на главную страницу

30 Мая 2002 года

Россия и мир

Четверг

Страна больших "пи-эксов"

Михаил ТЕРЕНТЬЕВ.



В июле 1895 г. военное министерство США издало генеральный приказ № 46, согласно которому командирам воинских частей вменялось в обязанность обеспечить открытие магазинов военной торговли "во всех частях, где только возможно". Этот приказ заложил основы создания системы военной торговли в вооруженных силах США. То, что она представляет собой сегодня, выразил герой культового фильма Стэнли Кубрика "Цельнометаллическая оболочка", снятого в 1986 году. Воюя во Вьетнаме, он сказал: "Я хочу вернуться в страну больших "пи-эксов".

Большие "пи-эксы" - это дистрибьюторские центры, из которых товары для американских военнослужащих поступают непосредственно в войсковые торговые лавки. Сегодня по всему миру расположены 14 таких центров: 5 - в континентальной части США, 3 - в Европе, 4 - в Азиатско-Тихоокеанском регионе и 2 - в оффшорной зоне (на Гавайских островах и в Панаме). Непосредственно на территории США дистрибьюторские центры располагаются в штате Джорджия ("Атланта"), в Калифорнии ("Окленд"), в Вирджинии ("Дэн Даниэль") и два в Техасе - "Вако" и дистрибьюторский центр модной одежды в Далласе. Примечательно, что, естественно, за пределами США в военторги могут поставляться продукция и товары местного производства, например, европейского или японского - в американских войсках, скажем, в Германии и в Японии. Для этого проводятся тендеры. Но если к руководству военно-торговой службы обращается американская фирма, то приоритет, скорее всего, будет отдан именно ей - США всегда поддерживают своего производителя, даже если его продукция и хуже по качеству какой-либо другой.
Военторг - это неотделимая часть американских военных. Практически такая же, как использование при каждом нужном и ненужном случае спутников или авианосцы, на которых, кстати, также обязательно есть магазин. На создающиеся базы США в Центральной Азии военторги прибыли уже вместе с передовыми подразделениями американских войск. Потому что американский солдат, в какой бы части мира он ни находился, всегда должен иметь возможность выпить "Кока-колы" или стопроцентного апельсинового сока.
Вообще военная торговля в США имеет две основные задачи, которые существенно не изменились со времен ее основания в июле 1895 года. Ими остаются снабжение военнослужащих и членов их семей качественными товарами и услугами и сохранение необходимого уровня доходов для поддержания "Программ по морально-психологической поддержке, организации досуга и отдыха военнослужащих". Обе цели достигаются через продажу товаров и услуг в военторгах.
В американских военторгах продаются товары повседневного пользования: одежда и обувь, нижнее и постельное белье, косметика, парфюмерия, украшения, нашивки и знаки различия. В них можно купить бытовые товары, включая мебель и предметы домашней обстановки, бытовую технику и электронику, велосипеды и игрушки, верхнюю одежду, спортивные и канцелярские товары, уборочный инвентарь. Продаются в магазинах и специализированные товары, и "ширпотреб" - розничные продовольственные товары, автозапчасти и автоаксессуары, видеокассеты, книги и журналы, спиртные и безалкогольные напитки, а также табачные изделия.
Сегодня военная торговля США является ведущей в мире по общему объему проводимых продаж и оказываемых потребителям услуг. В ее систему входят военно-торговые службы сухопутных войск и ВВС, ВМС, корпуса морской пехоты, береговой охраны, агентств военных комиссариатов и службы обслуживания ветеранов. И обслуживаться в ней могут все категории военнослужащих: проходящие действительную военную службу в вооруженных силах, состоящие в национальной гвардии и резерве, находящиеся в отставке. Кроме того, услугами военторгов могут пользоваться и члены их семей, а также граждане некоторых специальных категорий. Все они могут купить одинаково качественные товары и услуги по одинаково низким ценам независимо от местопребывания, как в континентальной части США, так и по всему миру.
Наиболее крупной в вооруженных силах США является военно-торговая служба сухопутных войск и ВВС - Army and Air Force Exchange Service (ААFES), которая по сравнению с другими службами военной торговли имеет наибольший торговый оборот и круг обслуживаемых клиентов. Это название и существенно расширившиеся функции эта структура приобрела 26 июля 1948 года на основании закона о национальной безопасности 1947 г. и по решению конгресса США, когда в AAFES была переименована военно-торговая служба сухопутных войск. ААFES обеспечивает товарами и услугами военнослужащих в составе соответственно сухопутных войск и ВВС США, а также объединенных командований вооруженных сил США.
На ее примере хорошо видны особенности государственного управления в сфере военной торговли. Главное управление ААFES находится в Далласе, штат Техас. Его организационно-штатная структура включает: командование, куда входят начальник ААFES, его заместитель, старший оперативный офицер и директор офиса в Вашингтоне; инспектирующую группу, куда входят помощник начальника по кадрам, главный инспектор, главный адвокат и директор по аудиту; группу средств обеспечения, куда входят директор по корпоративному планированию, главный офицер по финансированию, начальник штаба/руководитель администрации, директор по планированию поставок, первые вице-президенты по кадрам, по информационным системам, директор по предотвращению убытков, начальник корпоративных средств связи. В ее составе также и оперативная группа, куда входят руководители региональных отделений, вице-президенты по планированию, материально-техническому обеспечению, анализу и исследованиям в области рынка, по рекламе и оказанию услуг, по специализированным военторгам, а также группы менеджеров по продажам различных категорий товаров.
Политика, проводимая командованием ААFES, состоит в сотрудничестве в полном объеме со всеми производителями и поставщиками. Но качество и цена являются основными факторами в принятии всех решений о закупках товаров. При этом наибольшим приоритетом пользуются поставщики, предлагающие высококачественные товары по низким ценам с минимальными расходами.
ААFES - структура, естественно, коммерческая, из-за чего ее частенько обвиняют в "преследовании собственной выгоды". Только два процента ее бюджета составляют федеральные средства, большая часть из которых субсидируется на поставки товаров за пределы страны. Остальные 98 процентов доходов военно-торговая служба сухопутных войск и ВВС США получает от продажи промышленных товаров, продуктов питания и оказания услуг своим клиентам. Эти же деньги в дальнейшем используются для выплаты зарплаты гражданскому персоналу, закупки инвентаря, оборудования и снаряжения.
Цены в военторгах за океаном для военнослужащих американских вооруженных сил не выше, чем в метрополии. Эта служба также предлагает телефонные услуги, чтобы солдаты могли позвонить домой. Это, видимо, приносит филиалам ААFES огромные прибыли, особенно во время ведения боевых действий в таких местах, как Ирак или теперь Афганистан.
Более 70 процентов прибыли ААFES направляет на развитие "Программ по морально-психологической поддержке, организации досуга и отдыха военнослужащих". За последние 10 лет служба потратила 2,4 млрд. долларов на улучшение качества жизни военнослужащих и их семей. Эти средства были направлены на строительство библиотек, плавательных бассейнов и спортивных комплексов, а также на реализацию программ по развитию спорта, туризма, досуга молодежи и другие цели. ААFES осуществляет закупки товаров у почти 13.000 фирм, примерно 94 процента из которых представляют малый бизнес.
Вместе с тем сегодня ААFES руководит более чем 10.000 предприятий в континентальной части США и по всему миру, ведет самостоятельную коммерческую деятельность не только в каждом из штатов США, но и в 25 странах за океаном. За этими цифрами стоят около 1.500 пунктов розничной торговли и более 200 магазинов военной одежды, расположенных на базах сухопутных войск, ВВС и ВМС по всему миру. В настоящее время ААFES обслуживает электронные счета более 9 миллионов клиентов во всем мире.
Конгресс США планирует увеличить размеры военно-торговых служб США. В 1999 г. консультационные органы Пентагона направили туда свои рекомендации о слиянии органов военной торговли ВМС и корпуса морской пехоты с военно-торговой службой сухопутных войск и ВВС. Единовременная стоимость такого слияния оценена в размере 398 млн. долларов, а ежегодная экономия - в 207 млн. долларов. Общий же объем продаж военно-торговой службы сухопутных войск и ВВС может возрасти до 10 млрд. долларов в год. Пока окончательное решение еще не принято, но американские конгрессмены уже одобрили предложения о размещении сети военторгов сухопутных войск и ВВС на базах ВМС и морской пехоты США.
Необходимо подчеркнуть, что единый закон, определяющий задачи, функции и полномочия органов управления военной торговлей в США, отсутствует. Однако в последнее время предпринимаются определенные шаги по систематизации нормативных актов в этой сфере деятельности вооруженных сил. Официальный Вашингтон старается исключить ведомственные противоречия между видами вооруженных сил, оптимизировать систему оперативно-административного управления в сфере военной торговли, укрепить гражданский контроль над деятельностью военно-торговых служб. Основная или конечная же цель этой работы - создание единой системы военной торговли в США.


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker