на главную страницу

31 Мая 2002 года

Пульс планеты

Пятница

Опасные игры ядерных держав

Александр АНДРЕЕВ.



Май этого года был ознаменован очередной эскалацией напряженности в отношениях между Индией и Пакистаном. Ряд террористических акций в индийском штате Джамму и Кашмир, на который уже давно предъявляет свои претензии Исламабад, дал повод к воинственным заявлениям многих официальных лиц по обе стороны противостояния. Все чаще в речах политических деятелей звучит слово «война».

     «Контролируемая эскалация напряженности»
     Строго говоря, очередной этап обострения противоречий Дели и Исламабада начался в середине октября прошлого года. Тогда оба государства подтянули к границе дополнительные воинские контингенты (в общей сложности около 1 миллиона военнослужащих), постоянно демонстрируя друг другу всю решимость и серьезность своих намерений. А после нападения 13 декабря на индийский парламент группы террористов, чью причастность к пакистанским спецслужбам индийцам удалось якобы доказать, даже возникла реальная опасность начала военных действий.
     Однако ситуация затем несколько разрядилась (если такое слово вообще уместно в отношении Кашмира), и напряженность вплоть до середины мая оставалась практически на уровне чуть выше обычного. События же середины мая привели к резкому ухудшению положения в спорном штате. 14 мая несколько мусульманских боевиков, явно не рассчитывавших выбраться живыми из боя, напали на военный городок в местечке Калучак в Джамму и Кашмире. Жертвами внезапной атаки стали 9 военнослужащих 196-го артиллерийского полка и члены их семей - 10 детей и 14 женщин. Трое нападавших были убиты в перестрелке, длившейся четыре часа. После этого нападения последовал ряд других, почти столь же кровавых. В результате подобных акций 18, 19 и 20 мая были убиты в общей сложности 15 индийских военнослужащих.
     Новая волна терактов, как обычно, привела к резко участившимся перестрелкам между частями сухопутных сил Индии и Пакистана, размещенными вдоль Линии контроля. Огонь индийских и пакистанских батарей наносит каждой из сторон определенные потери, но в первую очередь страдает мирное население. Так, источники в Исламабаде утверждают, что только один обстрел индийцами населенных пунктов на территориях, подконтрольных Пакистану, стоил жизни по меньшей мере 14 гражданским лицам. Мирное население начало эвакуироваться в глубь страны. В Индии число беженцев из зоны боев достигло к 22 мая 10 тысяч.
     Индийское правительство приняло решение о переводе военизированных формирований, несущих службу в Джамму и Кашмире, под командование сухопутных сил. Кроме того, силы береговой охраны были переведены в подчинение ВМС. Премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи с экстренной поездкой посетил Джамму и Кашмир, поработал там и глава индийского военного ведомства Джордж Фернандес. В свою очередь Пакистан провел показательные испытания ракет как средней, так и меньшей дальности, способных нести ядерные боеголовки. Таким образом официальный Исламабад продемонстрировал свою «решимость и боевую мощь».
     Сейчас вооруженные силы Индии и Пакистана находятся в повышенной степени боеготовности, к границе подтянуты дополнительные контингенты. В принципе, судя по всему, все готово к войне. Командование с обеих сторон ожидает лишь политического решения своих правительств.
     Однако полномасштабная война по большому счету не нужна, да и невыгодна ни Индии, ни Пакистану. Вооруженные силы Индии, невзирая на значительный численный перевес, даже при самом благоприятном исходе военных действий не обойдутся без очень больших потерь, при этом ущерб для индийской экономики будет также крайне велик. Пакистан же в силу меньшего военно-экономического потенциала вряд ли вообще может рассчитывать на победу. Поэтому можно сказать вполне определенно, что ни Индия, ни Пакистан не примут решения о переходе границы. Если же ситуация будет продолжать накаляться, то, несомненно, опасность начала войны возрастет, но и в этом случае политическое руководство обоих государств будет делать все для того, чтобы не допустить такой развязки событий. Сегодняшнее положение вещей создает впечатление «контролируемой эскалации» и намеренного провоцирования.

     Плюсы и минусы противостояния
     Постоянное балансирование на грани войны без крупных сдвигов в ту или другую сторону приносит определенные дивиденды как для Дели, так и для Исламабада. Прежде всего в условиях такого жесткого противостояния каждая из сторон получает весомый рычаг непосредственного воздействия на оппонента в виде различных манипуляций с войсками или громких заявлений. По мнению аналитиков, пакистанское руководство, оказавшись в достаточно затруднительном положении после начала антитеррористической кампании в Афганистане, могло рассматривать новую вспышку напряженности в Кашмире как событие, которое позволит несколько отвлечь внимание мировой общественности от связей Исламабада с талибами и показать заодно всему миру «зверства индийских варваров», представив Пакистан жертвой агрессивных планов Индии. К тому же в условиях непосредственного военного присутствия США (и других государств Запада) у границ региона можно надеяться на то, что кашмирский конфликт удастся превратить из двусторонней проблемы в международную, к чему Исламабад все время стремился и против чего постоянно выступала Индия. Очередной попыткой «интернационализировать» кашмирский вопрос стало заявление официального представителя МИД Пакистана 21 мая, в котором высказывалась необходимость размещения на Линии контроля наблюдателей ООН.
     Несмотря на неоднократные обвинения со стороны Индии в том, что пакистанское правительство в значительной степени утратило способность контролировать ход событий и находится под влиянием исламских фундаменталистов, такие заявления вряд ли имеют достаточное обоснование. Конечно, радикально настроенные исламские группировки имеют в Пакистане довольно широкую социальную базу. Поэтому правительство так или иначе вынуждено считаться с ними и не загонять экстремистов, что называется, в угол. Но если говорить о борьбе с террористическими группировками в Пакистане, то руководство страны во главе с генералом Первезом Мушаррафом доказало, что оно способно подавлять террористические движения и активно бороться с ними.
     Армия, как и прежде, остается главной и наиболее влиятельной политической силой в Пакистане, и очень маловероятно, чтобы какая-то другая сила имела достаточный потенциал для противостояния армейской верхушке, не исключая и крайних исламистов. По мнению большинства аналитиков, правительство пока достаточно прочно удерживает контроль над положением в стране. С общим курсом руководства страны на борьбу с фундаменталистами и экономическую модернизацию явно связаны надежды крупного бизнеса, промышленников и крупных землевладельцев, ни в коем случае не заинтересованных в большой войне или дестабилизации внутреннего положения, а это делает позиции Мушаррафа еще сильнее. Однако «поиграть на нервах» и вновь подчеркнуть противостояние с Дели, не доводя дело до тотального военного столкновения, было бы, вероятно, для правительства нелишним - ведь так можно отвлечь население от насущных внутренних проблем, а для армии - способом вновь подчеркнуть собственную значимость.
     Сдерживающим фактором является и наличие у каждой из сторон ядерного оружия. Тем более что оно вызывает повышенное внимание международного сообщества к Южной Азии. Вашингтон, Москва, Лондон заявили о готовности посредничать между сторонами и уже послали своих эмиссаров в страны для подготовки переговоров.
     Однако в силу ряда обстоятельств каждая из сторон может переоценить ту степень напряженности, при которой еще можно будет, максимально накалив страсти, уйти от войны. Поэтому гораздо более серьезные боестолкновения, чем те, которые длятся в Кашмире уже не один месяц текущего противостояния, видимо, все же возможны. Как в таком случае могут действовать противоборствующие стороны?

     Ну а если завтра война...
     Большинство исследователей, как индийских, так и западных, не сомневаются в том, что Исламабад в случае войны отдаст предпочтение оборонительной тактике. Они также полагают, что индийцы выберут как наиболее удобный вариант направления удара в Пенджабе с выходом в район Сиялкота и Лахора. Во-первых, этот участок границы Индии и Пакистана является полностью проходимым для бронетехники в силу равнинного рельефа и имеет развитую дорожную сеть. Во-вторых, успех наступления в Пенджабе приведет к захвату наиболее важной в экономическом и политическом смысле части Пакистана и разрежет его территорию надвое. Считается, что, если исходить только из соотношения сил, Индия вполне способна осуществить такой прорыв, тем более в случае, если она нанесет первый удар.
     Вообще многие авторы, пишущие о возможном конфликте, предрекают быстрое поражение Пакистана в результате «блицкрига» индийцев. Безусловно, Пакистан находится в данном смысле в очень невыгодном положении, учитывая соотношение сил. Но, как представляется, такая ситуация не является однозначной.
     Захват пакистанской части Пенджаба, конечно, будет означать полное поражение Пакистана в войне. С другой стороны, наступление на данном направлении при определенных условиях может проходить не без трудностей, способных если не сорвать, то очень сильно осложнить индийское продвижение. В самом деле, Пакистан имеет возможность сосредоточить в Пенджабе достаточно крупные силы, если на остальных частях фронта - Кашмире и пустынных южных участках - ограничится только сдерживающими действиями (Каргильские бои мая 1999 года показали, что для длительного сопротивления многократно превосходящим силам в условиях горной части Кашмира достаточно весьма малых контингентов). Реки Пенджаба - Рави, Ченаб, Джелам - являются довольно значительными естественными препятствиями. Это заставит индийские сухопутные силы быть привязанными к заранее известным для пакистанцев «коридорам», где пакистанские военные уделяли в прошлом большое внимание созданию укрепленных районов. Если же Пакистан проведет минирование и затопление ряда приграничных участков, как он уже сделал в 1987 году, то местность станет еще более тяжелой для развертывания индийских войск. Таким образом, численное преимущество индийских войск на пенджабском участке может довольно легко быть сильно уменьшено или вовсе сведено на нет.
     К тому же разница в силах может стать еще меньше в том случае, если Пакистан, нанеся первый воздушный удар крупными силами, сумеет достичь внезапности и вывести из строя значительную часть индийских ВВС на земле или нарушить управление войсками. Именно фактор внезапности, как представляется, приобретает поэтому исключительно большое значение.
     Если говорить о вероятности главного направления индийского наступления южнее, в пустынных районах Раджастхана, то и в этом случае Пакистан может успеть подтянуть силы, необходимые для стабилизации положения. С одной стороны, слабым местом пакистанской обороны в районе Шикарпура и Суккура в провинции Синд является узость коммуникационной линии, которая подходит почти вплотную к границе, имеет ширину всего 75 км и может легко быть перерезана индийцами. С другой стороны, ведь именно эти дороги позволят в кратчайшее время в угрожаемый период подвезти большое количество войск, в то время как в соответствующей части Индии транспортная инфраструктура развита весьма слабо. По имеющимся данным, в этих районах уже сосредоточено значительное количество войск.
     Видимо, не следует однозначно оценивать положение сухопутных сил Пакистана в потенциальной войне с Индией как полностью безнадежное. Тем более что превосходство Индии хотя и очевидно, подавляющим не является. Соотношение количественных показателей сухопутных сил и ВВС этих государств (1 к 2 и только по некоторым показателям - 1 к 3) не дает повода для того, чтобы говорить о полном и неоспоримом превосходстве Индии. Качественная разница в оснащении при этом представляется довольно малой. В то же время слабое место Пакистана - в его большой географической уязвимости.
     Боевые действия на море, очевидно, будут иметь в данном случае меньшее значение. Как утверждается в ряде индийских исследований, по количественным показателям пакистанский флот не сможет бросить прямой вызов ВМС Индии, поэтому надо полагать, что его тактика будет направлена на действия на морских коммуникациях Индии, прежде всего нефтяных, идущих из стран Персидского залива.
     Подводные лодки ВМС Пакистана будут заранее, еще до начала активных боевых действий, развернуты на позициях в Аравийском море по возможности ближе к Ормузскому проливу, в сфере действия своей авиации берегового базирования. На них будет возложена в первую очередь задача по уничтожению танкеров и уже во вторую очередь - борьба с боевыми надводными кораблями и подлодками индийцев. Прикрывать подводные силы будет, видимо, поручено авиации. Значительная роль здесь отводится самолетам БПА «Орион» и «Атлантик» (на вооружении - 4 и 3 соответственно), которые могут бороться с индийскими подводными лодками и одновременно способны нести противокорабельные ракеты. Надводные силы пакистанцев скорее всего будут осуществлять патрулирование в непосредственной близости к своим базам, без выхода далеко в море. По мере необходимости они смогут проводить минные постановки в своих территориальных водах в оборонительных целях.
     Пакистанская авиация, действующая с береговых аэродромов, будет, как считают индийские исследователи, представлять очень значительную опасность для индийских кораблей. Также перспективным для Пакистана вариантом, видимо, было бы нанесение внезапного воздушного удара по индийским кораблям в базах в сочетании с атаками сверхмалых подлодок итальянского образца, которых Исламабад имеет примерно 5 единиц. Уже ослабленный первым ударом индийский флот будет вынужден пройти через завесу из нескольких подводных лодок типа «Агоста» и «Дафне», вооруженных ПКР «Экзосет SM-39», при этом новые тяжелые потери индийцев представляются более чем вероятными. В случае такого начала войны Пакистан, по мнению специалистов, сможет уничтожить или вывести из строя несколько индийских боевых кораблей и подводных лодок, чем достигнет некоторого тактического успеха, ослабив индийские силы и замедлив их развертывание и выход в море. Тем не менее это ни в коей мере не изменит баланс в его пользу, так как индийцы ввиду подавляющего численного и качественного перевеса все равно сохранят потенциал, достаточный для достижения полного господства на море и овладения стратегической инициативой.
     При этом Пакистан должен исходить из того, что и при полном успехе первого удара достичь подобного результата повторно в ходе конфликта будет практически невозможно. Даже при гибели или выходе из строя единственного индийского авианосца («Вираат» с 12-15 самолетами «Си Харриер» на борту) у Дели останутся значительные воздушные силы для обеспечения действий флота и даже ударов по пакистанским базам, хотя в таком случае ВМС Индии и будут серьезно ослаблены. К тому же сами пакистанские силы едва ли отделаются малыми потерями даже при самом благоприятном начале боев. Да и осуществление воздушного удара по главной индийской базе - Бомбею - достаточно проблематично, так как Пакистан имеет не так много самолетов, способных достигать этого района без дозаправки в воздухе, если не считать «Орионов» и «Атлантик», которых пришлось бы в таком случае отвлекать от их непосредственных задач. (Все остальные индийские военно-морские базы на Западном побережье - Мармаган, Кочин, Тривандрам - в еще меньшей степени досягаемы для пакистанской авиации, не говоря уже о базах Восточного побережья - Вишакхапатнаме, Мадрасе и Калькутте). С другой стороны, эти самолеты могли бы весьма эффективно действовать, прикрытые своей авиацией в районах, более близких к побережью. Американские F-16 и французские «Миражи» могут достичь Бомбея, но если их задействовать в начале конфликта для такого удара, то сухопутный фронт окажется лишен значительной части современных самолетов. Да и переброска F-16 на юг явно будет замечена индийской разведкой (все 36 этих самолетов в настоящее время базируются в Пенджабе близ городов Камра и Саргодха).
     То есть даже при наиболее выгодном для Пакистана варианте индийский флот сохранит подавляющее превосходство. Если же первый удар нанесет Индия, то само существование ВМС Пакистана как организованной силы может быть поставлено под вопрос в первые же дни конфликта.
     Как уже отмечалось выше, стороны будут стремиться не допустить перерастания конфликта, в том числе и вооруженного, в ядерную войну. Если же ядерное оружие будет все же применено, то прогнозировать последствия этого практически невозможно.
     При невероятной плотности и численности населения, практически отсутствующей системе его защиты от оружия массового поражения, крайне низком среднем образовательном уровне масс и в этой связи незнании ими элементарных санитарных норм, не говоря уже о знании правил защиты от ОМП (в том числе и ядерного), в условиях слабого охвата страны медицинским обслуживанием, учитывая и то, что большинство людей проживают в непрочных ветхих строениях, даже один ядерный взрыв средней мощности вызовет людские потери, исчисляемые сотнями тысяч, если не миллионами, причем практически вне зависимости от того, будет ли удар нанесен по городу, скоплению войск, военному объекту или средствам ядерного нападения (при этом мощь вооруженных сил может пострадать и не очень сильно). Поэтому едва ли будет преувеличением предположить, что обмен ядерными ударами с применением каждой из сторон хотя бы двух десятков зарядов повлечет настоящее опустошение территорий с населением 200 - 300 млн. человек, полное разрушение там и без того слаборазвитой коммунальной и транспортной инфраструктуры, грандиозные эпидемии (даже сейчас летние вспышки тифа или холеры в том же Дели считаются нормой), проблемы с миллионами беженцев, хаос в управлении, а вероятно, и серьезные гражданские беспорядки. Из-за достаточно слабого развития систем связи у индийцев и пакистанцев управление войсками будет, очевидно, нарушено полностью, и боевые действия могут утратить организованный характер.

     В любом случае война между Индией и Пакистаном, даже и без применения ядерного оружия, повлечет весьма большие потери как среди военнослужащих обеих стран, так и среди мирных жителей, а ущерб для экономики будет означать тяжелейший кризис, если не полный крах. Вероятно, понимание этого не позволит правительствам в Исламабаде и Дели пойти на поводу у шовинистов и «ястребов» с обеих сторон и склонит их в конце концов к шагам по нормализации обстановки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker