на главную страницу

24 Мая 2002 года

Россия и мир

Пятница

Прощай, Камрань!

Николай ЛИТКОВЕЦ,"Красная звезда".



На полуострове Камрань провинции Кханьхоа, географически удобно расположенном в южной части Вьетнама, с апреля 1980 года размещался пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) кораблей Тихоокеанского флота - Камрань. Полуостров с глубокими и большими внутренними бухтами Биньба и Камрань, хорошо защищенными от непогоды, позволял базироваться кораблям и судам любого класса. Поэтому уже через три года здесь стала дислоцироваться оперативная эскадра Тихоокеанского флота со всей необходимой инфраструктурой. Однако с начала 90-х годов в связи с реформированием и сокращением Вооруженных Сил эскадра перестала существовать, а оставшиеся на полуострове части переподчинены командиру ПМТО. В постоянное пользование вьетнамской стороне перешла большая часть причального фронта и портовых сооружений, а территория побережья, используемая российской стороной, значительно уменьшилась. Редкие заходы российских военных кораблей и судов снабжения, часть аэродрома и сотня наших соотечественников - вот все, что оставалось до недавнего времени у России на берегах Южно-Китайского моря.
В начале марта прошлого года мне довелось побывать на этой российской базе. В один из дней командировки в ПМТО встали на швартовы корабли ТОФ, посетившие с официальным визитом Индию. Из беседы с офицерами и матросами стало ясно, что такая стоянка, пусть кратковременная - всего на несколько суток, крайне необходима для моряков.
Визит во Вьетнам Президента России Владимира Путина вселял надежду на то, что судьба ПМТО в Камрани будет решена положительно и в скором будущем численность наших сил здесь увеличится. Да и провозглашенная главнокомандующим ВМФ адмиралом флота Владимиром Куроедовым стратегия выхода кораблей Российского флота в океан и возрождения его былой славы лишь укрепляла эту надежду. Однако спустя буквально месяц посетившие Камрань комиссии Совета Безопасности приняли решение: базу необходимо закрывать.
Как рассказал командовавший Тихоокеанским флотом с декабря 1986 года по апрель 1993 года адмирал Геннадий Хватов, база в Камрани создавалась для того, чтобы обеспечить оперативные и стратегические интересы Тихоокеанского флота в Юго-восточной Азии. Это происходило в то время, когда наш флот был океанским. База выполняла весьма важные задачи. Во-первых, обеспечивала само присутствие нашего личного состава противолодочной разведывательной истребительной авиации, надводных кораблей и атомных подводных лодок. Во-вторых, сам факт присутствия нашего флага воздействовал на общее положение в регионе, позволял оказывать влияние на происходящие там процессы.
Это было время, когда бурными темпами шло строительство больших кораблей флота. Как правило, они строились в западных регионах страны, оттуда перегонялись на восточные рубежи. Им необходимо было где-то остановиться, дозаправиться, экипажам - передохнуть. Существенная помощь оказывалась и эскадре флота, которая базировалась в Индийском океане. Наличие такого пункта позволяло удешевлять расходы на содержание сил в этом регионе. Топливо и необходимые материальные средства доставляли танкерами и самолетами. ПМТО сам по себе был хорошо обеспечен. Когда база была полноценной, мы поставляли вьетнамцам технику, помогали им содержать их флот, наши специалисты обеспечивали материально-технические поставки ЗИПа, так как у Вьетнама много кораблей наших проектов. И отношения были теплыми, дружескими - с пониманием, взаимной выручкой.
Каждый год там проводили совместные учения. С вьетнамской стороной не было недопонимания, недоброжелательности. База жила и действовала.
Когда у нас изменились стратегические планы, продолжает свой рассказ адмирал Хватов, мы стали сдавать позиции по всем направлениям. Отпала и необходимость в базе. Посудите сами, если мы не можем в достаточной мере содержать Вооруженные Силы, находящиеся на своей территории, то что же говорить о Камрани? Да и сам Вьетнам за последние годы далеко шагнул вперед, развивается успешно, наладил отношения со всеми странами АТР, поэтому отпала необходимость нашего присутствия.
Если говорить в целом, то стратегически мы поступили ошибочно, прекратив существование ПМТО, считает адмирал Хватов. Образовавшийся вакуум будет заполнен. Сомнений нет в том, что базу разрешат использовать американцам. Американцы проведут модернизацию, построят пирсы и будут пользоваться ею на договорных обязательствах, потому что положение Камрани в этой части мира весьма существенно может влиять на положение дел в регионе в целом. А если исходить из того, что Вьетнам пока социалистическая страна, да и возникновение конфликтов по спорным островам периодически вспыхивают - там могут быть определенные точки напряжения, которые раньше приводили к вооруженным столкновениям.
Учитывая наше сегодняшнее экономическое положение, почти полное отсутствие кораблей флота в этом регионе, решение о закрытии принято верное. Последние годы база никакого влияния не имела, и служившие там люди находились в своеобразной резервации, считает Геннадий Хватов.
О том, что происходит сегодня на ПМТО Камрань, мне рассказал начальник тыла - заместитель командующего Тихоокеанским флотом по тылу вице-адмирал Эдуард Рассолов.
Последние годы ПМТО Камрань выполняла задачи обслуживания всех проходящих боевых кораблей и судов вспомогательного флота. Они обеспечивались продовольствием, топливом, водой, морякам оказывали медицинские услуги, предоставляли отдых. И, наконец, последняя задача - содержание технических средств, территории, складских емкостей. Другие задачи не ставились ПМТО. После принятого Президентом России решения о выводе сил и средств базы из Камрани флот в кратчайшие сроки провел почти все необходимые мероприятия. Жилые и служебные помещения, которые мы арендовали у вьетнамской стороны, установленным порядком возвращены, а имущество и личный состав вывезены в Россию. К середине мая последний российский офицер покинет территорию базы.
Подробнее об истории ВМБ в Камрани читайте в субботу в выпуске "Сыны Отечества".


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker