на главную страницу

24 Мая 2002 года

Тема номера

Пятница

За каждым орденом - судьба

Установлены имена тех, чьи награды вернулись на Родину из Канады

Виталий МОРОЗ,"Красная звезда".



1 МАРТА этого года "Красная звезда" рассказала читателям о том, что наш соотечественник Сергей Голованов, проживающий в Торонто, выкупил на аукционах и направил посылкой в нашу редакцию десять орденов Красной Звезды. "Мы делаем все возможное, - говорилось в той публикации, - чтобы с помощью Главного управления кадров, архива Минобороны установить, кто именно и за что был удостоен каждой из этих "Звездочек" - ордена боевого и чтимого среди фронтовиков. Хотя, понятно, задача эта не из простых".
Да, она потребовала от сотрудников архива кропотливой работы. Но на днях мы получили оформленные по всем правилам делопроизводства справки, подписанные начальником Центрального архива Минобороны РФ полковником С. Чувашиным, и глубоко признательны ему за доброе, уважительное отношение к "Красной звезде", внимание к ее просьбам. Справки возвращают нас в уже далекое, но по-прежнему волнующее прошлое.
Орденом Красной Звезды, на знаке которого выгравирован № 426826, 2 ноября 1943 года был награжден гвардии рядовой Алексей Федорович Рахманников. Высокой награды артиллериста удостоил командир 8-й гвардейской механизированной бригады. Орден солдату, воевавшему с зимы 1942 года, имевшему ранение, вручили 16 января 1944 года вместе с временным удостоверением. Так в годы войны было принято. Алексей Рахманников в своем орудийном расчете был не из самых молодых: в момент вручения ордена ему было сорок. После Победы Алексей Федорович с ефрейторской нашивкой на погонах вернулся в родное село Рыбкино, тогда Покровского района Чкаловской области, а ныне Новосергиевского Оренбургской. Там ждала его жена Анна Алексеевна...
Мог ли фронтовик Рахманников, обмывая вместе с боевыми побратимами свой орден в алюминиевой кружке со спиртом, знать, что эта рубиновая звездочка с серебряным медальоном в центре спустя годы покинет его родное Рыбкино и совершит путешествие через Великобританию в Канаду, а затем самым неожиданным образом вернется в Москву? Такое и во сне не могло привидеться.
А разве не удивит вас такое? Среди орденов, полученных редакцией из Торонто, оказалась награда... военного журналиста. 31 января 1944 года командующий 1-й гвардейской армией генерал-полковник А.А. Гречко наградил орденом Красной Звезды редактора газеты 99-й стрелковой дивизии двадцатитрехлетнего капитана Романченко Николая Захаровича. Романченко родом из Дзержинска Житомирской области. В армию был призван в октябре 1940 года, воевал в составе Южного, 1-го Украинского фронтов, был контужен. Освобождал родные края. В запас ушел после Победы в звании полковника. Состоял на воинском учете в Железнодорожном райвоенкомате Львова.
Орденский знак за № 1290488 1 мая 1945 года был вручен лейтенанту медицинской службы Людмиле Григорьевне Шелест. Награждена же она была командующим 18-й армией еще в январе. Людмила была медицинской сестрой в 714-м хирургическом полевом подвижном госпитале, с которым прошла всю войну. В 1941 году была легко контужена и ранена. Родом она из села Маячка Нехворощанского (ныне Новосанжарского) района Полтавской области. Призывали Людмилу на службу в Днепропетровске, а после Победы она жила во Львове. Горько, но жизнь фронтовичке, выходившей не одну сотню оперированных, была суждена короткой: не дожила и до сорока.
Младшего лейтенанта Александра Семеновича Машкина, командира стрелкового взвода 1041-го стрелкового полка 223-й стрелковой дивизии, командир этого соединения наградил в апреле сорок пятого. Машкину тогда было всего девятнадцать. За плечами был уже год войны. В армию он уходил из села Машкино, тогда Солнцевского, а ныне Конышевского района Курской области. После войны Александр стал капитан-инженером, жил в Тернополе.
Гвардии капитан Иван Степанович Солодовников служил в
управлении тыла 5-й гвардейской армии. Командующий этой армией удостоил его ордена Красной Звезды (номер орденского знака 2108045) уже после Победы, в июне сорок пятого. Солодовников, между тем, прошел всю войну, с августа сорок первого. Родом он из Балаклеи Харьковской области. После демобилизации жил в Сталино (Донецк).
ПЯТЬ орденов из десяти, о чем легко было судить по номерам, вручались в годы войны. Остальные, как мы и предполагали, - уже в мирные дни, за выслугу десяти лет в Вооруженных Силах. Награждения эти производились указами Президиума Верховного Совета СССР. Орденский знак за № 2883414 был вручен 10 августа 1949 года капитану артиллерийско-технической службы Мерикову Василию Васильевичу. Капитан Золонцев Николай Иванович получил свою Красную Звезду (№ 3327860) 5 ноября 1954 года, а старший лейтенант Сорокин Григорий Степанович (№ 3423374) и майор медицинской службы Алексеев Борис Антонович (№ 3451255) - 30 декабря 1956 года, в канун Нового года. В следующем году, кстати, награждение орденами за выслугу лет было отменено. Мериков, Золонцев (как и Романченко, Шелест) жили во Львове, Сорокин - в Самборе Львовской области.
Это совпадение наводит на грустные размышления. Возможно, часть орденов, выкупленных Сергеем Головановым, была переправлена за рубеж одной партией именно из Львова.
Орденский знак № 2969611, по архивным данным, значится направленным из Главного управления кадров Минобороны в войска для вручения, но так никому и не выданным.
Таков вот итог архивного поиска. Думаю, не только мне, не только Сергею Анатольевичу Голованову, выделившему из семейного бюджета отнюдь не лишние средства, чтобы выкупить ордена и вернуть их туда, где их оплатили кровью, здоровьем, этот поиск покажется оправданным. Помнят ли Рахманниковых - старших в уральском селе Рыбкино? А название курского села Машкино не обусловлено ли тем, что Машкиных там немало? Был в их числе, как мы теперь знаем, и доблестный пехотинец, командир взвода Саша Машкин. Уже в восемнадцать лет носил на погонах по одной зеленой звездочке младшего лейтенанта. Не забыли ли в полтавском селе Людмилу Шелест, которая после школы подалась в город, училась, страдала почти четыре года вместе с ранеными в госпитале и своим главным адресом всегда считала Маячку? Уверен, что по воле случая многие еще раз вспомнят фронтового газетчика Романченко, носившего в пятидесятые годы уже погоны полковника...
Мы еще раз убедились: за каждым орденом - действительно судьба, жизнь. Посылка из Торонто заставила вспомнить светлые имена нескольких фронтовиков и фронтовички. Не по их воле, конечно же, их ордена покинули родную землю, оказались за чужими витринами с ценниками в долларах и фунтах стерлингов. Уверен: будущее нашего Отечества определяют не те, кто эти ордена вывез в благополучные Англию, Канаду, а те, кто их вернул, кто кропотливо, в течение многих недель устанавливал награжденных.
И еще. В публикациях о Великой Отечественной часто встречаешь выражение: "В неразберихе войны..." На войне бывало все, даже паника. Но, читая эти строки, любой может убедиться: главенствовал все же порядок. Случайным набором орденов жизнь еще раз проверила наши архивы. Мы видим: награждали во время войны только достойных и при строгом соблюдении установленных правил. Орден Красной Звезды был одним из самых массовых, но заслужить его было совсем непросто. Отдайте честь орденоносцам! Храните ордена дедов, отцов как самое ценное из их наследства, святое, вечное.


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker