на главную страницу

22 Мая 2002 года

Планета людей

Среда

Карабахский феномен

Майор Олег ГОРУПАЙ. Степанакерт.



Нагорный Карабах сегодня не приковывает к себе всеобщего внимания. Не идут бои - появляется тишина и на информационном поле. И наша общественность уже с трудом представляет, что же происходит в этой бывшей автономной республике бывшего СССР. Между тем дела в НКР идут в гору...

Экономика на подъеме
За годы войны в Нагорном Карабахе было уничтожено более 80 процентов всей экономики. От промышленных предприятий не осталось и следа, сельское хозяйство пришло в полный упадок. Развитая ирригационная система была выведена из строя на 90 процентов, от имевшихся 16 тыс. га виноградников осталась только одна тысяча. Животноводческие комплексы превратились в развалины. Производство знаменитого карабахского меда сократилось со 180 тыс. тонн в год до нескольких жалких сотен тонн. В ходе артобстрелов и налетов авиации было разрушено 11 тыс. жилых домов и квартир, почти каждая вторая семья осталась без крова.
Республике, до настоящего времени не имеющей официального признания мировым сообществом, являющейся независимой только де-факто, восстановить свою экономику, на первый взгляд, практически невозможно. Нет государства юридически, значит, и нет официальных торгово-экономических отношений с ним: финансовых займов и кредитов, инвестиций, внешней торговли...
Но все же за прошедшие после окончания войны годы в Карабахе были сделаны определенные шаги по оздоровлению экономической ситуации.
- Несмотря на то, что Карабах и поныне считается зоной рискованного вложения капитала, - комментирует сложившуюся ситуацию премьер-министр НКР Анушеван Даниелян, - мы предпринимаем все возможные усилия для того, чтобы создать благоприятные условия и привлечь иностранные инвестиции.
На сегодня в республике принято достаточно либеральное налоговое законодательство. К примеру, ставка подоходного налога составляет 5 процентов. Мир и легкие налоги позволили предпринимательской инициативе проявить себя. Бюджет республики тоже оказался в выигрыше - доходная его часть по сравнению с 1999 годом увеличилась в 5-6 раз. Помимо этого, в результате предпринятых правительством и силовыми структурами мер из повседневной жизни практически исчезло такое понятие, как острая криминогенная ситуация. За последние два года в НКР не было зафиксировано ни одного случая угона автотранспорта, не говоря уже о более тяжких преступлениях.
Приложенные усилия принесли первые плоды. Помимо гуманитарной помощи от общественных организаций Европы, Америки и армянской диаспоры, в республику стали поступать инвестиции из различных стран мира. Сегодня австралийские и швейцарские предприниматели вкладывают свои средства в строительство гостиничных комплексов в Степанакерте и развитие туристического бизнеса в целом. Ливанские фирмы вложили около 10 млн. долларов в развитие системы мобильной связи, и сейчас все районы Нагорного Карабаха подсоединены к ней. Российские, испанские и итальянские компании вкладывают деньги в деревообрабатывающую промышленность (производство мебели из дерева ценных пород, паркета и т.п.). Европейский банковский капитал увеличил свое присутствие в республике в 4 раза по сравнению с 2000 годом. Все это стало большим подспорьем к тому, чего НКР сумела добиться самостоятельно и с помощью Армении.
Так, за последние годы удалось практически полностью восстановить или отстроить заново разрушенные войной жилой фонд и транспортные артерии. Сегодня активно ведется строительство автомагистрали европейского уровня, которая соединит север и юг республики. Произведена газификация городов и сел (150 км газопровода под высоким давлением, несколько сот километров - под средним и более тысячи - под низким). Хлебом Карабах обеспечивает себя полностью, электроэнергией - на 40 процентов, но уже введен в действие план строительства ряда ГЭС мощностью от 15 до 40 мВт, что позволит в ближайшем будущем решить и эту проблему.
Ведутся работы по восстановлению сельскохозяйственного комплекса: ежегодно высаживается 300-400 га виноградников, ежегодный прирост поголовья скота составляет 10-15 процентов. Рост темпов промышленного производства вышел на уровень 20 процентов в год. Прекратилась эмиграция и даже пошел обратный процесс - число приехавших на постоянное жительство в республику уже в несколько раз превышает число покинувших ее в годы войны. Средняя зарплата составляет сегодня 27 тыс. драм (около 50 долларов). И один из самых обнадеживающих для Карабаха показателей - рождаемость - наконец-то превысил довоенный уровень. Если политическая ситуация вокруг республики не ухудшится, то, по расчетам правительства, к 2005 году подавляющее большинство экономических показателей тоже выйдет на довоенный уровень.
Служба в почете
Боевые действия на территории Карабаха и в приграничных районах завершились еще в середине 90-х, но политическое решение вопроса о статусе НКР не найдено до сих пор. "Ни войны, ни мира" - в такой ситуации живет сегодня республика. Забывая свист пуль, люди уже меньше оглядываются в сторону несших когда-то серьезную опасность границ.
Но и сегодня решающая роль в том, что Карабах имеет реальную возможность вплотную заняться решением экономических и социальных проблем, принадлежит его вооруженным силам - армии обороны НКР.
- В качестве организационно-штатной основы была использована структура бывшей Советской Армии, но военное строительство велось, естественно, с учетом местных особенностей - экономических, социальных и географических, - рассказывает министр обороны НКР генерал-лейтенант Сейран Оганян (на снимке). - Сегодня армия обороны представляет из себя общевойсковое объединение, в состав которого входят соединения и части, выполняющие боевые задачи по прикрытию и находящиеся в резерве. Помимо этого, структурно в состав армии входят части и подразделения, выполняющие задачи тылового и технического обеспечения. До распада Союза на территории НКАО дислоцировались только один мотострелковый полк, отдельный батальон РХБЗ и погранзастава, и часть их техники в свое время была выведена за пределы области. Поэтому основу нашего боевого потенциала составляет трофейная техника. По завершении активных боевых действий мы приступили к организации ее ремонта и налаживанию военно-технического сотрудничества с рядом государств.
Надо отметить, что в строительстве регулярной армии республики принимал участие весь народ Карабаха - мужчины и женщины, взрослые и молодежь. Практически все, кто мог держать в руках оружие, прошли через горнило боевых действий. Эти люди и стали основой будущей армии. Мобилизационный ресурс армии обороны НКР в настоящее время - это, без преувеличения, вся республика. Из беседы с людьми самых разных профессий можно понять, что никто из них не имеет и тени сомнения в том, как поступить в случае угрозы безопасности. Ответ всегда один: в рядах армии обороны - на передовую!
В городах и селах республики отсутствуют факты уклонения молодежи от призыва на срочную службу - военные комиссариаты на 100 процентов выполняют план призыва. И не только из-за жесткого контроля со стороны правоохранительных органов, а прежде всего потому, что "косарь" будет опозорен на всю оставшуюся жизнь.
К военно-патриотическому воспитанию молодежи и ее подготовке к службе здесь относятся серьезно. Помимо обязательных уроков НВП, проводятся военно-спортивные игры "Зарница" и "Орленок". Победа в них престижна, поскольку, кроме прочего, обеспечивает получение учебными заведениями материальной помощи от министерства обороны и шефство над ними лучших частей и подразделений. Школьники - частые гости в воинских частях.
В прошлом году в Степанакерте был открыт военно-спортивный лицей имени генерал-лейтенанта Христофора Иваняна. Лицей является аналогом наших суворовских училищ. Пока в нем обучаются 60 курсантов - рота первого набора. В этом году будут приняты еще 60 мальчишек, но мечтающих попасть сюда годаздо больше - уже в апреле было подано 120 заявлений, так что конкурс ожидается приличный.
Офицеров Нагорный Карабах готовит в Армении и других государствах, а сержантов у себя в учебных подразделениях.
Денежное содержание военнослужащих НКР значительно превышает уровень средней зарплаты по республике. Так, к примеру, командир роты получает 82 тыс. драм (около 150 долларов), командир полка - более 100 тыс. драм (около 200 долларов). Практически отсутствует проблема обеспечения офицеров и прапорщиков жильем. Тем же, кому все-таки приходится снимать квартиры, выплачивается 10 тыс. драм компенсации, что в условиях НКР позволяет обзавестись приличными апартаментами для семей. Потребности в вещевом имуществе и продовольствии удовлетворяются полностью, нормы довольствия почти не отличаются от российских. Каких-либо дополнительных денежных выплат или компенсаций не существует, денежное содержание - основной источник доходов военнослужащих. Но и это по здешним меркам немало.
В Карабахе не существует границ в привычном понимании этого слова, а по-прежнему проходит линия фронта, и личный состав посменно привлекается для несения боевого дежурства на огневых позициях. Поэтому правительством и министерством обороны большое внимание уделяется обеспечению процесса боевой подготовки и несения боевого дежурства. Боевая техника, даже находящаяся в парках пунктов постоянной дислокации, поддерживается в полной боеготовности и заправлена топливом по самую "горловину". Танками, БМП и БТР подразделения укомплектованы почти на 100 процентов от потребности. Личный состав, не привлеченный к несению боевого дежурства, занимается боевой подготовкой.
В Нагорном Карабахе нет дискуссий по поводу того, нужна или не нужна республике сильная боеготовая армия. Руководство НКР уделяет своим вооруженным силам столько внимания и выделяет столько средств, сколько необходимо. В том числе и поэтому в Карабахе сегодня живут без войны.


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker