на главную страницу

1 Июня 2002 года

Армия сегодня

Суббота

На «губе» губу не раскатаешь

Евгений ЛИСАНОВ, «Красная звезда».



Помню, когда служил срочную, частенько слышал от сослуживцев: «Кто не был на гауптвахте, тот не служил и в армии». Правда, говорили так те, кто никогда туда не попадал. А вот у ефрейтора Дениса Кудрешова, с которым мы познакомились на гауптвахте Московского гарнизона, на этот счет свое мнение.

     Еще совсем недавно этот паренек служил в штабе Московского военного округа на должности старшего электрика-дизелиста. Все бы ничего, да прослышал, что хотят его перевести на новое место службы, в Нижний Новгород. Ох, как не хотелось ехать в далекую и неведомую воинскую часть где-то в глубинке! Как быть? Недолго думая, решил пуститься в бега. Направился Денис домой, в подмосковный Ногинск.
     Больше месяца отдыхал, а когда надоело, решил вернуться в часть...
     «Самоволка» - тяжелое воинское преступление. В начале апреля состоялся суд над ефрейтором Кудрешовым. Адвокаты настаивали на условном сроке (явка с повинной, по их мнению, должна была смягчить приговор), но судьи расценили иначе: полгода дисбата. Отбывать срок Кудрешов будет в одной из частей Мулинского гарнизона, что недалеко от Нижнего Новгорода. «Если бы знал, что все так закончится, - признается ефрейтор, - никогда бы не убежал».
     А пока Денис коротает время в одиночной камере в ожидании вступления приговора в силу. Но и здесь жизнь, что называется, не сахар. Подъем в пять утра. Четыре часа - усиленная строевая подготовка. Иногда из постояльцев этого заведения формируют команды для хозяйственных работ. Ну а в свободное от работ и строевой время штрафники штудируют в камере воинские уставы. Так что выражение «сидеть на гауптвахте» не совсем соответствует действительности.
     Кстати, совсем недавно гарнизонная гауптвахта отметила новоселье, въехав в отремонтированное одноэтажное здание на Краснокурсантском проезде, что неподалеку от станции метро «Красные ворота». Между тем это уникальное учреждение - одно из старейших, со своей необычной историей.
     Зародилась единая гарнизонная гауптвахта 13 июля 1921 года. До этого нарушители воинской дисциплины содержались на гауптвахтах военкоматов и частей. Основное предназначение - прием и содержание арестованных и находящихся под следствием или судом военнослужащих частей и учреждений, расположенных на территории гарнизона. И располагалась она в историческом месте города - на Крутицком подворье, вблизи Алешкинских казарм.
     Удивительно переплетена история гарнизонной гауптвахты с историческими личностями. Так, в конце июля 1953 года в течение трех суток под охраной офицеров управления здесь находился Лаврентий Берия. Даже после ареста его побаивались. Поэтому охраняли не солдаты, а старшие офицеры под руководством начальника караула генерал-лейтенанта Павла Федоровича Батицкого.
     Новое место прописки гарнизонная гауптвахта получила в феврале 1996 года на территории комендантского полка в Лефортово, где проработала три года. Тут она успешно справлялась с поставленными задачами, пропуская через себя до 3 тысяч человек в год. Но в связи со строительством 3-го автомобильного кольца, которое должно проходить по подземному туннелю под территорией комендантского полка, было принято решение переместить гауптвахту в одну из воинских частей, что в Теплом Стане. В апреле нынешнего года, когда строительные работы завершились, гарнизонная гауптвахта вернулась на свое прежнее место.
     - Всех наших «подопечных» можно разделить на две категории: арестованных в дисциплинарном порядке и осужденных военным судом, а также заключенных с санкции прокурора (подозреваемые, обвиняемые), - говорит начальник гауптвахты Московского гарнизона подполковник Евгений Коновалов. - И, замечу, не только рядовые и сержанты-срочники - наши «клиенты». Бывает, что попадают и прапорщики. Для них оборудована отдельная камера.
     Еще реже попадают сюда офицеры, скажем, за нарушение общественного порядка. Среди задержанных могут оказаться и лейтенант, и даже полковник. А вот генералов на «губу» доставлять не принято. Впрочем, необходимости в этом, слава Богу, не возникает. Да и проштрафившиеся офицеры долго не засиживаются. Согласно Уставу гарнизонной и караульной служб их могут задержать на сутки. Утром выясняют обстоятельства задержания, сообщают по месту службы...
     Об архитектурных особенностях гауптвахты следует сказать особо. Это одноэтажное здание, расположенное, как уже отмечалось, на территории комендантского полка, обнесено высокими стенами и колючей проволокой. Рядом с небольшим плацем - смотровая вышка. Камеры полностью изолированы от внешнего мира.
     16 камер наблюдения осуществляют контроль за происходящим внутри охраняемой зоны. А вся видеоинформация поступает на мониторы начальника гауптвахты, начальника караула и дежурного по караулу. Так что сбежать отсюда, заверили офицеры, практически невозможно.
     С нарушителями разговаривать запрещается категорически. Эти строгости отнюдь не прихоть командования. Столь жесткие меры предосторожности подсказала сама жизнь. Здесь припомнили случай, происшедший несколько лет назад. Во время этапирования задержанного в прокуратуру дорогу конвою перегородили машины. Незнакомцы попытались войти в контакт с начальником конвоя. Тщетно. Тогда в адрес офицера посыпались угрозы. Парень не растерялся и открыл предупредительный огонь. Во время разбирательства инцидента выяснилось, что еще на гауптвахте кто-то из солдат срочной службы вошел в контакт с нарушителем. Завязались отношения. И в конце концов о предстоящем визите к прокурору узнали земляки задержанного. Так что малое нарушение обернулось громким скандалом.
     О проблемах говорить не хотелось бы - набило оскомину. Хотелось бы от них убежать, отгородиться, но они настолько отчетливо видны, что грех умалчивать. Справедливости ради отметим: многие решены. Есть здесь и свой медпункт, и квалифицированные юристы. Рацион, понятно, не ресторанный, но пища калорийная и питательная (в чем убедился сам). Конвойных обеспечивает комендантский полк. Правда, некоторые молодые офицеры-двухгодичники, заступающие в наряд по гауптвахте, не всегда могут похвастать знанием специфики службы здесь. Но это дело наживное. А вот мизерная зарплата офицеров стимулом к службе отнюдь не является. Капитан Павел Крылов, например, в бытность командиром роты комендантского полка имел шестой разряд. Уже около года - заместитель подполковника Коновалова, однако разряд по должности у него... снизился аж на четыре ступеньки. Таким образом, формальное повышение по службе обернулось реальным похудением кошелька более чем на 200 рублей денежного довольствия (для военного сумма немалая). А обещанное июльское повышение окладов чуть ли не в два раза капитан Крылов да и многие офицеры ждут со смешанными чувствами. Ведь если ситуация в этом плане кардинально не улучшится, то они, как я понял из общения, намерены всерьез задуматься о применении своих знаний и навыков «на гражданке».
     ...О слабой дисциплине, неуставных взаимоотношениях, «дедовщине» в армии разговоров предостаточно. Недофинансирование Вооруженных Сил лишь отягощает эти проблемы, «размывает» уставные взаимоотношения. А потому гауптвахта, видимо, еще очень и очень долго остается хоть и не всеми любимым, но необходимым и важным атрибутом армейской службы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker