на главную страницу

24 Мая 2002 года

Армия и общество

Пятница

Встречи с Настоящим Человеком

Подполковник в отставке Григорий АБРАМОВ,председатель Ассоциации



Исполнился год, как ушел из жизни фронтовой ас, заместитель председателя Российского комитета ветеранов войны и военной службы, Герой Советского Союза Алексей Маресьев. На Новодевичьем кладбище на его могилу были возложены цветы, а 760-й московской средней школе постановлением столичного правительства присвоено почетное звание "Школа имени Героя Советского Союза Маресьева А.П.".

Добрая память об этом прекрасном и уважаемом человеке всегда будет жить в наших сердцах, в сердцах ветеранов...
Впервые мне пришлось встретиться с Алексеем Петровичем Маресьевым в 1956 году в Подольске, в архиве Министерства обороны СССР. Мне тогда было поручено сдать туда на хранение служебные документы. На территории архива была гостиница, где я и получил место для отдыха. От соседа по комнате узнал, что Маресьев в те дни собирал в архиве материалы для диссертации и его койка расположена рядом с моей. Помню, меня это сообщение очень обрадовало. Еще бы, увидеть, а тем более иметь возможность поговорить с одним из самых известных после выхода книги Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке" в стране людей было для меня, молодого офицера, большой честью.
Поздно вечером в комнату вошли двое мужчин, оба с палочками. Один - полковник в форме танкиста, другой - в гражданском. Это и был Алексей Петрович. Я представился, а он сел на кровать, снял костюм, отстегнул протезы и лег. Лежа начал расспрашивать меня о делах. Разговор затянулся далеко за полночь. В течение трех недель, что я находился в командировке в Подольске, от известного летчика довелось узнать много нового о нем и его судьбе.
В ту пору Алексею Петровичу было около сорока лет. Он был среднего роста, очень хорошо развит физически, прост в общении и очень доступен. Рассказывая о фронте, Маресьев очень сожалел о том, что не может чаще встречаться с теми людьми, что спасли его от гибели, поставили в строй, да так, что уже на протезах он сбил семь немецких самолетов, а после войны еще до 1947 года летал в военной, а потом и в гражданской авиации.
Я спросил Алексея Петровича о постоянном его спутнике в архиве, о полковнике-танкисте. Он тоже был без ног, на протезах. К сожалению, фамилию его я забыл. Но то, что рассказал Маресьев, потрясло.
В годы войны танк этого полковника, в то время лейтенанта, был подбит. Сам он смог выбраться из горящей машины, но вот другой танк переехал ему ноги. В госпитале ему их отняли, но офицер сделал все, чтобы вернуться на фронт и продолжить воевать с фашистами. После войны он окончил академию, защитил кандидатскую диссертацию, преподавал в военной академии и вот приехал за материалами к докторской. Сказал тогда Алексей Петрович, что этот человек достоин хорошей книги.
А в последний раз мы увиделись с Маресьевым на объединительной конференции комитетов ветеранов войны и военной службы в феврале 2001 года. Он уже тогда говорил, что побаливает и болезнь не позволяет в полной мере заниматься общественной работой. Еще он тепло отозвался о нашем городе Смоленске, где ему довелось бывать в 1996 году. Отметил, как бережно смоляне относятся к памятникам военных лет...
Мне очень дороги воспоминания о наших встречах, я рад, что имел возможность видеть, говорить и общаться с этим выдающимся человеком.


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker