бесквартирные военнослужащие продолжали жить в приспособленных служебных помещениях (казармах), так как по существующим в Подмосковье расценкам на жилье офицеру снять квартиру практически невозможно.
Все - в сад!
Из письма полномочному представителю Президента РФ в Центральном федеральном округе г-ну Полтавченко Г.С. № 43 от 6 декабря 2001 года. "Мы, нижеподписавшиеся граждане Российской Федерации, в связи с нарушением наших прав на благоприятную окружающую среду... обращаемся к Вам за защитой... В результате строительства будет уничтожена зеленая зона, имеющая важное значение для охраны здоровья более чем пятитысячного населения нашего микрорайона. В настоящее время количество зеленых насаждений на душу населения у нас в 2,5 раза меньше предусмотренной нормы. В этих условиях наша зеленая зона является для нас единственным источником кислорода, местом отдыха для наших детей и стариков, последним светлым пятном в нашем городе, и мы категорически возражаем против ее уничтожения... "
После этих строк, мне, как журналисту, очень захотелось посмотреть в глаза тем жестоким людям, которые посягнули на "единственный источник кислорода" и "последнее светлое пятно" города. Мысленно представлялся цветущий сад, ветераны-отставники, нежащиеся на солнышке в сладком аромате цветущих деревьев, детишки, играющие в тени раскидистых ветвей, с которых порывами теплого майского ветерка срываются белые лепестки. Каково же было мое разочарование, когда вместо идиллической картины увидела неуютный пейзаж с остовами старых деревянных домов, под которыми до сей поры остались ямы погребов. Кое-где их прикрыли стволами упавших деревьев заботливые родители. В "саду", забросанном пустыми бутылками, гуляла женщина, то и дело окрикивая свою собаку, подбегающую к рытвинам с затхлой водой. Невольно подумалось, что за то время, пока строчились жалобы и проводились проверки, здесь действительно можно было бы посадить сад. Тогда было бы по крайней мере за что бороться. А пока вряд ли такое место может быть предметом серьезной коллизии. Видимо, что-то здесь не так...
Несколько лет назад на этом же самом месте планировалось строительство детского сада, церкви, а потом школы. Тогда инициативная группа тоже собирала подписи за отмену строительства и своего добилась. И вдруг теперь в очередной жалобе на имя главы администрации они пишут: "Уважаемый Леонид Андреевич! Жители микрорайона просят разместить в зеленой зоне по ул. Жуковского именно школу, а не жилой дом. И мы изначально были только за это..."
Странная позиция, не правда ли? Разве в этом случае "любимое место отдыха" сохранится? Тем более школу городские власти обещают построить современную, со спортзалом и бассейном. По проекту она занимает 4 гектара земли, которых там просто неоткуда взять.
Комедия становится трагедией
Главе Щелковского района Московской области Твердохлебову Л.А. "Уважаемый Леонид Андреевич! Совет ветеранов Отечественной войны и Вооруженных Сил выражает обеспокоенность тяжелой обстановкой в Чкаловском авиагарнизоне в вопросах социального положения офицеров, прапорщиков, их семей, обеспечения жильем военнослужащих... Это влияет на отток высококвалифицированных кадров из частей гарнизона. Так в этом году прибыло пополнение - более 140 молодых лейтенантов, из них 45 процентов женатых и 25 процентов имеют маленьких детей. Сколько их останется в строю через год?.." Обращение принято на заседании Совета ветеранов 26 сентября 2002 года. Председатель Совета ветеранов г.Щелково-3 генерал-майор А.Гладилин.
С аналогичными письмами неоднократно обращались к Леониду Твердохлебову и командиры частей, дислоцированных в гарнизоне. Для этого есть основания, так как сегодня в Чкаловском проживают примерно 70 процентов жителей, потерявших связь с армией. В несбыточных снах командирам видится возможность их отселения из жилого фонда Миноброны, тогда бы жилищной проблемы для офицеров просто бы не существовало. Это общая беда всех военных городков страны. А пока деньги, выделяемые из бюджета военного ведомства на их содержание, тратятся нерационально, ведь на одного военнослужащего, проживающего на территории городка, приходится десяток лиц не имеющих никакого отношения к Вооруженным Силам.
Начальнику строительства и инженерно-технического обеспечения и расквартирования ВВС генерал-лейтенанту Чечету В.Л. "Уважаемый Виктор Леонтьевич! Жители нашего микрорайона имеют основания полагать, что... поскольку новый дом затенит расположенные рядом дома, это приведет к дополнительной нагрузке на электросеть... При проектировании дома не учтена степень износа инженерно-технических коммуникаций. Проложенные более 20 лет назад, они, особенно водопровод и канализация, дают постоянные сбои... Подвалы некоторых домов залиты фекалиями..."
Согласитесь, такие аргументы без внимания не оставишь, это вам не "единственный источник кислорода". И командование гарнизона провело собрание с жителями микрорайона, разъяснив, что при закладке дома строители должны выполнить ряд обязательных технических условий: установить новые трансформаторы, заасфальтировать дороги, отремонтировать коммуникации, озеленить территорию. А если дома не будет, то не будет и реконструкции. КЭУ на это средств не выделяет, и такие работы планируется провести за счет участников строительства.
Под натиском документов и здравого смысла количество протестующих резко уменьшилось. Казалось бы, страсти улеглись, и до желанной подписи Леонида Твердохлебова теперь рукой подать. Но, словно по воле опытного режиссера, через две недели спектакль начался заново.
Тем временем комедия со строительством превращалась уже в трагедию для офицеров. Например, один из пайщиков кооператива подполковник Юрий Хохленко служит в 30-м ЦНИИ Минобороны с 1995 года. Семь лет живет в общежитии в комнате с тремя такими же постояльцами. Семьи нет, и в таких условиях, как вы понимаете, и не может быть. Один из выходов, вступив в кооператив, использовать свое законное право на приобретение жилья. Но, оказывается, его могут лишить этого права люди, которые, кстати, сами таким жильем обеспечены.
Казалось бы, чем не угодил жалобщикам кооператив "Время-1"?В их интерпретации на одном из собраний это прозвучало так: "Они уже построили один дом, и это им сошло с рук!" А "с рук им сошел" 12-этажный красавец дом на 92 квартиры, в котором получили жилье 83 семьи военнослужащих и 9 - офицеры запаса. Причем в то время средняя стоимость сдаваемого в районе жилья была за квадратный метр голых полов и стен 7.000 рублей. А в этом доме - 5.353 рубля, с отделкой, паркетом и сантехникой. Нетрудно посчитать, сколько средств сэкономило Минобороны на выделяемых для офицеров безвозмездных ссудах.
Утром деньги - вечером стулья
Полномочному представителю Президента РФ в Центральном федеральном округе г-ну Полтавченко Г.С. № 43 от 6 декабря 2001 года: "... Командование делает вид, что по-прежнему может распоряжаться землей нашего городка, как своей вотчиной, а жителями как своими холопами, и не желает передать его территорию в муниципальную собственность г.Щелково, что значительно облегчило бы решение наших проблем с коммунальным хозяйством и санитарией..." Подписи членов инициативной группы.
Если бы только члены инициативной группы могли представить, как их желание совпадает со стремлениями командования и КЭЧ гарнизона! Заниматься вместо боевых задач решением бытовых проблем более 20.000 "холопов", как называют себя в письме жалобщики, не хотел бы ни один начальник. Передать дома ветхого жилого фонда с коммуникациями, требующими постоянного ремонта и вложения средств в муниципальную собственность, - мечта любого командира. Более того, она уже давно подкреплена решениями на самом высоком уровне о передаче жилфонда в собственность города. И все же в ближайшее время мечте этой не суждено сбыться. Ну не хотят брать местные власти такие городки на свое попечение!
Их можно понять - ведь денег из бюджета на содержание бывших военных объектов не выделяется. Поэтому рассуждают многие из них так: пока суть да дело - пусть военные сами латают свои дыры. А для КЭУ г.Москвы, на чьем обеспечении находится Чкаловский городок, подмосковные части - тоже не первоочередная забота, уж слишком много в зоне их ответственности столичных военных объектов. Да и в случае чего знают, что в ВВС подстрахуют, как это было, например, прошлой зимой в Малино Ступинского района. Несмотря на то, что гарнизон также находился на балансе КЭУ г.Москвы, когда там замерз водопровод, ликвидацией аварии занимались инженерно-технические службы ВВС. При этом главный довод - это ведь ваши люди, вот и позаботьтесь о них! После чего поступил приказ подготовить документы на передачу городка в ВВС. Так же, как и Щелково-7, который местные власти принимали 4 года назад, и в итоге зимой пришлось войскам опять забрать его под свою опеку.
Вспоминают местные власти о жителях городков, как правило, только перед выборами. И не случайно. Например, в Щелковском районе - это около 35.000 потенциальных избирателей. А выборы грядут через полгода, предвыборные баталии уже начались. В это время особенно вредно ссориться со своим электоратом. Даже наоборот, нужно быть к нему как можно более внимательным, пообещать что-нибудь, например, построить школу. Ну а пока собственных денег нет, попросить их у строителей ВВС, пообещав в перспективе вложить лишь половину средств. Аргумент прежний - ведь это ваши дети, вот и позаботьтесь о них! Хотя детей военнослужащих в городке с каждым годом все меньше. В трех школах, одна из которых в аварийном состоянии, их сейчас учится 20-25 процентов от общего числа школьников. И пусть пока это только красивые прожекты - зато какая предвыборная агитация! По той же причине и с протестующей инициативной группой ссориться не хотелось бы, ведь они собрали около 1.000 подписей в свою поддержку, а избирательные баталии предстоят серьезные, борьба пойдет за каждый голос...
И уж особый интерес у районных властей появляется, когда военные начинают строить жилье. Тут уж за свою подпись можно поторговаться. И как рассказал заместитель командира управления начальника строительства и эксплуатации ВВС по капитальному строительству полковник Николай Щупенков, в цене не стесняются.
В начале 90-х годов, если новые дома закладывались на территории городов и подключались к инженерным сетям, то администрации требовали за разрешение до 40 процентов квартир, правда, после торга обычно сходились на 20-25 процентах. Затем в 1995 году Виктор Черномырдин постановлением правительства ограничил цифру до 20 процентов. Но торг продолжался.
"Сейчас, - говорит полковник Николай Щупенков , - у нас по вопросам строительства сложилось хорошее взаимопонимание с администрацией Ивантеевки, Солнечногорска, Железнодорожного, Люберец. Гораздо хуже ситуация в Реутово, очень плохо в Балашихе, Химках и Одинцово".
До 90-х годов существовало положение, когда 10 процентов вводимого в строй жилья отдавалось военнослужащим. Эта цифра "забивалась" сразу же в суммы бюджетного финансирования. Теперь же, когда, не имея возможности получать жилье от государства бесплатно, Минобороны строит его самостоятельно, происходит все с точностью до наоборот. Только аппетиты чиновников в 2-3 раза выше.
Надежды в решении квартирного вопроса в Подмосковье у военных строителей связаны с губернатором Борисом Громовым. Зная жизнь людей в погонах не понаслышке, он впервые из всех предшествующих руководителей области подошел к проблеме здраво и по-государственному.
На обращении от 21 января 2002 года заместителя министра обороны по расквартированию войск генерал-полковника А.Косована с просьбой упорядочить нормы получаемого местными администрациями жилья в домах, построенных Минобороны, стоит резолюция Бориса Громова: "Да, здесь Минобороны право. Прошу впредь брать не более 2 процентов. Доложите".
Теперь если военные в Подмосковье строят на территории муниципальных земель, то отдают не более 8 процентов, от сдаваемых квартир. А если на земле Минобороны, как, например, в Чкаловском, то выделяют городским властям 2 процента при условии, что на эксплуатацию этот дом принимает администрация. Только брать на эксплуатацию дом местные власти не собираются, а квартиры хотят очень.
Может быть, именно в этих цифрах и лежит начало нашей гарнизонной трагикомедии? И кое-кому из градоначальников просто не понравились условия и проценты от предлагаемого застройщиком жилья? Очень уж, видимо, захотелось округлить эти цифры в большую сторону?
В октябре исполняется 60 лет 8-й АДОН и 70 лет Чкаловскому гарнизону. Думаю, что к этой дате гораздо лучшим подарком, чем все предвыборные обещания своим избирателям, была бы подпись на бумагах о разрешении строительства дома.
Финал. Я знаю, саду цвесть...
Помните, как заканчивается пьеса А.П.Чехова "Вишневый сад"?.. Среди тишины раздается глухой стук топора... В нашей истории для многих это был бы долгожданный звук подготовки места под стройку.
Есть всеми любимая поговорка: человек должен вырастить сына, построить дом и посадить дерево. В этом городке, судя по всему, справляются только с первой задачей, все остальные пока не удаются. Но, может быть, когда дом будет построен, то новоселы заложат настоящий сад, которого так не хватает жителям микрорайона?


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker