на главную страницу

25 Мая 2002 года

Линия жизни

Суббота

Прокуратура в русле судебной реформы

Беседу вел Иван ИВАНЮК.



Продолжаем разговор о судебно-правовой реформе в нашей стране, которая в значительной степени затрагивает Вооруженные Силы. В частности, представляется очень важным то, какую роль в новых условиях будут играть органы военной прокуратуры. На эту тему наш корреспондент беседует с заместителем главного военного прокурора генерал-лейтенантом юстиции Александром ИВАНОВЫМ.

     - Александр Леонидович, в связи с приведением ряда законов к стандартам правового демократического государства много говорится об укреплении судебной системы нашей страны. Не будет ли принижена при этом роль органов прокуратуры, в частности, в связи с введением с 1 июля нового Уголовно-процессуального кодекса?
     - Важнейшая задача органов военной прокуратуры, как известно, заключается в участии военных прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел, а также в реагировании на противоречащие закону судебные постановления по этим делам. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Поэтому одновременно с укреплением судебной власти, расширением судебного контроля усиливаются и позиции прокуратуры, которая становится ведущим органом в осуществлении уголовного преследования. Об этом свидетельствуют, в частности, такие уголовно-процессуальные новеллы, как возбуждение уголовного дела только с согласия прокурора, обязательность участия прокурора в судебном рассмотрении уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения. Особенно ярко проявляется доминирующая роль прокурора в судебном производстве по уголовным делам. Если без подсудимого или потерпевшего в определенных случаях судебное разбирательство возможно, то без государственного обвинителя не сможет состояться ни один судебный процесс, за исключением крайне незначительного количества дел "частного обвинения" о преступлениях, не представляющих большой тяжести. Значительны и полномочия прокурора в судебном разбирательстве: он представляет суду доказательства, обосновывающие обвинение, первым допрашивает потерпевшего и свидетелей, вызванных в суд по ходатайству стороны обвинения, заявляет ходатайства, высказывает суду свое мнение по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, и в конечном итоге ориентирует суд на вынесение законного и справедливого приговора.
     Вместе с тем в условиях судебно-правовой реформы значительно усложнились задачи военных прокуроров, участвующих в судебном производстве по уголовным делам. Прежде всего, это означает, что на прокурора возлагается обязанность доказывания в суде предъявленного подсудимому обвинения. Объективность, профессионализм прокурора при осуществлении обвинительной функции, его активность в представлении и исследовании доказательств становятся решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление. В то же время прокурор - самостоятельная фигура в уголовном процессе, и он вправе отказаться от обвинения, если придет к выводу о том, что оно не нашло подтверждения в судебном заседании. Однако такое решение прокурора налагает на него особую ответственность, так как в случае отказа государственного обвинителя от обвинения суд обязан прекратить дело, и это судебное решение может быть пересмотрено лишь в строго оговоренных законом случаях.
     - Как вы оцениваете реальное влияние военных прокуроров на законность и обоснованность судебных решений по уголовным делам?
     - Начнем со статистики. В 2001 году военные прокуроры обеспечили поддержание обвинения по 99,5% уголовных дел, рассмотренных судами. При этом значительно повысилось качество их работы. Государственные обвинители стали активнее участвовать в исследовании судами доказательств, взыскательнее и объективнее подходить к их оценке, принципиальнее реагировать на допущенные в ходе предварительного следствия нарушения уголовно-процессуального закона. Можно с удовлетворением констатировать, что подавляющее большинство судебных постановлений вынесено судами в соответствии с позицией прокуроров.
     Так, по предложению государственного обвинителя за мошенничество, присвоение чужого имущества и деяния, связанные с незаконным оборотом драгоценных металлов, к длительным срокам лишения свободы осуждены офицеры войсковых частей Северного флота капитан 1 ранга Купченко, капитан 2 ранга Окладников и служащий ВМФ Нани. В возмещение причиненного ущерба по иску военного прокурора с осужденных взыскано в солидарном порядке в сумме 6,6 млн. рублей.
     Вместе с тем наши прокуроры в суде отличаются объективностью, не отстаивают слепо выводы предварительного следствия, а при наличии оснований отказываются от обвинения. Характерным примером может служить позиция государственного обвинителя В. Дроздова при рассмотрении Астраханским гарнизонным военным судом уголовного дела по обвинению офицера Попова в получении взятки. Приняв активное участие в исследовании представленных суду доказательств, он установил, что важнейшие из них получены с нарушением следственными органами милиции процессуального закона и потому не имеют юридической силы, а других доказательств, с учетом их противоречивости, недостаточно. Офицер был оправдан.
     - Но ведь случается, что суд выносит и несправедливое решение...
     - К сожалению, бывает. В связи с этим хочу отметить, что большую работу по восстановлению прав участников процесса проделала Главная военная прокуратура, в 2001 году проверив законность и обоснованность судебных постановлений более чем по 250 уголовным делам. По заключениям офицеров ГВП отменено или приведено в соответствие с законом свыше 50 необоснованных судебных решений.
     В качестве примера можно привести уголовное дело в отношении Киселева и Бисиркина, обвинявшихся в изнасиловании и убийстве потерпевшей. Несмотря на наличие достаточных доказательств вины подсудимых, суд вынес оправдательный приговор. Тем самым были нарушены права потерпевшей - матери погибшей, которая подала кассационную жалобу. Данные обстоятельства были выявлены при изучении дела в ГВП, и по заключению Главной военной прокуратуры неправосудный приговор отменен Военной коллегией Верховного суда РФ. При новом рассмотрении дела Киселев и Бисиркин осуждены в полном объеме предъявленного обвинения соответственно к 20 и 18 годам лишения свободы.
     Еще одна важная задача прокуроров в уголовном процессе - исправление судебных ошибок путем принесения кассационных и надзорных протестов (а с введением в действие УПК РФ - в форме соответствующих представлений). С принятием нового УПК эта работа прокуроров приобретает особую актуальность, поскольку пересмотр оправдательного, а равно обвинительного приговора по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, с 1 июля 2002 года будет возможен только в кассационном порядке.
     Следует также отметить, что вышестоящий суд не может начать кассационное производство по своей инициативе даже при явной ошибке суда первой инстанции. Оно может быть возбуждено по жалобам осужденного, потерпевшего или их законных представителей, по жалобам гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей в части, относящейся к гражданскому иску, а также по кассационному протесту (представлению) прокурора.
     В отличие от других участников процесса, которые в кассационной жалобе обычно ссылаются на нарушения, затрагивающие их личные интересы или интересы представляемых ими лиц, прокурор, как защитник публичного интереса в уголовном процессе, приносит кассационный протест (представление) в случаях, когда приговором суда нарушены права любого из участников процесса. Единственный критерий при этом - незаконность или необоснованность приговора суда, а единственная цель - исправление судебной ошибки, защита нарушенных прав граждан. В этой деятельности прокурора ярко проявляется правозащитная функция органов прокуратуры.
     В 2001 году военными прокурорами принесено 99 кассационных и 67 частных протестов, при рассмотрении которых вышестоящими судами исправлены судебные ошибки по 86 уголовным делам. Путем своевременного принесения кассационных протестов военным прокурорам удалось добиться отмены оправдательных приговоров, необоснованно постановленных в отношении более чем 30 лиц, осужденных при новом судебном рассмотрении.
     Примером может служить уголовное дело по обвинению военнослужащих Диденко, Москалева, Емельянова и Бартоша в крупной краже, совершенной по предварительному сговору. Оренбургский гарнизонный военный суд, вопреки позиции государственного обвинителя, их оправдал. Приволжский окружной военный суд, рассмотрев данное дело по кассационному протесту прокурора, приговор отменил ввиду несоответствия изложенных в нем выводов фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения уголовного закона, а дело направил на новое судебное рассмотрение. При повторном рассмотрении дела Диденко и Москалев были осуждены к лишению свободы сроком на 3 года, Емельянов и Бартош - на 4 года каждый.
     - То есть вступление в законную силу незаконных или необоснованных судебных постановлений не лишает прокурора возможности влиять на устранение судебных ошибок...
     - Да, прокурор в пределах своей компетенции, усмотрев, что вступившие в силу приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, может принести протест в порядке надзора либо обратиться с представлением к вышестоящему прокурору. Это эффективная форма реагирования на необоснованные судебные постановления по уголовным делам. В 2001 году военными прокурорами окружного звена в порядке надзора принесено 110 протестов. При этом 72 судебных решения отменены или приведены в соответствие с законом.
     Показательно в этом смысле уголовное дело в отношении военнослужащих Здорова, Гришеля, Колесова и Каночкина, которые обвинялись в неоднократных групповых избиениях сослуживцев и, вопреки позиции государственного обвинителя, были оправданы Саратовским гарнизонным военным судом за недоказанностью их участия в совершении преступления. Принесенный кассационный протест окружным военным судом был оставлен без удовлетворения.
     В связи с этим на состоявшиеся судебные решения прокурор Приволжского военного округа принес протест в порядке надзора. Его доводы были признаны правильными и убедительными президиумом Приволжского окружного военного суда. Дело направили на новое судебное рассмотрение, в ходе которого подсудимые были признаны виновными в содеянном и осуждены.
     - Александр Леонидович, а какова роль прокуроров в рассмотрении судами гражданских дел?
     - В соответствии с гражданско-процессуальным законодательством и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" эта форма защиты конституционных и иных охраняемых законом прав и интересов военнослужащих, членов их семей постоянно находится в поле зрения руководителей военных прокуратур и выделена в самостоятельное направление прокурорской деятельности. Анализ показывает, что реализация защиты своих прав в порядке гражданского судопроизводства все более широко используется военнослужащими. За последних три года число рассмотренных военными судами такого рода гражданских дел возросло почти в 5 раз. 93 процента заявителей полагали ущемленными свои права и интересы в области обеспечения положенными видами довольствия, 2 процента - в области правоотношений, возникших при увольнении с военной службы, 1 процент - в спорах в области жилищного обеспечения. В большинстве случаев военные суды признавали заявленные требования военнослужащих обоснованными. 95,6 процента от общего числа рассмотренных обращений удовлетворено.
     Свыше 6 тысяч гражданских дел, связанных с нарушением прав и интересов военнослужащих, а также других граждан, пользующихся правами, регламентированными Федеральным законом "О статусе военнослужащих", рассмотрено территориальными судами. При этом выявляются массовые и систематические нарушения социальных прав и гарантий военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала.
     В 2001 году военные прокуроры участвовали в 8.347 процессах при рассмотрении судами гражданских дел по первой инстанции. Анализ деятельности военных прокуроров показывает: большинство из них, выполняя свои профессиональные функции в суде, повышают активность в исследовании доказательств, правильно ориентируют судебные органы по вопросам, возникающим во время разбирательства дела, и по существу дела в целом дают обоснованные заключения, реагируют на нарушения закона, руководствуясь принципами законности, состязательности и равноправия сторон. Из вынесенных в 2001 году с участием военных прокуроров 95 процентов судебных решений по первой инстанции (всего - около 8 тысяч) приняты в соответствии с их заключениями.
     Работа военных прокуроров по восстановлению нарушенных прав военнослужащих и членов их семей, а также защите экономических интересов государства путем участия в рассмотрении гражданских дел предусматривает также заявление исков в интересах государства и граждан. В 2001 году военные прокуроры значительно активизировали работу по инициированию в суды в порядке гражданского судопроизводства заявлений в защиту прав военнослужащих и исковых заявлений о взыскании ущерба, причиненного конкретными военнослужащими. Количество таких заявлений (исков) только в 2001 году составило более 5,5 тысячи. Были восстановлены права более чем 30 тысяч военнослужащих. Вместе с тем по результатам рассмотрения судами исковых заявлений военных прокуроров в 2001 году на конкретных военнослужащих возложена обязанность о возмещении ущерба на сумму свыше 43 млн. рублей, из которых более 12 млн. рублей реально поступили в бюджет.
     - А можно привести конкретные примеры защиты прав военнослужащих?
     - Конечно. Так, Сретенским гарнизонным военным судом удовлетворен иск военного прокурора гарнизона о защите и восстановлении прав 41 военнослужащего, которым командование части отказывало в выплате денежного довольствия с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за службу в отдаленной местности. Только в результате трех заявленных исковых требований военного прокурора 57-й военной прокуратуры в Дальневосточном военном округе судами приняты решения о восстановлении прав 270 человек.
     - Кроме всего прочего, военные прокуроры активно участвуют и в арбитражном судопроизводстве. Не могли бы вы рассказать об этом участке работы?
     - В прошлом году количество рассмотренных арбитражными судами исков военных прокуроров увеличилось более чем на 37 процентов. Сумма, истребованная по исковым заявлениям, в денежном выражении возросла в 5,5 раза, а сумма, подлежащая взысканию по удовлетворенным искам, возросла в 21 раз и составила 15,2 млрд. рублей.
     Основное внимание военные прокуроры сосредоточили на обеспечении взыскания дебиторской задолженности, образовавшейся вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам, заключенным органами военного управления с различными хозяйствующими субъектами. Типичен, к примеру, иск военного прокурора МВО о расторжении договора аренды и выселении арендатора. В мае 1994 года Госкомимущество России и ЦСКА Минобороны РФ заключили с АКБ "СБС-АГРО" договор аренды нежилого помещения площадью 379,7 кв. метра сроком действия до 2004 года. Однако с 1998 года арендатор прекратил выплату арендной платы, и на 1 января 2001 года сумма задолженности составила более 3 млн. рублей.
     Решением арбитражного суда в феврале 2001 года иск военного прокурора МВО к АКБ "СБС-АГРО" удовлетворен в полном объеме. В пользу ЦСКА взыскано более б млн. руб., из них около 3 млн. руб. штрафа. Этим же решением договор расторгнут, а арендатор выселен из помещения. Следует также отметить, что заместитель генерального прокурора РФ - главный военный прокурор в прошлом году предъявил в арбитражный суд 7 исковых заявлений на общую сумму свыше 10 млрд. рублей.
     Добиваясь законного и справедливого разрешения уголовных, гражданских и арбитражных дел, устранения допущенных судами ошибок и восстановления нарушенных прав участников уголовного процесса, военнослужащих и членов их семей, а также неукоснительного соблюдения в соответствии с законом прав осужденных военнослужащих, военные прокуроры тем самым способствуют укреплению правосознания в воинских коллективах, формированию в них общественного мнения о справедливости правосудия и неотвратимости ответственности за правонарушения, что способствует укреплению в войсках воинской дисциплины и правопорядка.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker