на главную страницу

29 Мая 2002 года

Тема номера

Среда

Римская декларация: курс на сближение

Вадим МАРКУШИН, Сергей СУМБАЕВ.



Вчера на базе ВВС Пратика-ди-Маре (Италия) лидеры 19 стран НАТО и Президент России Владимир Путин подписали Римскую декларацию о создании нового Совета Россия - НАТО в формате "двадцатки". Открывая саммит, генеральный секретарь Североатлантического союза Джордж Робертсон сказал, что Россия и НАТО переводят свои отношения в новое качество, поскольку прежних форм стало недостаточно. Новые вызовы требуют от нас адекватного ответа, именно в этих целях и создается "двадцатка", в рамках которой мы можем отвечать на общие угрозы, считает генсек НАТО.
С подписанием Римской декларации строительство принципиально иных отношений России и НАТО только начинается. Владимир Путин на заседании саммита заявил, что "римский документ - не заявление о намерениях, а прочная основа для совместной конструктивной работы". "Решение о переводе отношений Россия - НАТО в новое качество правильно воспринято миллионами россиян, - сказал он. - Отправная точка здесь - это ясное понимание, что ни ракетно-ядерные потенциалы, ни обязательства времен "холодной войны" уже не могут быть и не являются панацеей от современных угроз". Российский президент подчеркнул, что новая реальность отношений России и НАТО - "это прямое отражение нового уровня взаимопонимания". "Альтернативы у нас нет".
Многие известные политики и государственные деятели уже назвали этот факт событием глобального масштаба, открывающим дорогу к преодолению существующих российско-натовских разногласий. Участие Москвы в принятии решений в рамках "двадцатки", полагают многие российские и зарубежные эксперты, отвечает прагматике российской внешней политики, приоритеты которой (в том числе интеграция в Европу) со всей внятностью были обозначены в послании главы государства Федеральному Собранию РФ.
Напомним, что вопрос о качественном изменении отношений России и НАТО был поднят после прошлогодних терактов в США. Официальные документы, касающиеся нового формата сотрудничества между сторонами, были парафированы 14 мая в Рейкьявике на уровне министров иностранных дел. Принципиальное отличие создаваемого Совета от Совместного постоянного Совета состоит в том, что это будет не консультативный, а исполнительный орган. Россия и страны - члены альянса смогут действовать в его рамках как самостоятельные государства, каждое из которых получит право высказывать собственные суждения. Россия впервые получит возможность на равных участвовать в процессе выработки и осуществления совместных решений по таким вопросам, как борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование кризисных ситуаций, миротворческие операции, спасательные операции на море.
В то же время, в рамках нового Совета не произойдет объединения военных доктрин НАТО и России. Как высказался по данному поводу официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко, "в области обороны Россия и НАТО являются самодостаточными структурами". Эффективность же работы формируемого механизма, по его словам, "будет во многом зависеть от каждодневных кропотливых усилий политиков, дипломатов и военных". Создание "двадцатки", сказал российский дипломат, "не означает, что теперь на все вопросы безопасности мы смотрим одинаково". В частности, он вновь напомнил о расширении НАТО, которое никому безопасности не прибавляет. Яковенко в этой связи указал, что для России особое значение будет иметь "соблюдение странами НАТО обязательств, проявление сдержанности в военной сфере и строгое соблюдение договоренностей в области контроля над вооружениями, прежде всего адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе".
* * *
А накануне римского саммита председатель Военного комитета НАТО адмирал Гвидо Вентурони, участвовавший в открытии Миссии связи НАТО в Москве, встретился с министром обороны России Сергеем Ивановым. Кстати, торжественное мероприятие состоялось в день пятилетия подписания Основополагающего акта между Россией и НАТО. И как сказал по этому поводу Сергей Иванов, "худо-бедно прошло пять лет после подписания Акта в Париже, много воды утекло, но главное заключается в том, что документ, который будет подписан в Риме, сделает качественно новыми отношения России и НАТО". Особый упор глава российского военного ведомства сделал на слове "качественный", пояснив, что "теперь стороны вместе будут нести ответственность за принятие решений".
Далее министр обороны России отметил, что новые отношения предусматривают более тесное взаимодействие по линии оборонных ведомств. "Мы выбрали те направления сотрудничества, которые будут нести долговременную основу, - подчеркнул он. - И мы будем вести речь об угрозах, которые нас преследуют". "Думаю, надо сосредоточить внимание на выработке путей взаимодействия по этим вопросам. Я убежден, что для военных работа здесь найдется, о чем свидетельствует и контртеррористическая операция в Чечне".
Адмирал Вентурони заявил, что проблемы общие для всех: терроризм, сепаратизм и религиозный экстремизм.
Но главной угрозой является все же распространение ОМП. Как он подчеркнул, усилия в этом направлении предпринимают не военные, это - сфера, требующая "многостороннего подхода".


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker