на главную страницу

21 Мая 2002 года

Планета людей

Вторник

Задача - создать напряжение

Сергей СУМБАЕВ. Багдад - Москва.



14 мая нынешнего года Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1409 по Ираку. Согласно ей вступает в действие новый порядок проведения санкций против Ирака, то есть упрощается порядок поставок товаров. Согласно ранее принятым резолюциям все контракты с Ираком проходили через так называемый Комитет 661 (по номеру резолюции), в котором председательствовали США и Великобритания. В силу ряда причин они блокировали многие контракты, особенно предлагаемые Россией. Дошло до того, что общая сумма заблокированных контрактов достигла 5 млрд. долларов, из них российских контрактов - на 1 млрд. долларов. После долгих переговоров и увещеваний МИД РФ удалось разблокировать контракты на сумму 773 млн. долларов.

Отложенная, но не забытая
Комитет 661 был создан для того, чтобы не допустить в Ирак поставок военных товаров и товаров двойного назначения. Поэтому многие контракты оседали в недрах комитета под предлогом их изучения. После принятия резолюции ситуация изменилась. Совместными усилиями разработан большой обзорный список товаров, контракты на которые подлежат рассмотрению в комитете. Продукция, в список не входящая, в комитете не рассматривается. И если экспортер правильно заполнил все документы, а эксперты ООН убеждаются в том, что все соответствует действительности, то в течение 10 рабочих дней контракт одобряется и принимается.
Стоит отметить, что это не "умные санкции", на принятии которых так настаивали США и их союзники. С другой стороны, это и не ослабление их, скорее просто упрощение процедуры торговли. Ирак с резолюцией согласился.
Тем не менее даже упрощенные, но все же санкции, продолжают действовать. Более того, с повестки дня так и не снят вопрос о проведении США и их союзниками военной операции против Ирака. Правда, ее сроки все время отодвигаются (еще в начале года она планировалась на апрель-май). Причины заключаются, во-первых, в неудачных визитах на Ближний Восток вице-президента США Ричарда Чейни и госсекретаря Колина Пауэлла, одной из целей которых было выяснение позиций арабских государств в случае начала боевых действий. Никто из арабских стран внятно не выразил готовность поддержать Вашингтон. Второе - ситуация в Палестине. Арабские страны и так постоянно обвиняют США в поддержке Израиля. Причем такие высказывания раздаются и со стороны ключевых американских союзников в регионе, например, из Саудовской Аравии. Поэтому любое нападение на Ирак будет расценено как удар по арабскому миру. Как следствие, произойдет ухудшение его отношений с США. В Белом доме, с его сильными "завязками" на нефтяном бизнесе, такой исход мало кому нужен.
Кроме того, некоторое время назад была распространена информация, что США не могут сейчас начать операцию против Ирака по прозаической причине - отсутствие боеприпасов. Говорят, что все высокоточное оружие было израсходовано в Афганистане на верблюдов и палатки. Теперь американский ВПК восполняет арсеналы, и конечным сроком называется осень. Достоверна ли эта информация или она специально запущена американскими военными, чтобы скрыть какие-то истинные приготовления, сказать трудно.
Тем не менее после того, как к середине апреля стало ясно, что военная операция переносится, начали называться новые сроки ее проведения. Все чаще звучит довольно расплывчатое - "в следующем году". По этому поводу можно предположить, что до следующего года американцы попытаются дождаться каких-нибудь перемен внутри Ирака. Или же создать эти перемены собственными руками.
"Химик"-оппозиционер
Устроить перемены в стране можно, организовав переворот. Но это маловероятно. Последние несколько лет США потратили на создание партий и движений, оппозиционных нынешнему иракскому правительству и призванных прийти на смену "диктаторскому режиму Саддама". За основу брались совершенно разные слои иракского общества: курдские сепаратисты, средние и мелкие представители власти, недовольные правящим режимом, нацменьшинства...
В результате в Лондоне появился "Иракский национальный конгресс" (ИНК), который должен был стать чуть ли не правительством в изгнании. В Дании получил убежище иракский генерал Низар аль-Хазраджи, которого Вашингтон пытался сделать знаменем оппозиции. Потом, правда, оказалось, что беглец имеет кличку Химик за то, что в конце 80-х, командуя иракскими войсками, нещадно травил курдов на севере химическим оружием.
Выяснилось и еще несколько моментов. Оказалось, что в Ираке постепенно налаживается экономическая ситуация. В страну начинают возвращаться бывшие эмигранты, в том числе и представители офицерского корпуса, в лихую годину уехавшие на заработки. А на работу в их среде в свое время делался немалый упор.
В результате в конце апреля нынешнего года, по сообщениям газеты "Ю-эс-эй тудэй", ЦРУ наконец пришло к выводу, что сменить правящий режим в Ираке можно только военным путем. Говорилось также, что заговор или тайная операция против Саддама положительных результатов не принесет. А про упоминавшийся ИНК было сказано, что он не способен организовать переворот даже при поддержке иностранных спецслужб.
Конечно, и эту информацию можно рассматривать как преднамеренную утечку. Но очевидно то, что сильной оппозиции в Ираке нет. А созданная искусственно, она не приживется и не получит поддержку среди населения, большая часть которого (особенно это характерно для провинции) действительно любит и уважает своего защитника и спасителя президента Саддама Хусейна.
За что борется Вашингтон?
А вот американцы не любят Саддама, а вместе с ним и Ирак. Почему это происходит, можно узнать на интернет-странице Госдепа США. Там, например, приводится выступление Колина Пауэлла, которое начинается прямо так: "Эта страна остается значительной угрозой для безопасности региона". Достаточно дальше почитать заголовки статей, опубликованных на этом сайте. "Рамсфелд заявляет, что "умные" санкции не остановят Саддама", "Политическое решение Саддама приводит к крушению программы гуманитарной помощи Ираку", "Эксперты ООН по правам человека докладывают об итогах своего визита в Ирак", "Бывший контрабандист рассказывает об иракском заговоре с целью подрыва американского военного корабля", "Ирак финансирует и обучает группу исламских террористов", "Иракский режим разрушает окружающую среду болотных арабов", выдержки: "директор ЦРУ Теннет заявляет, что Ирак стремится к обладанию оружием массового уничтожения"...
Основные обвинения прежние - стремление к обладанию ОМП и его возможное применение не только против США, но и против стран Европы, Ирак - угроза миру в регионе, ущемление прав человека и национальных меньшинств.
При этом много раз говорилось о том, что ОМП у Ирака нет, особенно ядерного, это отмечено в докладах МАГАТЭ. Что касается химического и биологического оружия, то его остатки были уничтожены после визитов инспекторов ООН. А его воспроизводство требует непрерывного технологического процесса. Как это можно сделать в стране, где отключение электроэнергии на несколько часов в день дело обычное, остается загадкой.
Кроме того, основной угрозой является не столько ОМП, сколько средства доставки. Ссылаются на то, что в 1991 году Ирак нанес ракетные удары по Израилю, следовательно, он может нанести удары и по другим странам, в том числе и европейским, даже сейчас. Но за 11 лет блокады любой ракетный комплекс, который требует постоянного обслуживания, придет если не в негодность, то по крайней мере не будет отвечать предъявляемым к нему требованиям.
Тезис, что Ирак - угроза миру в регионе, также спорен. Отношения с Саудовской Аравией более-менее стабилизировались, решены даже пограничные вопросы. Об этом свидетельствует и то, что министр иностранных дел Саудовской Аравии в интервью газете "Нью-Йорк таймс" заявил, что американское нападение на Ирак не является необходимостью, так как иракский правитель пообещал больше не нападать на соседние страны. Претензий к Кувейту Ирак больше не имеет, об этом было объявлено официально. Отношения с Ираном улучшились, особенно после того, как обе страны стали составляющей американской "оси зла".
Вашингтон заявляет также о нарушениях прав человека в Ираке. Однако в статье о болотных арабах имеется, например, необычная фраза: "Суннитское правительство Ирака пытается ослабить этот народ из-за его шиитской веры". Но даже среди высшего руководства Ирака есть немало шиитов (а вице-премьер Тарик Азиз вообще христианин). Поэтому опять же, говоря о проблемах шиитов в Ираке, американцы в первую очередь надеются создать оппозицию правящему режиму. С этой же целью в прошлом году, например, были нанесены воздушные удары по шиитским районам Неджефу и Кербеле, целью которых был вызов недовольства среди шиитского населения. Раньше, особенно во время ирано-иракской войны, существовали противоречия между двумя ветвями одной религии. Но сейчас говорить о том, что в Ираке есть суннито-шиитские противоречия, это все равно, что писать о католико-протестантском конфликте в Германии.
Все эти тезисы предназначены для формирования общественного мнения. Если же говорить о реальных причинах нынешней американской политики в отношении Ирака, то не в последнюю очередь она обусловлена наследственностью.
От своего отца президенту Джорджу Бушу-младшему досталась внешнеполитическая команда. Многие из ее нынешних деятелей в 1991 году отвечали за проведение операции "Буря в пустыне", например, госсекретарь Пауэлл тогда был председателем объединенного комитета начальников штабов. Отношение команды к Ираку так же, как и Буша-старшего, не поменялось и за 10 лет. Кроме того, Буш-старший испытывает личную неприязнь к Саддаму, о чем время от времени напоминает своему сыну, толкая его на более активные действия.
А некоторые эксперты полагают, что в 80-х годах Ирак - союзник США в борьбе с Ираном - разрабатывал бактериологическое оружие с помощью американских специалистов. Но славное время закончилось, и Саддам Хусейн стал свидетелем, который много знает и которого надо бы убрать. В то же время его знания и молчание - гарантия его безопасности. Версия на первый взгляд необычная. Но учитывая, что история американо-иракских отношений того периода заслуживает очень пристального изучения, то и такое предположение нельзя сбрасывать со счетов.
Иное, чем война
Будет ли Ирак противостоять американской военной машине? Вряд ли. Запасы вооружения истощились, боевая техника постепенно приходит в негодность. Авиапарк нуждается в серьезном обновлении. Новейшие (на конец 80-х годов) самолеты были перебазированы в Иран подальше от американских налетов. Пока что Ирак их обратно не получил. Хотя, как утверждают специалисты, за почти 12 лет нахождения без техобслуживания эти самолеты превратились уже просто в железо.
Тем не менее в случае начала наземной операции войска вторжения несомненно столкнутся с большими трудностями. Понятно, что иракские солдаты, кроме высоких морально-боевых качеств, лучше знают местность и легче переносят тяжелый климат. Кроме того, население страны поголовно вооружено (оружие продается достаточно свободно), политическая работа ведется успешно, да и к завоевателям иракцы относятся крайне отрицательно. Так что в случае вторжения на большей части территории развернется партизанская война, к которой современные армии плохо подготовлены. Войска вторжения понесут большие потери и будут вынуждены либо проводить репрессии, либо уйти из страны. При этом никто не может поручиться, что поставленное ими правительство продержится сколько-нибудь после их ухода.
Между тем проведение классической войсковой операции против Ирака не обязательно. В прошедшем десятилетии в США активно разрабатывалась концепция участия военнослужащих в "военных операциях, иных, чем война", (MOOTW). Под ними подразумевается различная деятельность, в которой военная составляющая национальной политики применяется для обеспечения целей, не являющихся войной в обычном понимании этого слова.
Такие операции обычно проводятся вне территории США и включают в себя военную поддержку американских гражданских властей. В них задействованы как традиционные вооруженные силы, так и различные правительственные структуры: от министерства сельского хозяйства до федерального агентства кризисного управления. Под "войсковыми операциями, иными, чем война", подразумеваются контроль над вооружениями, борьба с терроризмом и наркоторговлей, помощь государствам, помощь гражданскому населению, операции по поддержанию мира, поддержка повстанцев.
Ирак попадает сразу в несколько пунктов. Исходя из этого, можно предположить, что в скором времени начнется проведение некоего комплекса мероприятий против Ирака. Причем военная составляющая этих мер будет минимальной, главенствовать будет политическое давление, пропаганда, обработка общественного мнения, как в США, так и в мире. Уже сейчас создано подразделение радио "Свобода", вещающее специально на Ирак. А в планах американского руководства создание еще одной специальной ближневосточной радиостанции.
Однако если исход военной операции в какой-то степени прогнозируем, то смогут ли иракцы противостоять хитрости и коварству "войсковой операции, иной, чем война"? Багдад имеет весьма неплохих сторонников как во всем мире, так и, в частности, в европейских странах. Так, например, в апреле Багдад посетила крупная делегация (120 человек) антиглобалистов из Европы, создавших организацию для помощи Ираку "SOS! Ирак!".
Антиглобалистское движение только набирает силу, но Ирак уже делает на него ставку. Учитывая, что в Европе сильны позиции социалистов и коммунистов (а они составляют значительную часть этого движения и обладают серьезным влиянием на народные массы), то можно сказать, что Багдад сделал правильный выбор. При этом настроены европейцы решительно. Например, для них была организована конференция с Тариком Азизом. Вице-премьеру был задан вопрос: "Будут ли в случае новой войны создаваться интернациональные бригады?" Тарик Азиз несколько удивился такой решимости, но все же ответил, что "людей хватает, но если кто-то, готовый помочь, приедет, то его вооружат и накормят".
В то же время можно отметить, что американцы преуспели в создании нервозной обстановки внутри страны. Практически каждый разговор с багдадцем через некоторое время перетекает в направление "если американцы будут нас бомбить, мы им покажем". Американцы просчитались только в одном. Планировалось, что во всех своих бедах, в том числе и в будущих бомбардировках, иракцы будут винить Хусейна. Нет, они обвиняют Буша, "империалистическое сионистское правительство" США. При этом ненависть к США как к стране или к американцам как к нации отсутствует. Более того, в местных газетах на передовице могут быть ответные статьи в адрес очередных американских инициатив, а в середине - рассказ о новых американских фильмах или об актерах из Голливуда.
Ирак постепенно привыкает жить в условиях блокады. Даже по сравнению с прошлым годом виден прогресс. Багдад отстраивается и ремонтируется, благополучие народа повышается. Однако есть несколько поколений, которые жили в условиях войн. Целое поколение выросло в условиях блокады. В случае новой войны и ухудшения ситуации положение только усугубится. В регионе появится озлобленная страна, имеющая умных инженеров, хороших военных и фанатичный народ. И тогда уже не только американцы смогут говорить об "угрозах со стороны Ирака".


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker