на главную страницу

22 Мая 2002 года

Тема номера

Среда

ШТОРМ ЗАСТАВЛЯЕТ ЖДАТЬ

Сергей Васильев, Североморск.



В минувшие выходные спасательные суда, участвующие в операции по подъему фрагментов торпедного отсека АПРК "Курск", по-прежнему находились у причалов эскадры надводных кораблей в Североморске. Уже пятый день подряд выход "Михаила Рудницкого" и "Алтая" в точку гибели подлодки откладывается из-за штормов в Баренцевом море, где преобладают северные ветры со скоростью 15-20 метров в секунду, а волнение водной поверхности достигает 4 баллов.
Как сообщили в штабе Северного флота, головным в составе судоподъемного отряда специального назначения, на который возложены основные задачи морской части операции, назначено спасательное судно Управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота "Михаил Рудницкий". Планируется, что вначале с помощью одного из подводных аппаратов "Рудницкий" обследует район морского дна, где и находятся фрагменты. На его борту имеются водолазный колокол с рабочей глубиной до 200 метров, телевизионное оборудование МТК-200 и грузоподъемные устройства: две 50-тонные стрелы и одна 20-тонная.
Что касается спасательного буксира "Алтай", на борту которого будут находиться специалисты Главной военной прокуратуры, то он предназначен для удержания на плаву аварийных надводных кораблей, тушения пожаров, снятия с мели кораблей, приема личного состава из воды.
Неделю назад в район работ было направлено килекторное судно вспомогательного флота СФ "КИЛ-164" для установки в точке гибели "Курска" тяжелого рейдового оборудования - так называемых "бочек". К началу шторма моряки успели установить две из пяти "бочек", необходимых в перспективе для удержания "Рудницкого" и "Алтая" над торпедным отсеком "Курска". Когда же проведение работ было признано небезопасным, судно ушло к побережью Кольского полуострова, чтобы переждать шторм.
"Килектор" также способен кратковременно обеспечивать базирование на борту поисково-спасательных аппаратов.
Непосредственно в подъеме фрагментов первого отсека лодки будет задействована только техника. С грунта планируется поднять несколько фрагментов, по которым можно будет судить о наличии пожара в первом отсеке и определить силу термического или иного воздействия на отсек. Кроме того, они помогут специалистам досконально изучить траекторию произошедшего взрыва. Подъем фрагментов, в частности, баллона воздуха высокого давления и части торпедного аппарата, будет осуществляться при помощи автономного снаряда с "Михаила Рудницкого" и двух пар специальных захватов, разработанных в ЦКБ "Рубин" и прошедших испытания в Санкт-Петербурге в опытном бассейне научно-исследовательского института имени академика Крылова.
В штабе Северного флота также сообщили, что по окончании операции подъема фрагментов носовой оконечности погибшего атомохода, которые, как считается, помогут расставить все точки над "i" в расследовании причин трагедии, оставшиеся металлические конструкции торпедного отсека АПРК "Курск" планируется уничтожить направленным взрывом.
А на Снежногорском судоремонтном заводе "Нерпа" в целом уже завершилась разработка графика утилизации "Курска". По словам главного инженера СРЗ Ростислава Римденка, практически полностью выполнены традиционные мероприятия, которые всегда проводятся при передаче корабля флотом промышленности и включают, в частности, обследование материальной части АПРК, а также вопросы радиационной безопасности.
- Мы заинтересованы сделать работы на "Курске" как можно быстрее, - сказал Ростислав Евгеньевич. - И не потому, чтобы продемонстрировать кому-то производственные возможности "Нерпы". Дело в том, что другие задачи государственного заказа с нас никто не снимает.
По экспертной оценке самих заводчан, стоимость утилизации "Курска" составит порядка десяти миллионов долларов. Эта сумма вырисовывается при сравнительном анализе оплаты заказов, реализуемых на "Нерпе" по программе американских сенаторов Нанна-Лугара (утилизация ракетных подводных крейсеров, выведенных из боевого состава ВМФ). Причем, как отметил Ростислав Римденок, на АПРК "Курск" запланировано проведение дополнительных работ, поскольку он - не "рядовой" корабль, и поэтому цена его утилизации по отношению к стоимости разделки кораблей второго поколения, безусловно, будет выше.
Согласно предварительному графику предполагается, что уже в июне-июле заводчане начнут извлечение оставшихся крылатых ракет комплекса "Гранит", находящихся в деформированных взрывом шахтах-контейнерах. Работу будут вести по нештатному варианту: то есть ракеты вырежут вместе с шахтами. При этом планируется присутствие представителей предприятий - изготовителей ракет, разработчиков комплекса "Гранит" и специалистов северодвинского ПО "Севмашпредприятие", на котором строили "Курск". Также предполагается, что после вырезки шахт отделят головную, боевую части каждой ракеты и снимут стартовый двигатель. После этого, учитывая, что на самой "Нерпе" нет военного полигона, оставшиеся стыковочные части крылатых ракет утилизируют на одном из полигонов Северного флота.
Что касается "активной зоны", то ее выгрузят в августе-сентябре из реакторов на судно-перегрузчик. Затем сформируют трехотсечный блок - реакторный отсек и два смежных с ним, - который отбуксируют на хранение в губу Сайда. В ней он будет находиться на плаву, пока не решится задача наземного хранения трехотсечных блоков.
- В целом же схема предстоящей утилизации не нова, - рассказал главный инженер СРЗ "Нерпа" Ростислав Римденок, - и в этом смысле АПРК "Курск" по роду планируемых работ, их виду попадает в наше профессиональное "русло". Разве что лодка изначально аварийная, с "мертвыми" системами обеспечения.
Ростислав Евгеньевич также подчеркнул, что после утилизации "Курска" ни на какие сувениры металл не пойдет. Хотя на "Нерпу" уже обращались предприниматели с "серьезными" проектами, которые якобы принесли бы немалую финансовую выгоду заводу. Как заявил Римденок, зарабатывать, "эксплуатируя" трагическую известность подлодки "Курск", заводчане не собираются: металл пойдет на переработку на сталелитейные предприятия России, с которыми "Нерпа" имеет договора. Единственное, что не исключил главный инженер: все же рубка субмарины или металлический лист с нее, на котором изображен российский герб, утилизированы не будут. Планируется, что впоследствии они станут элементом мемориала памяти погибшим подводникам.
На снимке: головной корабль судоподъемного отряда специального назначения "Михаил Рудницкий".


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker