на главную страницу

25 Мая 2002 года

Армия сегодня

Суббота

Обыкновенное мужество

Николай АСТАШКИН, «Красная звезда».
Александр НАУМЕНКО, «Военный вестник юга России».



Бой у Ярыш-Марды старшина Александр Шариков запомнит на всю жизнь. 16 августа 1996 года колонна центроподвоза, состоявшая из топливозаправщиков и автомобилей с продовольствием с охранением из танков и БМП, но без авиационного прикрытия, двигалась по ущелью в сторону селения, жители которого подписали с федеральными войсками мирный договор. Но, как вскоре выяснится, истинными хозяевами там оставались боевики.

     На левом берегу горной реки, на высотах, засела отвлекающая группа бандитов с минометами, крупнокалиберными пулеметами и снайперами. На правом, над дорогой, на самой окраине Ярыш-Марды были отрыты окопы, в которых находились пулеметчики, автоматчики, гранатометчики и снайперы. Это позволяло вести перекрестный огонь вдоль колонны.
     Первым на управляемом фугасе подорвался танк, башню которого взрывом отбросило в сторону. С левого берега боевики открыли по колонне огонь из крупнокалиберных пулеметов. Пехота попыталась укрыться за техникой. Но и там наши бойцы попали под прицельный огонь. «Духи» расстреливали их почти в упор из стрелкового оружия, забрасывали гранатами. Из 199 человек, находившихся в колонне, 73 были убиты и 52 - ранены. Из одиннадцати УРАЛов уцелело лишь семь. Были подбиты пять БМП, два танка и две БРДМ. В строю остались 74 человека, в числе которых и рядовой контрактной службы Александр Шариков.
     - Офицеры да мы, контрактники, в основном и вели огонь по боевикам, потому выжили, - рассказывает Шариков. - Мальчишки-срочники даже не успели покинуть пылающие машины. Бой закончился к вечеру, когда к нам подошла помощь.
     Когда у Александра закончился контракт, завершилась и первая чеченская кампания. Но без службы он уже не представлял себя. В декабре 1996-го заключил новый контракт. Ему присвоили звание младший сержант и направили в Закавказье, в подразделение связи. Ахалкалаки встретил теплой погодой и мандаринами. Но, увы, легкой службы на том курорте не получилось. Обстановка вокруг базы была сложной. Потому, может, и трудился не покладая рук, и опыт хороший приобрел в работе на радиостанции. К концу службы в его военном билете в графе «воинское звание» записали: старшина. Командование неоднократно предлагало Александру учиться на прапорщика, он отказывался - на горизонте уже появились отблески пламени второй чеченской войны. Сейчас не до учебы, рассудил Шариков.
     Первый раз ему предложили пойти в школу прапорщиков в августе 1999 года, когда войска били бандитов на земле Дагестана. Второй раз - когда к концу подходил контракт, - специалиста такого уровня отпускать на «гражданку» не хотели. Но мысленно Александр был рядом с теми, кто в декабре 1999-го и начале января 2000-го освобождал Грозный от бандформирований.
     - Честное слово, - говорит Александр, - все меня в службе устраивало, но ребята, сгоревшие у Ярыш-Марды, приходили даже во сне. Я ведь поклялся поквитаться за них с боевиками.
     Попасть на войну оказалось совсем непросто. Лишь в конце апреля 2000 года желание старшины воплотилось в жизнь, и он оказался в Западной группировке федеральных войск, стал обеспечивать связью генерала Владимира Шаманова. Порой круглые сутки приходилось держать на связи все подразделения группировки.
     Во время спецоперации в Урус-Мартановском районе в течение нескольких недель связисты работали на пределе человеческих сил и возможностей техники. За обеспечение бесперебойной связи с подразделениями, задействованными в уничтожении крупной банды боевиков, гвардии старшина Александр Шариков был награжден орденом Мужества. Буквально через месяц, находясь на дежурстве, он принял сообщение о том, что на выходе из Грозного колонна бригады СКВО попала в засаду и приняла бой. Оценив ситуацию и немедленно доложив о случившемся командованию, Шариков тут же известил обо всем руководство фронтовой авиации. Пришлось ему и выводить к месту боя «вертушки». Было спасено немало солдатских жизней, за что старшина был удостоен второго ордена Мужества.
     Окончание очередного контракта совсем не означало для Александра возвращения к мирной жизни. Правда, он побывал по семейным обстоятельствам дома, повидался с отцом. И вновь вернулся в Чечню – как раз в разгар спецоперации на Терском хребте. Задача была не из легких - поиск, поимка и ликвидация разрозненных групп боевиков, уничтожение мини-заводов по переработке нефти. За две недели пришлось в буквальном смысле истоптать хребет с полной выкладкой - в бронежилете, с рацией и запасными аккумуляторами к ней, с автоматом и тремя боекомплектами.
     Пот и кровавые мозоли на ногах окупились сполна: два десятка мини-заводов перестали пополнять бандитскую казну. Потом был Заводской район Грозного, где взяли четырех боевиков с оружием. Были и другие операции: к примеру, обеспечивал Шариков перевод родного второго батальона и соседнего полка в полном составе из Урус-Мартана в Ханкалу. В совокупности все это тоже потянуло на орден Мужества - третий по счету.
     О перспективах дальнейшей службы Александра можно судить по документу, хранимому в нагрудном кармане его камуфляжа. В нем, в частности, говорится, что командование не возражает против определения на военную службу по контракту старшины Шарикова Александра Михайловича в военную комендатуру Шатойского района.
     Что ж, дальнейших тебе успехов, Александр! Храни тебя Бог от вражеских пуль...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker