на главную страницу

22 Мая 2002 года

Армия и общество

Среда

Ряженые

Виталий МОРОЗ, "Красная звезда".



В РЕДАКЦИЮ принесли плакат, изданный на высоком полиграфическом уровне. Справа календарь, посвященный 57-й годовщине Победы, а слева парадный портрет героя войны с выразительной подписью: "Рукосуев Гавриил Николаевич. Генерал армии, Герой Советского Союза, доктор экономических, юридических наук, профессор, академик, член президиума Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, президент отделения Международной академии информатизации (ассоциированный член ООН), член Союза писателей РФ". Достаточно одного взгляда на портрет, напечатанный на фоне праздничного, победного фейерверка, чтобы убедиться: видимо, из-за скромности перечислено не все. Геройских звезд у генерала - академика - писателя не одна, а две и еще по крайней мере четырнадцать знаков лауреата различных премий. Не счесть и иностранных орденов.
Правда, здравомыслящий человек приглядываться к орденам и знакам с золотым отливом вряд ли станет. Поймет, не может не понять: перед ним очередной ряженый, самозванец. Нет и не было среди генералов нашей армии Гавриила Рукосуева. Нет Рукосуевых и среди Героев Советского Союза. Что же касается членства в президиуме Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, то тут от категорических выводов воздержусь и даже наводить справки не стану. Не вижу смысла.
Не так давно читал в газете официальный некролог, подписанный "Российская академия космонавтики им. К.Э. Циолковского". Его составители скорбели по поводу кончины основателя своей академии генерал-полковника авиации в отставке, Героя Советского Союза, получившего это звание за форсирование Днепра, кавалера трех орденов Красного Знамени, ордена Александра Невского, действительного члена Нью-Йоркской академии наук... Дальше переписывать некролог не стану. Потому что все это мистификация. Ничего покойный при жизни не форсировал, никто генеральских званий ему не присваивал, и в Нью-Йорке о его существовании, видимо, даже не подозревали.
Не называю фамилии этого фальшивого генерала потому, что теперь Бог ему судья. А Всевышний вердикт выносит, не уточняя фамилий.
Между прочим, портрет, прилагавшийся к тому некрологу, был отпечатан на бумаге, раскрашенной под мрамор. Точно на такой же запечатлел свой лик для потомков член президиума космической академии "генерал армии" Гавриил Рукосуев. И еще совпадение: издатели плакатов хотя бы рекламы ради могли оставить на своей продукции выходные данные, но предпочли уклониться от этого. Выходит, знают, что занимаются порочным, неправедным делом, популяризируют больных тщеславием людей. Но на что только не пойдешь ради наживы.
Академию космонавтики, организацию самодеятельную, любители незаслуженного возвеличивания выбрали, думаю, не случайно. Космос - до недавнего времени область во многом закрытая, связанная с обилием секретов. Вспомните Главного конструктора, Главного теоретика... Долгие годы даже их имена хранились в тайне. На этом и спекулируют самозванцы. Не находишь фамилии мнимого генерала и героя в соответствующих списках, а он в ответ удивленно вскидывает бровь: а вы не там ищете, указы-то не подлежали публикации, кому положено, тот, мол, меня знает. Это не умозрительная картинка, это эпизод из редакционной практики.
САМОЗВАНЦЫ XXI века - а в России сейчас от них проходу нет - присваивают себе все сразу: ранг военачальника, звание героя, высокие ученые звания и степени, лауреатство. Для себя, родимого, как говорят, ничего не жалко.
В свое время на телеэкранах постоянно мелькало лицо седовласого, пышноусого генерал-полковника, молчаливо восседавшего в различных президиумах. Очень часто рядом с подлинными генералами и фронтовиками. И вряд ли телезритель был в состоянии разглядеть, что погоны у этого ветерана уникальны: с тремя большими звездами соседствует корона Российской империи. Видимо, такие знаки различия "генерал-полковник" Демин Александр Павлович придумал и заказал лично для себя. Весьма скромное школьное образование не помешало ему, между прочим, стать академиком пресловутой Международной академии информатизации (сравните с Рукосуевым) и носить в генеральском мундире соответствующее удостоверение за № 0007 от 27 декабря 1994 года. Вам не смешно?
Еще факт. Военных историков возмутили публикации некоего А.П. Коваленко, посвященные Великой Отечественной войне. Своим коньком он избрал противопоставление: дескать, красноармейцы, рядовые действительно проявляли массовый героизм, готовность к самопожертвованию, а вот командование, особенно на уровне армий, фронтов действовало бездарно. Словом, победили мы вопреки военачальникам, не умением, а числом. Представлялся этот писатель-аналитик полковником в отставке, фронтовиком, доктором либо почетным доктором наук, профессором либо консультантом-профессором и, разумеется, академиком. В одной из книжек напечатал свой портрет со Звездой Героя Социалистического Труда на груди.
Писать о войне, высказывать свое мнение об уровне управления войсками вправе любой, если способен убедительно, доказательно подтвердить свои мысли. Маскироваться при этом под участника войны, профессора станет только негодяй. Проверка же показала, что Коваленко А.П. участвовать в войне не мог из-за малолетства, служил он после войны в органах МВД и дослужился до майора. Звание полковника запаса и в отставке ему никто не присваивал. Стать профессором не позволило отсутствие среднего образования (до двадцати орфографических ошибок на каждой странице). В академики его якобы произвели Академия российских энциклопедий и Российская международная академия туризма. Вы о таких слышали? Можете эти странные словосочетания воспринять? Героя Социалистического Труда бойкому труженику пера тоже никто не присваивал: медаль "Серп и Молот" он купил у подпольных коллекционеров. Там, где, видимо, хорошо знают и Рукосуева, украсившего себя столь редкими наградами, что ими мог бы заинтересоваться музей.
КТО-ТО из читателей, возможно, уже спрашивает себя в гневе: а куда смотрят правоохранительные органы? Разве трудно разыскать человека, тиражирующего свой лик в типографиях? Нетрудно. Но разыскивать его правоохранительные органы не станут, потому что он для них неинтересен. Они, как и положено, смотрят в Уголовный кодекс и не находят в поведении рукосуевых состава преступления. Напялить на себя незаслуженный мундир, надеть чужие награды, обзавестись не имеющими юридической силы документами доктора наук, профессора, академика мало. Нужно еще все это использовать в корыстных целях, переступить ту грань, за которой аморальный поступок перерастает в общественно опасное деяние. Ужесточать кодекс, мне кажется, нет нужды. В данном случае важнее вести речь не о примерном, поучительном для других наказании, а о неминуемом, неотвратимом публичном разоблачении.
Н.В. Гоголь высмеивал в "Ревизоре" не столько Хлестакова (такие все равно не переведутся), сколько тех, кто ошалело внимал его россказням, бахвальству. Не будем же в третьем тысячелетии уподобляться Городничему и его сподвижникам и подручным. Не станем с ходу верить всякой бумаге, даже если она разукрашена под мрамор, вклеена в кожаный переплет с золотым тиснением. Ведь родная литература донесла до нас из глубины веков хотя и ироничное, но мудрое предостережение: "Не верь глазам своим".


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker