на главную страницу

24 Мая 2002 года

Армия сегодня

Пятница

Увольняемые будут обеспечены жильем

Беседовал Константин РАЩЕПКИН.



О дополнениях, внесенных постановлением Правительства РФ в федеральную программу "Государственные жилищные сертификаты", "Красная звезда" уже писала (№ 62 от 6.04.2002 г.). Ряд льгот и поправок делает ее значительно привлекательнее, а выделяемые под нее средства - порядка 7,5 млрд. рублей, - пожалуй, впервые позволят обеспечить жилищными сертификатами всех увольняемых в этом году военнослужащих. Однако реализация этой важной программы напрямую будет зависеть от того, все ли увольняемые для получения жилья захотят воспользоваться сертификатами. Нередко приходится слышать мнение, что надежнее и реальнее получить квартиру, дожидаясь ее в очереди при части.

О том, насколько выгоднее решать квартирный вопрос с помощью Государственного жилищного сертификата, порядке его получения и погашения, а также о нововведениях, появившихся в программе "Государственные жилищные сертификаты" после постановления Правительства РФ № 168 от 19 марта 2002 года, рассказывает заместитель начальника Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны РФ генерал-майор Вадим Никольский.
- Вадим Владимирович, в чем главные отличия новой редакции программы "Государственные жилищные сертификаты" от старой?
- Новый порядок обеспечения увольняемых и уже уволенных в запас военнослужащих жилищными сертификатами существенно расширяет их возможности в плане получения жилья. Во-первых, теперь все прослужившие 10 лет и увольняемые в результате оргштатных мероприятий, по здоровью или выслуге лет военнослужащие получают субсидию, покрывающую 100 процентов стоимости приобретаемого жилья, в размере определенной Госстроем расчетной стоимости. Раньше, напомню, на 100-процентную компенсацию могли рассчитывать только прослужившие 25 и более календарных лет. Более того, для имеющих в соответствии с законом "О статусе военнослужащих" право на дополнительную жилплощадь расчет размера этой субсидии будет производиться с учетом дополнительно положенных 15 квадратных метров общей площади. Это касается офицеров в воинских званиях от полковника и выше, командиров частей, преподавателей вузов, научных работников, имеющих ученые степени, и других. Кроме того, срок реализации сертификатов теперь продлен до 9 месяцев.
- Это безусловные плюсы, а минусы? Какая, скажем, часть выдаваемых на руки сертификатов ежегодно остается нереализованной? Бытует мнение, что, получив вместо реальной квартиры сертификат, обрекаешь себя на многомесячные хлопоты, которые к тому же могут еще и плачевно закончиться.
- Цифры и факты говорят как раз об обратном. Программа "ГЖС" работает 4 года. Количество нереализованных за это время сертификатов не превышает шести процентов. В целом же программа выполнена на 50 процентов. Только проблема в другом: к сожалению, из-за отсутствия средств не представлялось возможным обеспечить сертификатами всех желающих. Ведь сертификаты выдаются не просто так, а под реально обеспечиваемую деньгами статью бюджета. Денег, увы, постоянно не хватало, и в итоге во многих регионах образовались целые очереди из желающих получить сертификат военнослужащих.
К счастью, в этом году в этой неприятной тенденции наметился коренной перелом. Реально выделяемые правительством под программу "ГЖС" 6 млрд. рублей, по нашим подсчетам, позволят обеспечить сертификатами всех увольняемых до конца года военнослужащих. Плюс еще 1,5 млрд. рублей выделены под сертификаты уже уволенным. Хуже обстоят дела с отселением уволенных офицеров и прапорщиков из закрытых военных городков. Эту категорию в этом году мы сможем обеспечивать сертификатами только по остаточному принципу. Но рассчитанная на пять лет программа "Государственные жилищные сертификаты" будет продолжена и в ближайшие годы - не вечно же будем реформироваться - акцент сместится как раз на закрытые военные городки и обеспечение сертификатами тех, кто стоит на учете в местных органах власти.
По второму вопросу: приоритет в обеспечении жильем увольняемых военнослужащих отдан сертификационной программе как раз потому, что она надежно защищена от всевозможных злоупотреблений. Не имея на руках денег, их никак не отдашь проходимцам или фирмам-однодневкам, как это случалось раньше, когда под строительство и приобретение жилья военнослужащим выдавались ссуды. Теперь же фирма, построившая или купившая жилье, получит деньги только тогда, когда это жилье станет собственностью владельца сертификата. Алгоритм его реализации выглядит следующим образом. Военнослужащий предъявляет свой сертификат в одно из отделений Сбербанка, где на его имя открывается блокированный целевой лицевой счет. Затем с договором на открытие и обслуживание этого счета он идет в выбранную им для покупки жилья фирму и заключает договор уже с ней. И только после того, как право собственности военнослужащего на приобретенное жилье зарегистрировано в регистрационной палате, все документы предъявляются в Сбербанк и в течение пяти дней проверяются его сотрудниками, деньги перечисляются на счет фирмы. Таким образом, выбирая компанию, которой доверяется сертификат, военнослужащему не надо беспокоиться о ее благонадежности - обман исключен в принципе, делать выбор надо в пользу той фирмы, которая предложит самые выгодные условия. На это мы и рассчитывали, разрабатывая эту программу. Именно сертификат дает возможность уволенному в запас офицеру или прапорщику самому выбирать жилье, которое больше подходит, не привязываясь к военному строительству, предлагающему конкретные дома в конкретных местах, и не ожидая годами жилье в очереди при местных органах власти.
- Благодаря сертификату можно действительно относительно быстро решить квартирный вопрос. Однако не секрет, что существуют регионы и города, где реализовать сертификаты крайне трудно - как, например, в Москве. Выходит, сертификационная программа ограничивает военнослужащего в его законном праве выбирать жилье в любой точке России?
- Действительно, существует 6-7 таких, назовем их, проблемных регионов. Помимо столицы, к ним относятся, например, тот же Башкортостан или Калининградская область. Причин, по которым в них действительно гораздо хуже, чем по России в целом, реализуются государственные жилищные сертификаты, две. Первая - в отдельных регионах, как, скажем, в той же Калининградской области, плохо развито строительство. Проще говоря, там попросту почти нет строительных фирм, готовых работать с военными сертификатами. Это рынок - нет конкуренции, вот строители, предпочитая работать с живыми деньгами, и диктуют свои условия. В таких регионах будем решать квартирный вопрос за счет собственного строительства. Для чего по согласованию с правительством часть средств, выделенных под сертификационную программу, вложим в строительство в таких регионах.
Вторая причина слабой реализации сер
тификатов в некоторых регионах и городах - высокая стоимость там жилья. Проще говоря, цены квадратного метра жилья, заложенные в сертификат расчетами Госстроя России, оказываются ниже тех, что диктует рынок. Но как недавно заверил председатель государственного комитета по строительству Анвар Шамузафаров, теперь заложенные в сертификат цены для всех регионов будут максимально подогнаны к рыночным. А кроме этого, разницу между рыночной и сертификационной ценой для многих категорий военнослужащих теперь компенсируют дополнительные 15 метров общей площади, о которых говорилось выше. Например, чтобы раньше полковнику, имеющему двух членов семьи, с помощью сертификата приобрести двухкомнатную квартиру в той же Москве, пришлось бы доплачивать, то теперь благодаря этим дополнительно положенным 15 метрам он сможет приобрести аналогичное жилье уже без доплаты из собственного кармана.
Еще шире возможности сертификатов для военнослужащих в таких регионах были бы в том случае, если та или иная строительная фирма могла бы получать положенные по сертификату средства в начале строительства, то есть предоплатой, - квадратный метр "будущего" жилья, как известно, стоит дешевле. Но тогда сертификационная программа была бы уже не столь защищенной. Однако возможны и компромиссные варианты: например, средства перечислялись бы заранее, месяца, скажем, за 3-4 до сдачи дома, но под гарантии платежеспособных областных и городских администраций - например, правительства Москвы. Математика очень простая - фирме, получившей деньги заранее, не пришлось бы брать кредит под проценты, а в итоге выиграл бы военнослужащий, получивший за заложенную в сертификат сумму жилье большей площади и лучшего качества. Такие варианты мы сейчас прорабатываем. Например, под гарантии Юрия Михайловича Лужкова создали кооператив владельцев сертификатов. Его пайщиками стали 50 увольняемых военнослужащих и еще 50 уволенных ранее, стоящих в очереди на получение жилья в столице. Но это лишь один из прорабатываемых нами вариантов.
- Подводя итог всему вышесказанному, можно ли быть уверенным, что в этом году обновленная сертификационная программа будет наконец выполнена не наполовину, а полностью и каждый уволенный военнослужащий действительно получит жилье?
- Могу сказать с уверенностью - все увольняемые в этом году будут обеспечены сертификатами или жильем, возведенным с помощью собственного строительства. Основания для этого утверждения - реально выделенные правительством для этих целей средства. Всего до конца года будет приобретено и построено около двадцати тысяч квартир. Так что каждый увольняемый будет реально обеспечен жильем. Все разъяснения по поводу дополнений в программу "Государственные жилищные сертификаты", существенно расширяющие возможности в плане приобретения жилья, нами уже даны во все воинские части. Надеемся на плодотворное сотрудничество с "Красной звездой". Регулярное освещение хода этой программы было бы хорошим подспорьем для ее успешной реализации.
На снимке: генерал-майор Вадим НИКОЛЬСКИЙ.
Фото автора.


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker