на главную страницу

24 Мая 2002 года

Россия и мир

Пятница

Авианесущая дюжина

Анатолий ДОКУЧАЕВ,"Красная звезда".



Авианосные корабли под звездным американским флагом... Они могут поражать цели и объекты противника на расстоянии более 2.000 километров, в глубоком тылу. Каждый - всей мощью десятков современных авиационных комплексов. Дюжина плавучих монстров составляет основу сил общего назначения ВМС США, являясь важным резервом стратегических ядерных сил. Об этом речь шла в материалах "Большая дубина" над океанами" ("Красная звезда" от 19 и 26 апреля с.г.). Однако в начале XXI века океанские и морские просторы бороздят еще 12 авианесущих кораблей военно-морских сил и флотов других государств, зачастую являясь их "становым хребтом".

ТУМАННЫЙ Альбион... В первой половине прошлого века он задавал моду в строительстве авианосного флота. 17 февраля 1915-го корабль ВМС Великобритании "Арк Ройял" входит в пролив Дарданеллы, и один из базировавшихся на нем самолетов совершает разведывательный полет над позициями турецких войск. Так заявляет о себе первый военный корабль, полностью переоборудованный в процессе строительства под плавучую базу морской авиации. Спущенный на воду в 1914-м, сегодня он носит, по сути, титул первого в мире авианосца. Первым авианосцем в современном смысле слова, то есть имевшим полетную палубу для взлета и посадки самолетов, становится также английский корабль - "Фьюорис". В начале 1917-го на нем оборудуется взлетно-посадочная площадка в носовой части. А через полгода, 2 августа, майор Э.Г. Данниг осуществляет первую в мире посадку истребителя Сопвич "Пап" на палубу движущегося корабля. Однако эти и другие успехи англичан стали блекнуть со временем на фоне достижений других государств. Единственной крупной авианосной державой из второй мировой войны выходят Соединенные Штаты Америки.
В Великобритании, которая в послевоенный период все более и более ориентируется в военном строительстве на Вашингтон, в основном ведутся достройка и модернизация авианосцев, заложенных в годы войны. И все же конструкторы с туманного Альбиона продолжают удивлять мир новинками в авианосном кораблестроении и создании палубных самолетов.
3 декабря 1945-го с палубы британского
авианосца "Оушн" впервые в мире стартует реактивный истребитель Де Хэвилленд "Си Вампир", закладывая первый камень в эру реактивной палубной авиации.
В 1951-м авианосец "Пегасус" впервые в мире оснащается паровой катапультой, более мощной по сравнению с гидравлическими. Она позволяла улучшить взлет с корабля, особенно реактивным самолетам. До конца года английские летчики совершают свыше тысячи взлетов с использованием нового устройства. А в следующем году такой опыт приобретают американские пилоты, когда "Пегасус" пересекает Атлантику и прибывает в акваторию военно-морской базы Норфолк. Американцы, к слову, паровую катапульту впервые внедрили в 1954-м - на авианосце "Хэнкок" типа "Эссекс", когда завершилась его модернизация.
Принцип действия и устройства катапульты таков. Самолет крепится тросом к гаку (крюку) челнока, жестко связанного с поршнями двух паровых цилиндров, размещенных под полетной палубой параллельно взлетной полосе. Перемещение поршней цилиндров (длина их определяется длиной разбега самолетов) и вместе с ними разгон челнока и самолета до необходимой скорости (250 км/час и более) производится давлением пара (60-80 кгс/кв. см), поступающего в цилиндры из специального коллектора. После разгона самолет автоматически отцепляется от гака челнока и взлетает. Здесь уместно заметить, что на современных американских авианосцах две-четыре паровые катапульты обеспечивают старт самолетов с интервалом в 30 секунд.
Еще ранее английские инженеры (кэптен Кэмпбелл и Боддингтон) первыми предлагают строить авианосцы с угловой палубой. Эксперименты состоялись в 1952 году на легком авианосце "Трайэмф", на палубе которого провели под углом разделительные линии. Правда, первыми на практике угловую палубу соорудили американцы.
В 1951-м и в 1955-м в боевой строй соответственно становятся тяжелые авианосцы "Игл" и "Арк Ройял", заложенные еще в годы второй мировой. Водоизмещением в 50.000 тонн, они могли принимать на борт 34 самолета и 10 вертолетов. "Арк Ройял" становится первым британским кораблем с угловой палубой, которой он обзавелся на верфях в процессе окончательной доводки. После второй мировой достраиваются также 7 легких авианосцев. Несколько авианесущих кораблей англичане в 50-х годах передают или продают государствам Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.
В 1957-м авианосцы "Игл", "Альбион" и "Булварк" с самолетами "Вайверн", "Си Веном" и "Си Хоук" на борту участвуют в вооруженном конфликте, разгоревшемся из-за Суэцкого канала. Опыт ведения боевых действий подсказывает англичанам развивать амфибийные силы даже в ущерб ударным авианосцам. В 1960-м они переоборудуют "Булварк" в десантный вертолетоносец, а в 1962-м - "Альбион". После модернизации эти корабли стали принимать по 16 вертолетов и 1.200 пехотинцев. В результате к 1959 году в составе ВМС Великобритании осталось лишь четыре ударных авианосца - "Арк Ройял", "Игл", "Гермес" и вошедший в строй еще в 1941-м "Викториес" (модернизирован в 1957-м).
К середине 60-х становится ясно, что основное соперничество в мире, в том числе и на океанских просторах, могут вести два государства - США и Советский Союз. Великобритания переходит в разряд европейских держав. Программы создания новых ударных авианесущих кораблей свертываются. В 1968-м на слом идет "Викториес". В составе ВМС остаются 3 ударных авианосца. Первым боевой строй из них покидает "Игл". "Арк Ройял", прошедший модернизацию в 1967-1970 годах с целью обеспечения базирования на его борту ударных самолетов "Фантом" и "Буканир", служил еще целое десятилетие и был выведен из строя в 1979-м. Меньший по размерам "Гермес" в 1971-1973 годах переоборудуется в противолодочный вертолетоносец (с него сняли аэрофинишеры и катапульты) и служит дольше всех из этой команды. В 1982-м во время англо-аргентинского конфликта он вместе с кораблем новой британской серии "Инвинсиблом" составил ядро эскадры, направленной оседлать Фолкленды. "Гермес" нес 18 "Си Харриеров", 10 самолетов вертикального взлета и посадки, 9 вертолетов "Си Кинг" работали с борта "Инвинсибла". Английские палубные самолеты завоевали господство в воздухе в районе боевых действий, сбив 23 аргентинских самолета.
Первый из новой серии кораблей RO4 "Инвинсибл" (20.600 тонн, 21 летательный аппарат) строился на верфи Бэрроу и был приспособлен под палубный вариант истребителя вертикального взлета и посадки "Харриер", причем для взлета самолетов с коротким разбегом корабль оборудуется трамплином. В боевой строй "Инвинсибл" вступил в июле 1980 года. В июне 1982-го в состав английских ВМС входит RO6 "Илластриес", а в ноябре 1985-го - RO7 "Арк Ройял" (строились на верфи в Уэллсенде). После прошедшей модернизации они в готовности бороздить моря и океаны и в первом десятилетии XXI века с целью решения задач ПВО и нанесения ударов по береговым целям.
В 1998-м поднимается флаг на построенном десантном вертолетоносце "Оушн" (20.500 тонн), рассчитанном на базирование 12 вертолетов "Си Кинг" HC Mk.4. Он родился под впечатлением боев во время фолклендского конфликта, англичанам вновь потребовались амфибийные силы. Пятым авианесущим кораблем в составе британских ВМС в начале текущего столетия является учебный "Аргус" (28.480 тонн).
ФРАНЦУЗСКИЕ военно-морские силы после второй мировой войны восстанавливали союзники. В числе переданных 200 боевых кораблей было 4 авианосца. В 1945-м Парижем получен английский эскортный "Битер", который французы назвали "Диксимюнд". В 1951-м они берут у Великобритании в аренду авианосец типа "Колоссус" (получает название "Арроманш"), а затем выкупают его. В том же 1951-м и в 1953-м они получают два авианосца типа "Индепенденс" от Соединенных Штатов, которые входят в состав флота под названием "Буа Бле" и "Лафайет". На "Лафайете" и "Диксимюнде" флаг развевался по 1960 год включительно. Последний в качестве авиатранспорта применялся во время войн во Вьетнаме и Алжире. "Буа Бле" выведен из состава флота в 1963-м, "Арроманш" оказался долгожителем, он верой и правдой служил французским морякам до середины 70-х годов.
Понятно, переданные, большей частью устаревшие, корабли не могли выдвинуть французские ВМС на передовые позиции, и в 1952-м принимается программа развития флота, предусматривающая строительство двух авианосцев. Первый корабль R98 "Клемансо" закладывается в Бресте в ноябре 1955-го, а 22 ноября 1961-го он вводится в состав военно-морских сил. Однотипный с ним R99 "Фош" строился на верфи в Сент-Назаре. Он был заложен в феврале 1957-го, а 15 июля 1963-го на нем поднимается военно-морской флаг. Эти корабли водоизмещением 32.780 тонн, способные принимать 40 летательных аппаратов, модернизируются и входят с палубными самолетами "Супер Этандар" и американскими "Крусейдер" в XXI век.
Их планировалось заменить двумя новыми атомными авианосцами, но по финансовым обстоятельствам осуществляется строительство одного. Атомный "Шарль де Голль" закладывается в Бресте в 1986-м и строится почти десять лет. На воду спускается в 1994-м, ходовые испытания начинаются в 1995-м, а в строй он встает в 1999-м, заменив устаревший "Фош". Это самый крупный французский авианосец - его водоизмещение 39.680 тонн. Длина - 262,5 м, ширина - 64,36 м, осадка - 8,5 м. Экипаж - 1.950 чел. Корабль способен принимать 40 самолетов. Основу его авиакрыла составит грозный отечественный палубный многоцелевой "Рафаль М" поколения "4+".
ИЗ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ государств авианесущие корабли в начале XXI века имеют еще два государства - Испания и Италия.
Испанцы обзавелись авианесущим кораблем в 1967-м, взяв в аренду у американцев авианосец "Кэбот" типа "Индепенденс" постройки 1943 года и затем выкупив его. Он получил наименование R10 "Дедало". После проведенной модернизации его водоизмещение увеличилось до 16.240 тонн и он стал принимать до семи СВВП "Харриер" и 20 вертолетов "Си Кинг". На смену этому кораблю пришел авианесущий R11 "Принц Астурийский". Он построен в Испании, на верфи в Ферроле, в октябре 1979 года. Вошел в строй в мае 1989-го. Водоизмещением 17.188 тонн, R11 может принимать на борт до 20 летательных аппаратов. Вокруг "Принца Астурийского" образовалось корабельное соединение "Альфа", являющееся составной частью испанских сил быстрого развертывания.
Авианесущая составляющая итальянских ВМС появилась в 60-е годы, когда в состав флота вошли 3 крейсера-вертолетоносца - "Андреа Дорио", "Кайо Дуилио" и "Витторио Венетто". Их опыт эксплуатации привел военно-морское руководство к выводу, что полноценный авианесущий корабль должен иметь на борту смешанную авиагруппу - самолеты ВВП и вертолеты. Адмиралы убедили общество, что нужно строить легкий авианосец, и он закладывается в марте
1981-го на верфи в Маонфальконе. В 1985-м авианесущий крейсер "Джузеппе Гарибальди" вступает в боевой строй. Флаг на нем реет и сегодня. Итальянский корабль является самым маленьким авианосцем в мире, имея полное водоизмещение 13.850 тонн.
Крейсер предназначается для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями во главе поисково-ударной группировки, для выполнения функций флагманского корабля ВМС Италии, завоевания местного превосходства в воздухе и оказания непосредственной авиационной поддержки наземным войскам в десантных операциях ограниченного масштаба. "Джузеппе Гарибальди" может принимать 16 самолетов ВВП "Харриер" II, или 18 вертолетов SH-3D "Си Кинг", или смешанную авиационную группу.
Авианесущий корабль во второй половине ХХ века имели ВМС Нидерландов. В 1948-м они приобрели у англичан авианосец "Венерэйбл" типа "Колоссус". Голландцы назвали его "Карел Доорман", в 1955-1958 годы провели модернизацию. После пересмотра своей военно-морской политики в 1968-м передали его Аргентине.
ИЗ ГОСУДАРСТВ Азиатско-Тихоокеанского региона в начале XXI века авианесущие корабли имеют Индия, Япония и Таиланд.
Индия первым авианосцем обзавелась в 1957 году, когда у Великобритании был выкуплен недостроенный авианосец "Геркулес". Он получил название "Викрант", и в мае 1961-го на нем поднимается индийский флаг. Он участвует в боевых действиях во время второго индо-пакистанского конфликта в Бенгальском заливе в 1971 году. В 1979-1982 годах проходит модернизацию и находится в боевом строю до конца XX века. В 1986-м Индия покупает у Великобритании еще один авианесущий корабль - участника фолклендской войны - "Гермес". После ремонта на английской верфи в 1987-м он входит в состав индийского флота под названием "Вираат" (28.700 тонн, 19 летательных аппаратов). В начале XXI века Дели планирует замену этим кораблям. Один авианосец предполагается построить собственными силами на своих верфях. Второй купить у России - тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков", находящийся в резерве российского ВМФ. Причем с палубными многоцелевыми истребителями МиГ-29К или сильнейшими в мире более тяжелыми Су-33 (в этом случае палуба "Горшкова" будет усовершенствована).
В начале 90-х годов Таиланд заказал в Испании легкий авианесущий корабль, сходный по конструкции и силуэту с испанским авианосцем "Принц Астурийский", но имеющий меньшее водоизмещение. В 1996-м легкий авианесущий корабль, получивший имя "Чакри Нарубет" (11.486 тонн, до 12 летательных аппаратов), спускается на воду. В 1997-м он совершает переход из Испании в Таиланд, где входит в состав флота и становится первым кораблем ВМС стран Юго-Восточной Азии.
Руководство военно-морского флота Японии, имевшей мощнейший авианосный флот в годы второй мировой и потерявшей его, все время мечтало о строительстве авианесущих кораблей. Но в послевоенной Стране восходящего солнца сделать это было сложно. Только в конце
1997-го начались ходовые испытания десантного корабля-вертолетоносца "Осами" водоизмещением 8.900 тонн со сквозной полетной палубой.
Австралия имела в прошлом веке авианосный флот, но только до середины 80-х, когда последний корабль был выведен из состава ВМС. В 1948-м и 1955-м в строй вступают корабли "Сидней" и "Мельбурн" типа "Колоссус", приобретенные у Англии и прослужившие почти по 30 лет.
СТРАНЫ Латинской Америки также обзаводились авианесущими кораблями. Первой такой страной стала Бразилия, купив в 1956-м у Великобритании авианосец "Венженс" типа "Колоссус". В декабре 1960-го после трехлетней модернизации он под названием A11 "Минас Жераис" (19.890 тонн, 15 летательных аппаратов) входит в состав бразильского флота и становится первым авианосцем ВМС стран Латинской Америки. Он служил до конца века. Его авиагруппа ориентировалась на решение задач борьбы с надводными целями, поддержки морской пехоты, охраны рыболовства и поисково-спасательные операции.
Аргентинские ВМС приобретают первый авианосец в 1958-м, купив у Великобритании "Уорриор" типа "Колоссус". Он был назван "Инденпенденсиа" и служил до 1971 года. Второй авианесущий корабль приобретен у Нидерландов в 1968-м. "Карел Доорман" переименовали в "Вентисинко де Майо" (19.896 тонн, 22 летательных аппарата). Он находился в составе ВМС и в начале нынешнего столетия.
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ после второй мировой войны долгое время не строил авианесущих кораблей. Военно-политическое руководство страны в силу объективных, а в большей степени субъективных причин избирает ракетоносную концепцию построения Военно-морского флота. Плавучие аэродромы в СССР появились только в 60-е годы. Сегодня в боевом строю российского Военно-морского флота находится единственный тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов".
...В XXI век ВМС и ВМФ государств мира вступили с 24 авианосцами: США - с 12, Великобритания - 3, Франция - 2, Индия - 2, Россия, Испания, Италия, Аргентина и Бразилия - с 1. Две дюжины океанских монстров бороздят океанские просторы с тем, чтобы в любой момент можно было применить формулу: "взлет - с палубы, удар - с воздуха". Почти каждый из них способен осуществлять авиационное воздействие по объектам на территории противника, контроль над обширными районами и обеспечение боевой устойчивости своих сил на море, демонстрацию военной мощи в удаленных уголках планеты.


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker