на главную страницу

29 Мая 2002 года

Тема номера

Среда

Победы "Витязя"

Сегодня - День военного автомобилиста

Беседу вел Евгений ЛИСАНОВ, "Красная звезда".



24 февраля 2000 года за вклад в повышение боевого потенциала Вооруженных Сил РФ приказом министра обороны России № 100 учрежден День военного автомобилиста, который ежегодно отмечается 29 мая. На вопросы "Красной звезды" о состоянии парка военной автомобильной техники (ВАТ) и перспективах ее развития отвечает заместитель начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ (ГАБТУ) по разработкам, заказам и снабжению доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии РФ генерал-лейтенант Николай КОВАЛЕВ.

- Как вы оцениваете техническое состояние автомобильного парка ВС, насколько он отвечает современным требованиям?
- Новыми машинами принято считать автомобили с пятилетним сроком эксплуатации. До недавнего времени они составляли половину автопарка. Сегодня их возраст увеличился в среднем в два-три раза. Другая часть поступила в войска еще раньше и используется до сих пор. Вынужден признать, что в последние годы мы покупаем очень мало новых машин. Причина банальна - недостаточное финансирование. Более того, в настоящее время к армейским машинам предъявляются очень высокие требования, которым автомобильный парк по многим параметрам, увы, не отвечает. Вместе с тем военные автомобилисты, автослужбы, военные ремзаводы делают все возможное и порой невозможное, чтобы поддержать автопарк в технически исправном состоянии.
- Какие меры принимаются на уровне правительства страны по вопросам развития военной автомобильной техники для обеспечения боеготовности?
- Правительство завершает разработку концепции развития автомобильной промышленности. В ней важная роль отводится развитию военной автомобильной техники как важнейшей составляющей технической политики государства в области обеспечения обороноспособности страны.
- Какую роль выполняет ГАБТУ Минобороны РФ в создании современной военной автотехники?
- На главк возложены задачи управления всей системой развития ВАТ. Сейчас наши специалисты заняты разработкой базовых шасси, на которых монтируется более 90 процентов наземного подвижного вооружения и военной техники. Кроме того, управление формирует военно-техническую политику развития ВАТ двойного назначения. Хочу с удовлетворением отметить, что в прошлом году завершен основной цикл НИОКР, что позволило создать основы научно-технического, технологического и производственного задела для перевооружения армии автомобильной техникой нового поколения.
- Расскажите о принципиально новых разработках военных автомобилей, их преимуществах по сравнению с западными аналогами и существующими отечественными.
- Как известно, наиболее массовыми в Вооруженных Силах являются армейские автомобили многоцелевого назначения. Все вновь созданные образцы таких машин разработаны в составе унифицированных семейств. Например, образцы автомобилей Урал и КамАЗ с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8 унифицированы на 80-85 процентов. При грузоподъемности 4, 6, 10, 14 тонн они позволяют обеспечить комплектование частей и подразделений автомобилями этой марки, значительно снизить стоимость разработки и серийного производства, ускорить поступление этой техники в войска, облегчить снабжение запасными частями.
Сейчас ОАО "БЗКТ" завершает разработку унифицированного семейства специальных колесных шасси и колесных тягачей нового поколения грузоподъемностью от 13 до 18 тонн. На новые машины ставится дизельный двигатель Ярославского машиностроительного завода мощностью 500 л.с., более комфортные каркасные и специальные кабины. Минский завод колесных тягачей разработал образец МЗКТ-7930, который придет на смену хорошо известному шасси МАЗ-543.
Что касается второй части вашего вопроса, то, как бы странно на первый взгляд ни звучало, но отечественные образцы ВАТ в сравнении с зарубежными имеют ряд преимуществ: по запасу хода, проходимости, могут без особого труда преодолевать водные преграды. А некоторые уникальны и не имеют зарубежных аналогов. Среди них - специальные колесные шасси Брянского и Минского заводов колесных тягачей, двухзвенные гусеничные транспортеры ОАО "Витязь".
- Какие новинки поступят в войска уже в этом году? Как вообще идет модернизация парка автотехники?
- Отмечу для начала, что даже в самые тяжелые времена наше управление не прерывало работы по созданию перспективных образцов ВАТ. А в этом году готовится к серийному производству ряд образцов перспективной автотехники: высокомобильные многоцелевые автомобили "Водник", семейство автомобилей "Мустанг" Камского завода, модернизированные гусеничные транспортеры-тягачи МТ-ЛБМ, многие другие. Отдельные образцы этих машин, их опытно-промышленные партии уже есть в войсках, но более широкие поставки сдерживаются отсутствием средств.
Что касается модернизации, то для нас это задача, можно сказать, номер один. С целью продления срока службы и повышения техуровня МТ-ЛБ и его модификаций ОАО "Муромтепловоз" по заказу ГАБТУ проводит их модернизацию в ходе капремонта. Так, повышены удельная мощность тягача, его маневренность, предусмотрена возможность установки современного вооружения.
- Как зарекомендовала себя стоящая на вооружении автомобильная техника в боевых условиях, в частности в контртеррористической операции на Северном Кавказе?
- Военная автомобильная техника успешно доказала свои высокие тактико-технические характеристики в боевых условиях. И прежде всего автомобили "Урал", гусеничные транспортеры-тягачи МТ-ЛБ.
Хочу отметить одну особенность отечественных армейских автомобилей. Они внешне выглядят не очень презентабельно в сравнении с зарубежными аналогами, но в боевых условиях значительно их превосходят по надежности, простоте обслуживания и эксплуатации.
Вместе с тем боевой опыт выявил ряд проблем, основная из которых - защищенность ВАТ. В настоящее время практически реализована концепция повышения живучести ВАТ за счет применения локального бронирования. Опыт использования автомобилей "Урал" с комплектом локального бронирования в "горячих точках" подтвердил правильность выбранного направления. Такой же принцип повышения защищенности внедрен на автомобилях "УАЗ", "КамАЗ", "БАЗ".
- Кого из специалистов-разработчиков новой автомобильной техники вы можете отметить?
- В преддверии праздника мне хотелось бы выразить благодарность всем коллективам автозаводов и НИУ, работающим в тесной связке с ГАБТУ Минобороны РФ в решении главной задачи - оснащении ВС РФ перспективными образцами ВАТ. Особенно хочется отметить руководство Уральского автозавода: директора Владимира Новика, главного конструктора Александра Ведерникова, генерального директора ОАО "Муромтепловоз" Виктора Харитонова, генерального директора ОАО "Витязь" Владимира Шаньгина; руководство и весь личный состав единственного в своем роде центра по исследованиям и испытаниям ВАТ-21 НИИИ Минобороны РФ в лице начальника института генерал-майора Владислава Шипилова и заместителя по научной работе полковника Александра Старикова.
В этот день нельзя не сказать доброго слова и о людях, что называется, из войск. О тех, кто возглавляет большие коллективы и решает в сложных, порою боевых условиях трудные задачи. Среди них - начальник автомобильной службы СКВО генерал-майор Владимир Лесняк, начальник автослужбы объединия ВВС и ПВО полковник Алексей Рыков, офицеры Олег Рутковский, Евгений Саврухин и другие. Пусть им и их подчиненным всегда сопутствует удача.


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker