на главную страницу

4 Июня 2002 года

Планета людей

Вторник

Финляндия: прощай, нейтралитет?

Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».



Все больше экспертов считают, что в ноябре на пражском саммите НАТО официальное приглашение к переговорам о членстве в альянсе в числе других получат три страны Балтии, и НАТО станет уже расширяться непосредственно за счет постсоветского пространства. Этот процесс не может не сказаться на внешнеполитических акцентах государств региона. Более того, он уже проявляет себя, например, в Финляндии.

     Конец «военного неприсоединения»
     Во времена «холодной войны» Финляндия официально оставалась нейтральной – между НАТО и Организацией Варшавского Договора. При этом страна имела особые отношения с СССР, с которым у Хельсинки был заключен договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. После распада Союза Финляндия избрала для себя путь на военное неприсоединение и проведение самостоятельной оборонной политики. Но в последнее время в Хельсинки начали говорить, что «Финляндия и НАТО имеют параллельные цели и интересы», что «членство в НАТО не является невозможным». Дошло даже до безапелляционного заявления: «Мы помолвлены, но день свадьбы еще не определен».
     На самом деле наблюдатели уже несколько лет говорят о позиции Финляндии относительно «неприсоединения» в прошедшем времени. После вступления в 1995 году в Европейский союз именно Финляндия стала не только одним из наиболее активных членов этой организации в целом, но и сторонником создания собственных европейских сил быстрого реагирования (так называемой Евроармии). Именно в период председательства Финляндии в ЕС на саммите в Хельсинки было принято официальное решение о начале строительства таких сил. Вполне естественным в этом ключе выглядело и назначение на должность первого председателя Военного комитета ЕС бывшего главнокомандующего оборонительными силами страны генерала Густава Хегглунда (на прошлой неделе он впервые в этом качестве побывал с визитом в Москве).
     Параллельно все большей интеграции Финляндии в Европейский союз, в том числе в военной области, в стране набирает обороты дискуссия по поводу ее возможного членства в НАТО. Некоторые эксперты говорят, что раз уж Финляндия медленно, но верно отходит от принципа военного неприсоединения, то ей необходимо вступать в Североатлантический альянс: «Суоми в состоянии решать самостоятельно вопросы своей безопасности, но НАТО все больше превращается в коллективную организацию безопасности, похожую на ОБСЕ или даже ООН и призванную решать вопросы глобальной безопасности и кризисного урегулирования». С другой стороны, открыто говорится, что «НАТО не нужна Финляндии для обеспечения собственной безопасности, но если мы хотим оказывать влияние на европейскую политику, то Суоми должна вступить в НАТО». Или: «Мы – западная страна, и если не вступим в НАТО, то останемся аутсайдерами». Но наиболее популярны высказывания типа: «Главное, чтобы нас не трогали и не мешали нам жить. Если для этого понадобится вступление в НАТО, это произойдет».
     При этом дискуссия периодически принимает довольно жесткие формы и выходит на самый высший уровень – к обсуждению вопроса подключаются президент и руководитель финского кабинета министров. Официальная позиция, которая не раз высказывалась главой государства Тарьей Халонен, заключается в том, что во время ее президентства о вступлении Финляндии в НАТО «не может быть и речи». Но что будет через два года, когда в Финляндии состоятся новые президентские выборы?

     Самостоятельная оборона и убедительная обороноспособность
     Пока же курс на самостоятельную оборону остается прежним. Финляндия располагает хорошо подготовленными, оснащенными и боеспособными оборонительными силами. Страна разделена на три оперативных командования (военных округа) – Западное, Восточное и Северное (штабы соответственно дислоцированы в Хомеенлинна, Миккели и Оулу). Они в свою очередь поделены на 12 районов обороны.
     В оборонительные силы организационно входят сухопутные войска (пехотные, танковые, инженерные части, подразделения полевой артиллерии, ПВО, связи, разведки, а также армейской авиации), ВМС (корабельные части и силы береговой обороны) и ВВС (авиационные и вспомогательные подразделения). В мирное время численность оборонительных сил страны – около 16.500 военнослужащих, больше половины которых – контрактники. Помимо этого, ежегодно проходят военные сборы около 30 тысяч резервистов. В военное время или в угрожаемый период численность оборонительных сил Финляндии может достигать 490 тысяч человек. В них входят также пограничные войска (около 22 тысяч человек в военное время).
     Основу сухопутных войск в военное время составляют 9 егерских бригад, две бронетанковые бригады и одна бригада береговой обороны. Все эти части получают самое современное, качественное и эффективное вооружение и боевую технику и являются наиболее боеспособными. Дополнительно к ним формируется еще 11 пехотных бригад, получающих, правда, уже не такое современное вооружение со складов и баз хранения военной техники. Вместе с тем практически всю территорию страны закрывают войска территориальной обороны – ополчение.
     На вооружении финских оборонительных сил наряду, к примеру, с французским и американским остается достаточно много оружия советского и российского производства. Например, основу финской броневой мощи составляют танки Т-72М1 и Т-55М (Хельсинки проводит переговоры относительно возможности участия Украины в их модернизации), БМП-1 и -2. Главным оружием системы ПВО страны является российский зенитно-ракетный комплекс средней дальности «Бук-М1» (в частности, именно «Буки» прикрывают Хельсинки), в войсках – около 100 ПЗРК «Игла» и «Игла-1».
     Финляндия предусматривает модернизацию систем наблюдения, воздушной поддержки, укрепление ВМС страны. В ноябре 2000 года, как сообщалось, финское военное ведомство подписало контракт с финско-шведским концерном «Патриа-Хэглунд» на поставку оборонительным силам страны 57 БМП. Следует подчеркнуть, что совместные финско-шведские проекты занимают особое место в деятельности оборонительных сил Финляндии. В частности, сейчас стороны активно прорабатывают вопрос о возможностях объединения систем слежения за морским и воздушным пространством двух стран, создания единой системы ПВО. Финляндия поддерживает и объединенного европейского производителя, что, в общем, учитывая особую значимость для страны членства в ЕС, неудивительно. Уже решено, что парк военно-транспортных, а в перспективе и ударных вертолетов будет обновлен продукцией объединения «Еврокоптер».
     Но до сих пор «сделкой века» в Финляндии, определяющей не столько огневую мощь ВВС республики, сколько ориентацию внешнеполитического курса страны, остается закупка в 1992 году 64 американских истребителей дальнего действия F/A-18 «Хорнет», которые и были ей поставлены в течение последующих нескольких лет. Тогдашняя министр обороны Суоми Элизабет Рен открыто говорила, что этот контракт был «политическим решением» и направлен он на постепенное вхождение Финляндии в орбиту НАТО. И за последние 5 лет Финляндия настолько преуспела в этом, что ее вступление в НАТО проблемой, в том числе и в виде весьма длительного переходного периода на стандарты альянса, похоже, не станет. Во всяком случае во всем существенном (вооруженные силы, законодательство, экономика и так далее) Финляндия для такого шага готова.
     За постепенным укреплением позиций НАТО в Финляндии стоят, естественно, США. В 1997 году еще президент Билл Клинтон заявил, что для Финляндии двери в НАТО открыты. В том же году официальный Хельсинки изменил определение своей политики безопасности с «военного неприсоединения и самостоятельной обороны» на «неприсоединение к блокам и убедительную обороноспособность». Так что в случае официального обращения Хельсинки к натовскому Брюсселю там с удовольствием примут в объятия «зоны стабильности и демократии» еще одну страну, непосредственно граничащую с Россией.

     С оглядкой на страны Балтии
     Особую роль в этом вопросе играют страны Балтии. Финляндия всячески поддерживает стремление Латвии, Литвы и особенно Эстонии интегрироваться в европейские структуры. Эта поддержка выражается в конкретных действиях, например помощи при строительстве вооруженных сил балтийских республик и прежде всего реализации их совместных военных проектов или передаче им пусть сильно устаревшего, но все же пригодного для использования различного вооружения.
     В Хельсинки не видят никакой угрозы со стороны будущего членства балтийских республик в Североатлантическом альянсе, даже несмотря на реальную возможность размещения на их территории военных баз и соответственно вооруженных сил в первую очередь США, а также других натовских государств. В качестве примера такого отношения можно привести слова главнокомандующего оборонительными силами Финляндии адмирала Юхани Каскеала: «Создается впечатление, что НАТО после окончания «холодной войны» отнесли к той же категории, что и Варшавский Договор. Три страны Северной Европы – Дания, Норвегия и Исландия – являются членами НАТО. Очень сложно представить, что они будут принимать решения, которые противоречили бы их системе ценностей, которую разделяет и Финляндия». Другое дело, что угрозу финны видят в возможном ухудшении отношений между Россией и НАТО, которое, как считали до последнего времени в Хельсинки, неминуемо должно было бы произойти при вступлении балтийских республик в альянс, особенно с учетом сохраняющихся проблем с русскоязычным населением. Но создание «двадцатки» и вообще сближение России и Запада на почве «совместной борьбы с совместными вызовами и угрозами», по мнению многих финских экспертов, снивелировала, во всяком случае пока, и этот вопрос.
     На таком фоне социологические опросы, проводимые в Финляндии, показывают, что население не горит желанием вступать в НАТО (в настоящий момент лишь 11 процентов финнов поддерживают вступление в альянс). Но, как известно, настроения населения могут изменяться в противоположную сторону весьма быстро, все дело в качестве и количестве пропаганды и идеологической обработке.
     А уж она, несомненно, ведется. И то же население видит, как наращиваются политические и военные связи Суоми и НАТО. Финляндия все чаще участвует в натовских учениях (на последних крупнейших маневрах в Польше «Стронг Ризолв-2002» она была представлена 270 военнослужащими и пятью «Хорнетами»). Самым серьезным образом расширяется сотрудничество Хельсинки с Североатлантическим альянсом и по линии программы «Партнерство ради мира». Более того, правительство страны, как сообщается, ведет переговоры с альянсом о развитии военной инфраструктуры Финляндии с учетом требований НАТО, включая возможность транспортировки войск и снаряжения блока через ее территорию. «Мы не даем НАТО карт-бланш на использование наших портов и аэродромов, - заявляет министр обороны Суоми Ян-Эрик Энестам, - но мы должны быть готовы к тому, что в случае кризиса это может понадобиться». Все эти доводы дают многим экспертам основания говорить, что Финляндия вступает в НАТО «через черный ход» или «тихой сапой»…
     Северная Европа в годы «холодной войны» оставалась самым спокойным регионом Европы. Пока положение дел сохраняется. В 1997 году Россия выступила с инициативой и в одностороннем порядке сократила на 40 процентов свои Вооруженные Силы на северо-западном направлении. Выполнила Москва и фланговые ограничения (Ленинградский военный округ), принятые ею по адаптированному Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Все это привносит в регион только стабильность и находит поддержку в его столицах.
     Конечно же, расширение НАТО за счет стран Балтии, а в последующем, возможно, и Финляндии, создаст совершенно иную геополитическую и военно-политическую обстановку непосредственно на границах России. И наша страна будет вынуждена предпринимать целый ряд мер, в том числе и военного характера, направленных на обеспечение национальной безопасности. Вместе с тем Москва постоянно показывает Хельсинки, что она дорожит сложившимися двусторонними отношениями. Лидеры двух стран часто контактируют, посол Финляндии в России – частый и желанный гость во многих высоких начальственных кабинетах. Реализуется несколько весьма крупных российско-финских проектов, в том числе и в такой важнейшей для всей Европы сфере, как энергетика. В свою очередь и политическая элита Финляндии, несмотря на возможные перемены во внешнеполитическом курсе, подчеркивает приоритет отношений с Россией, в которых, по обоюдным заявлениям сторон, «проблем нет». Сохранить их таковыми в условиях событий недалекого будущего становится еще одной важной задачей для российской и финской дипломатии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker