на главную страницу

1 Июня 2002 года

Культура

Суббота

Ускорение дал Байконур

Беседу вел Валерий КАЛИНИЧЕНКО, заслуженный работник культуры России.



Недавно в концертный зал «Россия» пришли, чтобы поздравить поэта-песенника Николая Денисова с 30-летием творческой деятельности, многие исполнители, композиторы, поэты... В праздничном концерте принимал участие лауреат международных и всероссийских конкурсов, заслуженный артист РФ Александр Ковалевский. Он выступал сразу и как певец, и как композитор. А после концерта ему пришлось еще и отвечать на вопросы представителя прессы.

     - Александр, с вашим исполнительским мастерством знакомы многие любители эстрадной песни. Поэтому нашим читателям будет интересно побольше узнать о том, как вы пишете музыку.
     - Я продолжаю концертную деятельность как певец. «Говорила матушка - рано не женись», «Чужая жена», «А дождь все льет», «Чашечка кофе», «Ганка»... Вот только некоторые песни из моего репертуара, которые можно услышать за свадебным столом, у туристского костра, в дружеской компании. Люди поют, чаще всего не зная, кто написал полюбившиеся строки, кто положил их на музыку. Обычно за той или иной песней у слушателей стоит лишь образ ее исполнителя. Но это меня, как композитора, не огорчает. Не только потому, что большинство песен в моем репертуаре собственного сочинения. Меня радует, что песни в моем исполнении затронули душевные струны слушателей, нашли отклик, вызвали положительные эмоции.
     - С какими еще поэтами, кроме Николая Денисова, вы сотрудничаете?
     - Юрий Гуреев, Борис Шифрин, Михаил Слуцкий. Ряд песен создан на стихи ушедшего от нас Давида Усманова. В содружестве с Андреем Дементьевым написана одна из лучших моих песен - «Молитва Шопена».
     Обращаюсь к поэзии Есенина. Большая дружба связывала меня с Владимиром Молоухиным. Он подарил мне сборник стихов, в котором своей рукой отметил некоторые странички. Эти стихи, по его мнению, следовало бы положить на музыку. Недавно закончил работу над одним из стихотворений - написал песню «Черемуха».
     - Чаще всего вы сами исполняете свои песни...
     - Не только. «Простите, мадам» - это песня из репертуара Иосифа Кобзона, которую всегда тепло встречают зрители. Молодая певица Татьяна Жукова представляла мою песню «Бал в Санкт-Петербурге» на Всероссийском фестивале «Шлягер-94» и стала его лауреатом. Написанные мною песни звучат в исполнении Л. Рюминой, А. Иошпе и С. Рахимова, М. Суворовой и многих других уважаемых мною артистов. К сожалению, нет возможности всех назвать. Ведь я написал уже около 150 песен, музыку к двум телевизионным фильмам. Недавно в цирке на Цветном бульваре состоялась премьера нового представления, музыка к которому также моя. Так вот и расширяю жанровую палитру в качестве композитора.
     - Что, на ваш взгляд, предопределяет нынешний статус Александра Ковалевского на музыкальном Олимпе?
     - Вся моя жизнь. Она складывается под знаком преданности музыке, верности ей, неустанному служению. А началось все с раннего детства. Играл на гитаре, аккордеоне. Школьная самодеятельность в небольшом украинском городке Балаклея, где родился. Музыкальная школа. Затем музыкальное училище. Стал учителем музыки в средней школе и одновременно руководил инструментальным ансамблем в городском Доме культуры. Призвали на военную службу, где с музыкой также не расставался - руководил армейским вокально-инструментальным ансамблем на Байконуре.
     - Насколько знаю, вы имели право на отсрочку от призыва. Чем же объяснялось желание надеть военную форму?
     - В армию шел с единственной целью - самоутвердиться. Я воспитывался в благополучной семье. Занимался любимым делом. В профессиональном отношении достиг того, чего хотел. Хотелось проверить и характер, испытать себя на трудностях. А где это можно сделать лучше, чем в армии, на Байконуре? Уже сам факт пребывания в Ленинске переполнял меня чувством гордости. Постоянно приходилось общаться с космонавтами. Мы, музыканты, присутствовали на всех торжествах, приемах, пресс-конференциях. Я объездил с концертами все стартовые площадки. Особенно сблизился с Павлом Романовичем Поповичем. Он так и называл меня: «Сынок». Встретились как-то на моем концерте. Узнал. Разговорились. Рассказал, что в музее космонавтики в Ленинске висит и мой портрет. Не знаю только, а сохранился ли сам музей сейчас?
     - Значит, армия для вас - не только тяготы и лишения, но и приобретения?
     - В армейских условиях, во-первых, я состоялся как мужчина. Во-вторых, здесь научился играть на всех духовых инструментах, в том числе на флейте. Очень много читал. Приучил себя к дисциплине. Все это потом ох как пригодилось в жизни. Да и как руководитель вокально-инструментального ансамбля стартовал именно там, на Байконуре.
     - При столь широком творческом диапазоне, при таких разносторонних интересах вам, наверное, трудно на кого-то ориентироваться в творчестве?
     - Затруднений такого плана не испытываю. Музыкальное образование совершенствовал на задушевных песнях Утесова и Шульженко. Своими учителями считаю Тухманова, Магомаева, «Песняров». Больше всего боялся остановиться в развитии. Самоуспокоиться означало для меня потерять все надежды на свершение заветной мечты о большой сцене. А вокруг было столько соблазнов. Я видел, как по-настоящему большие таланты, возомнившие, что достигли творческих вершин, погибали от вина, даже наркотиков. И только сильные натуры становились истинными мастерами. Поэтому хватался за любую возможность подняться в творческом росте хотя бы на ступеньку выше. Когда пригласили в ансамбль «Времена года» Горьковской филармонии, пошел не раздумывая.
     - Нельзя ли подробнее об этом периоде вашей жизни?
     - На первых порах совмещал работу звукорежиссера и грузчика. Потом был солистом, руководителем. За одиннадцать лет «Времена года» объехали всю страну от Курил до Бреста. Ансамбль побеждал на фестивале «Юность Балтики», на конкурсах в Ялте, Ленинграде, Сочи, Гере (ГДР). Стал лауреатом ХII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В начале 90-х, как и в целом по стране, на нашей эстраде начала буйно расцветать демократия. Развалились филармонии, для ансамблей, певцов не стало работы. Отношения между артистом и зрителем стали строиться на принципах шоу-бизнеса. Как раз в это время я переехал в Москву.
     - В потоке современного музыкального модерна ваше творчество словно островок чистого, понятного и необходимого народной душе непреходящего песенного искусства. Как вы формируете репертуар?
     - Исполняю на концертах в основном песни собственного сочинения. Охотно включаю в репертуар произведения других композиторов. Главное, чтобы песня была мелодичной, задушевной, пронизанной светлыми чувствами, добрым настроением. Вроде плачь, скрипка моя, плачь.
     - А в народе востребована сегодня такая высокая музыка?
     - Вот только некоторые адреса моих концертных площадок. Театр эстрады, Колонный зал, Дом ученых, концертный зал «Россия», дома культуры московских предприятий. Только что вернулся с гастролей по Крыму. Перед этим выступал с концертами в ряде районов Брянской области. В том числе с благотворительными. В Москве задержусь на несколько дней. Впереди новые встречи со своими слушателями в разных уголках нашей бескрайней России. Гастролирую по странам ближнего зарубежья. Езжу на Украину. Меня ждут встречи с любителями русской эстрадной песни в Николаевской и Херсонской областях. Так что высокая музыка имеет и прошлое, и будущее. Она будет востребованной всегда.
     - Александр, вы тепло вспоминали о службе в армии. Не забыт ли вами зритель и слушатель в погонах, особенно сейчас, в нелегкое для всей России время?
     - Связи с защитниками Отечества я сохранил. Часто выступаю с концертами в воинских частях. Недавно написал песню о ЦСКА. Руководство общества рассматривает возможность использования ее в качестве визитной карточки или даже гимна. В репертуаре несколько песен собственного сочинения о пожарных. Я ведь лауреат двух Всероссийских фестивалей «Пожарной песни». Среди моих друзей есть люди, которые укрощали чернобыльскую стихию.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker