на главную страницу

25 Мая 2002 года

История Отечества

Суббота

Открытие Камрани:как это было

Контр-адмирал в отставке Валентин КОЗЛОВ.



Недавнее правительственное решение о закрытии пункта материально-технического обеспечения кораблей во вьетнамской бухте Камрань всколыхнуло целую волну воспоминаний. Ведь в свое время приходилось не только бывать в тех местах, но и принимать непосредственное участие в рекогносцировке и подготовке предложений о целесообразности использования этой бывшей американской базы в интересах отечественного ВМФ.

     С середины 60-х годов ХХ века советский флот вышел в Мировой океан, где начал нести боевую службу. Надводные корабли и подводные лодки, самолеты морской авиации находились на океанских просторах в целях стабилизации обстановки. Только во втором полугодии 1978-го и зимой 1979 года 120 кораблей и судов из состава сил боевой службы совершили 13 официальных и 367 деловых заходов в 61 порт 38 государств мира.
     Расширение масштабов и районов плавания кораблей, полетов морской авиации потребовали более широкого тылового и технического обеспечения сил флота. Не имея баз за рубежом, руководство и Главный штаб ВМФ при всестороннем содействии Министерства иностранных дел развернуло работу по созданию пунктов материально-технического обеспечения (ПМТО) на территориях некоторых дружественных стран, в том числе и Демократической Республики Вьетнам.
     Этой стране СССР оказывал большую помощь, включая военную. Основу вьетнамского ВМФ составляли корабли и катера советского производства, в наших учебных центрах и училищах прошли обучение почти 2 тыс. моряков из ДРВ. В конце 1978 года в составе представительной делегации офицеров центральных управлений ВМФ и Тихоокеанского флота (ТОФ) я побывал теперь уже в Социалистической Республике Вьетнам (СРВ). Главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков при инструктаже попросил повнимательнее ознакомиться с тем, что осталось в Камрани после ухода оттуда американцев. Нужно было выяснить отношение вьетнамского командования к возможности использования этого места для базирования кораблей боевой службы ТОФа (не исключая, конечно, совместного его использования).
     После прибытия в СРВ я начал отчетливее воспринимать суть афоризма «Восток - дело тонкое». Приветливые хозяева, отдавая должное чаепитию и другим атрибутам гостеприимства, не торопились переходить к основной цели разговора. Впрочем, об особенностях ведения дел мне обстоятельно рассказали посол Б. Чаплин и старший группы советских военных специалистов в этой стране генерал-лейтенант М. Воробьев.
     Дня через два в морском штабе в Хайфоне удалось-таки согласовать совместный план работы для решения главной задачи командировки.
     При первой же встрече командующий вьетнамским ВМФ контр-адмирал Кыонг выразил благодарность за оказываемую Советским Союзом помощь и разрешил ознакомиться с бывшей американской базой Камрань. Одновременно попросил нас посмотреть и другие места базирования национальных сил, где, кстати, работали в качестве специалистов наши офицеры, мичманы и старшины.
     В сопровождении первого политкомиссара капитана 1 ранга Ван Занга нам пришлось облететь и объехать пункты базирования местного ВМФ: Хайфон, Халонг, Нячанг, Вунгтау, Дананг. В последнем, например, мы встретили группу советских военных моряков, помогавших вьетнамцам осваивать недавно переданные им сторожевики (пр. 159). Руководил их обучением хорошо знакомый мне капитан 1 ранга А. Коломнин. Наши моряки тогда успешно выполнили непростую задачу и впоследствии все были награждены вьетнамскими медалями. В Нячанге удалось ознакомиться с морским училищем, оборудованным при советской помощи.
     Наконец добрались до Камрани и тут же начали обследование того, что еще недавно было современной базой. Местное командование предупредило об опасностях. После недавней войны тут остались мины-ловушки, проволочные заграждения, в джунглях еще укрывались остатки бандформирований.
     Бывшая американская база впечатляла масштабами и большой, удобной во всех отношениях акваторией побережья. Когда-то эти бухты использовали французы - первые колонизаторы Вьетнама. С той поры остались несколько старых казарм и полуразвалившийся женский монастырь. А перед знаменитым и трагическим Цусимским сражением с японцами сюда на последнюю заправку заходили и корабли русской эскадры адмирала Рожественского. Созданная во второй половине 60-х годов ХХ века база несколько лет использовалась американскими кораблями и самолетами против ДРВ. На заключительном этапе неудачной для США войны и вывода из Вьетнама их более чем полумиллионной армии некоторое время с помощью американских специалистов база использовалась военными сайгонского режима.
     Чтобы объехать на потрепанном автобусе всю ее территорию, потребовалось около трех часов. Благо почти везде сохранилась более чем стокилометровая дорога - частью заасфальтированная, частью с металлическим рифленым покрытием. Мы увидели несколько десятков разных укрытий полевого типа, столько же складских сборно-металлических сооружений. Среди них - два вместительных, предназначенных для морга. Судоремонтная мастерская, снабженная гидроподьемниками по 100 тонн, привлекла особое внимание наших инженеров. Здесь же стоял уникальный автокран, почти в рабочем состоянии. Два бетонированных причала могли принимать корабли любого класса. Правда, один из них был серьезно поврежден взрывом в центральной своей части. Все объекты на побережье соединялись системой водо- и энергоснабжения, также основательно поврежденной отступавшими янки.
     Следы разрушений наблюдались и в других местах. Были подорваны при эвакуации даже офицерские коттеджи.
     Особое внимание авиаторов группы привлек аэродром с двумя взлетными полосами протяженностью более 3 тыс. метров. Одна полоса нуждалась в достройке - полностью разрушенным оказался командный пункт управления. На территории аэродрома и в некоторых других местах базы мы увидели много контейнеров с различным оборудованием и имуществом. Вблизи находились брошенная военная техника и ящики с запасными частями, постепенно растаскиваемые местным населением. Новые хозяева здесь появились полгода назад, но о наведении порядка заботились мало.
     За несколько дней мы прошли и объехали все объекты, внимательно осмотрели сооружения в сопровождении вьетнамцев, удивлявшихся работоспособности и знаниям наших специалистов. Морскую рекогносцировку пришлось проводить на джонке с подвесным мотором.
     Вьетнамские моряки рассказали, что в свое время эти места посетил сам президент США. Не знаю, как чувствовал себя тут хозяин Белого дома, но нам очень докучали комары и мошки, среди которых были и опасные для здоровья. Укрываться в ночное время от этих кровососов приходилось основательно, под специальными марлевыми пологами. Среди земных обитателей тоже попадались незнакомые твари, включая пресмыкающихся. Не до конца была ликвидирована и минная морская опасность.
     Довольно напряженную работу группы затрудняли непривычные климатические условия. В декабре на юге Вьетнама было под 25 градусов тепла, иногда моросил дождь. Манило море и превосходный пляжный песок, но из-за разных опасностей на суше и в воде местное начальство не разрешало купания. После неоднократных уговоров и подготовительной работы с привлечением аквалангистов нам все же отвели небольшой участок для плановых морских процедур, при соответствующем обеспечении. К счастью, за месячное пребывание в этих экзотических местах никто из командированных офицеров не пожаловался на состояние здоровья.
     Завершив ознакомительную работу, 25 декабря вся группа самолетом возвратилась в Ханой. Из совпосольства я связался с Москвой по закрытому телефону и переговорил с начальником ГШ ВМФ Г. Егоровым, а затем доложил об увиденном и самому главкому. Вывод мог быть один: после восстановительного ремонта в Камрани можно иметь хороший пункт материально-технического обеспечения наших кораблей.
     По рекомендациям Адмирала Флота Советского Союза С. Горшкова подготовили проект протокола и ряд справочных материалов для обсуждения с вьетнамским руководством. Трудиться приходилось не считаясь с временем – приближался Новый год. Хорошими, оперативными помощниками в работе были капитаны 1 ранга Д. Кузнецов, В. Кравченко, А. Беляев, полковник А. Жубржицкий.
     Вспоминается, сколь сложным оказалось согласование текста протокола с командующим ВМФ контр-адмиралом Кыонгом. Затем мы с ним направились на доклад к первому заместителю министра обороны генерал-полковнику Чан Ванча. В часовой беседе оговорили принципиальные положения, остановились на возможности совместного использования пункта базирования советскими и вьетнамскими морскими силами. Решили вопрос и по использованию аэродрома, который нуждался в создании оборудованного КП авиации.
     30 декабря вместе с командующим ВМФ подписал протокол, и в тот же день наша делегация отправилась самолетом в Москву. Столица встретила морозом в 37 градусов (температурный перепад более 50 градусов). По нашему мнению, с возложенными на нас задачами мы тогда справились.
     Окончательные же переговоры по созданию ПМТО и его совместному использованию, как и подписание двустороннего соглашения, были проведены через три месяца в Ханое первым заместителем главкома ВМФ адмиралом флота Н. Смирновым. Главнокомандующий Адмирал Флота Советского Союза С. Горшков посетил Камрань в декабре 1979 года, посвятив знакомству с ее объектами целый день.
     Два десятка лет этот пункт успешно использовался кораблями Тихоокеанского флота и авиацией, сыграв большую роль в повышении боеготовности сил ВМФ на оперативно важном морском направлении. Обустроенный городок с двухэтажным зданием хорошо оборудованного госпиталя и средней школой на 120 мест вырос в самом живописном месте. Нормально функционировала вся береговая инфраструктура. Здесь несли службу моряки целого соединения, проводили пополнение запасов и необходимый ремонт, отдыхали экипажи после боевой службы, жили сотни семей...
     Ныне нужда в ПМТО отпала. Все, что мы арендовали у вьетнамской стороны, установленным порядком ей возвращено. Имущество и личный состав вернулись на Родину. Как сказал на заседании Совета Федерации заместитель председателя комитета по безопасности и обороне В. Кулаков: «...После распада СССР многие наши корабли стали на прикол. Причина проста – нет денег. Так зачем стране база, за которую нужно платить 300 миллионов долларов в год, когда корабли и подлодки дремлют у причальной стенки? Не лучше ли эти средства направить на решение внутренних армейских проблем?» Наверное, лучше.

     На снимке: контр-адмирал В.С. КОЗЛОВ (слева) и контр-адмирал Ф.А. МИТРОФАНОВ с командующим ВМФ СРВ контр-адмиралом КЫОНГОМ. Камрань, 1979 г.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker