на главную страницу

25 Мая 2002 года

Пульс планеты

Суббота

Мы ищем возможности дальнейшего сотрудничества

В преддверии визита в Москву на вопросы "Красной звезды" отвечает председатель Военного комитета НАТО адмирал Гвидо ВЕНТУРОНИ.

Алексей ЛЯЩЕНКО,"Красная звезда".



     ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
     Гвидо Вентурони родился 10 апреля 1934 года в городе Тирамо (Италия). С 1952 по 1956 годы обучался в военно-морской академии, с 1958 по 1959 год - в американской школе подготовки морских летчиков. Служил на кораблях на должностях штурмана и офицера по связи. С 1960 по 1965 год был пилотом патрульного самолета, получил квалификацию тактического инструктора самолета ПЛО. В 1966 году получил квалификацию пилота вертолета. С 1969 по 1971 год проходил службу в штабе объединенных морских сил в Южной Европе. Служил на командных должностях на корветах "Данаида", "Альбатрос" и "Урания", фрегате "Фазан" и крейсере "Кайо Дуилио". Позже командовал 1-й морской дивизией. С 1991 по 1992 год - командующий военно-морскими силами НАТО в Центральном Средиземноморье.
     Позже занимал должности исполнительного помощника министра обороны, начальника управления операций и планирования как в штабе ВМС, так и в генеральном штабе, начальника главного штаба ВМС Италии. С 1994 по февраль 1999 года - начальник генерального штаба вооруженных сил Италии. С 6 мая 1999 года - председатель Военного комитета НАТО.
     Женат, имеет двух сыновей, дочь и девять внуков.

     

     - Господин адмирал, одна из целей вашего визита в Москву - открытие военной миссии связи НАТО в России. Каковы будут ее основные функции?
     - Основная задача миссии будет состоять в поддержке реализации военного сотрудничества России и НАТО в соответствии с рабочим планом военных представителей России и НАТО и начальников генеральных штабов. В рамках этого плана она будет принимать непосредственное участие в подготовке визитов и прочих мероприятий НАТО в России, а также оказывать содействие в посещении российскими военными штаб-квартиры НАТО и мероприятий, организуемых НАТО в государствах - членах альянса. Это будет включать оказание содействия в регулярных контактах, обмене информацией и при проведении консультаций между штаб-квартирой НАТО в Брюсселе и министерством обороны РФ в Москве.
     Главой миссии назначен генерал-майор британских вооруженных сил Питер Уильямсон, его заместителем будет полковник польских вооруженных сил Йозеф Урбанович. Им будут помогать три штабных офицера и три прапорщика от НАТО, а также двое гражданских представителей от России. Российское военное ведомство в свою очередь выделяет двух офицеров, которые будут работать вместе с коллегами из НАТО. Новая миссия находится недалеко от информационного бюро НАТО, которое действует с июня 2001 года.
     - Недавно в Рейкьявике состоялась встреча министров иностранных дел - участников саммита Россия - НАТО, а на конец мая запланировано проведение самого саммита на уровне глав государств в Риме. Оба мероприятия посвящены в принципе одной и той же тематике - взаимоотношениям России и НАТО. Какие решения могут быть приняты на римском форуме?
     - Одним из важных вопросов, обсуждавшихся в Рейкьявике, был вопрос новых взаимоотношений между Россией и НАТО. Визит президента Путина в Брюссель в ноябре прошлого года ознаменовал начало нового этапа во взаимоотношениях между Россией и НАТО. Во время заседания совместного постоянного совета Россия - НАТО, состоявшегося 7-го декабря 2001 года, министры иностранных дел стран НАТО совместно с г-ном Игорем Ивановым обязались способствовать установлению нового типа взаимоотношений между Россией и членами альянса. Основываясь на Основополагающем акте, они решили развить новый эффективный механизм для проведения консультаций, организации сотрудничества, принятия совместных решений и осуществления скоординированных совместных действий в формате "двадцатки". Исходя из этого, 14-го мая в Рейкьявике министры иностранных дел стран НАТО и России подготовили почву для создания Совета Россия - НАТО, в котором Россия и государства - члены блока будут работать как равноправные партнеры по вопросам, представляющим обоюдный интерес.
     28-го мая главы государств - членов НАТО и России вместе с генеральным секретарем НАТО соберутся в Риме, чтобы создать Совет Россия - НАТО и договориться, в частности, о рабочей программе этого нового органа на 2002 год.
     - Появление нового Совета Россия - НАТО в формате "двадцатки" предоставляет возможность в первую очередь политического сотрудничества между Москвой и Брюсселем. Какие вопросы будут обсуждаться "двадцаткой"? Какой полнотой власти будет располагать Совет?
     - В новом Совете Россия и государства - члены НАТО будут действовать как полноправные партнеры по вопросам, представляющим обоюдный интерес. Работа будет строиться по принципу консенсуса, то есть все участники должны прийти к согласию по принимаемым решениям.
     Военные представители и начальники генеральных штабов вооруженных сил России и государств - членов НАТО будут встречаться под эгидой нового Совета Россия - НАТО на регулярной основе. На соответствующих уровнях будут проходить и встречи военных специалистов. С военной точки зрения будет много возможностей совместной работы. Перечислю лишь некоторые: борьба с терроризмом, урегулирование кризисных ситуаций, нераспространение оружия массового поражения, нестратегическая противоракетная оборона, поисково-спасательные операции на море, расширенное сотрудничество в области оперативного взаимодействия и военная подготовка в определенных областях.
     Не все из перечисленного является новым, но я считаю, что римская декларация даст действительно новое поступательное движение нашему сотрудничеству. Новое тысячелетие поставило всех нас перед лицом новых угроз и вызовов. И мы должны искать возможности дальнейшего сотрудничества.
     Все мы стоим перед угрозой терроризма. События 11 сентября 2001 года в США четко это продемонстрировали. 4 февраля 2002 г. между представителями государств - членов НАТО и России состоялся обмен мнениями в свете этой новой угрозы во время конференции на тему "Роль военных в борьбе с терроризмом", проходившей в военном колледже НАТО в Риме. В ней участвовали министр обороны России Сергей Иванов и генеральный секретарь НАТО лорд Джордж Робертсон.
     В Рейкьявике мы также договорились укреплять сотрудничество в борьбе с терроризмом, включая общий анализ террористической угрозы в евроатлантическом пространстве, уделяя особое внимание конкретным угрозам применительно к силам России и НАТО. Первым шагом в этом направлении является совместная оценка Россией и НАТО террористической угрозы нашим силам по поддержанию мира на Балканах.
     - Официальные лица в России раньше говорили, что Москва готова развивать взаимоотношения с НАТО настолько, насколько НАТО желает того. Все же в какой степени и в каких областях НАТО готова развивать практическое сотрудничество с Россией?
     - Я уже привел некоторые примеры сфер общих интересов и возможного сотрудничества. Но степень действительного практического сотрудничества будет зависеть от желания всех членов нового Совета. Я с оптимизмом рассматриваю уже имеющиеся у нас наработки в военном сотрудничестве. Например, очень многообещающа совместная программа по поисково-спасательным операциям на море, российские войска успешно сотрудничают с силами государств - членов НАТО и их партнерами в операциях по поддержанию мира на Балканах. Убежден, что возможности лучше узнавать друга и рассеивать возможное недоверие через сотрудничество в совместной подготовке и учениях будут увеличивать такие возможности.
     - Позиция России по расширению НАТО, особенно за счет бывших советских республик, остается негативной. Будет ли "двадцатка" влиять на эти планы альянса? Если нет, то каким образом будет решаться вопрос о новой разделительной линии в Европе, которая скорее всего возникнет, если страны Балтии будут приняты в состав НАТО?
     - Как известно, вопрос расширения, а это политический вопрос, будут решать все союзники по НАТО. Рекомендую вам обратиться к сообщению для печати по итогам встречи в Рейкьявике. В нем говорится, что мы убеждены: создание нового Совета Россия - НАТО внесет значительный вклад в общее дело укрепления стабильности и мира в неразделенной Европе, как записано в Основопологающем акте Россия - НАТО.
     - Во время недавней международной конференции в США российские и американские ученые и политологи составили совместный документ по перспективам военного и технического сотрудничества между Россией и НАТО. В нем указываются некоторые меры, которые могли бы кардинально изменить сотрудничество между Россией и НАТО. В частности, в докладе отмечается, что это может быть создание совместной бригады, открытие оборонных рынков НАТО российским военным производителям, а также значительное увеличение присутствия военных представителей НАТО в российских Вооруженных Силах и наоборот. Как, по вашему мнению, могут складываться возможные формы военного сотрудничества между Россией и НАТО?
     - Пока слишком рано конкретно оценивать такие варианты и возможности. Но скажу, что весьма многообещающей сферой будущего сотрудничества является, конечно, миротворчество. Говоря об открытии оборонных рынков российским производителям, вы должны понимать, что каждое государство - член НАТО само решает, где оно приобретает вооружение и технику. Но приобретая вооружение и технику, оно просто должно учитывать наше стремление к единым стандартам и возможностям оперативного взаимодействия. Именно поэтому мы разработали общие стандарты НАТО. Если российские производители могут удовлетворять эти требования, то они могут конкурировать так же, как и все прочие производители вооружения и техники.
     - Как складываются отношения между НАТО и Европейским союзом - организацией, которая создает свою собственную военную структуру и намерена самостоятельно проводить миротворческие операции?
     - НАТО, являясь трансатлантической организацией, включает членов с обеих сторон Атлантики, как с североамериканского континента, так и из Европы. У Европейского союза нет иной военной структуры и собственных военных сил и средств, кроме как силы и средства НАТО. Для их создания же, в основном преследующего такие цели, как проведение операций по поддержанию мира и оказание гуманитарного содействия в районах кризиса, многие европейские государства - члены НАТО, также являющиеся и членами ЕС, выделяют свои воинские контингенты.
     Во взаимоотношениях между НАТО и ЕС мы пытаемся координировать выделяемые контингенты сил, стараемся избегать дублирования усилий и удвоения сил и средств. Мы регулярно встречаемся с представителями ЕС и обсуждаем вопросы обороны и безопасности. НАТО располагает уникальным потенциалом планирования, постоянной командно-штабной структурой, многочисленными командно-контрольными единицами и средствами связи. Все это может быть задействовано в интересах сил и средств ЕС.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker