на главную страницу

6 Июня 2002 года

Тема номера

Четверг

Оборону крепит экономика

На вопросы "Красной звезды" отвечает первый заместитель председателя депутатской группы "Народный депутат", член Комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Вадим Булавинов

Виталий ДЕНИСОВ, "Красная звезда".



     Визитная карточка: Булавинов Вадим Евгеньевич родился 20 марта 1963 г. в г. Горький. Окончил Всесоюзный юридический заочный институт. С 1989 по 1994 г. - адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов. Депутат Государственной Думы первого созыва. В декабре 1999 года вновь был избран депутатом Государственной Думы.

     - Вадим Евгеньевич, Президент России в своем недавнем послании Федеральному Собранию заострил внимание на необходимости ускорения экономического развития страны. Чем, на ваш взгляд, вызвана такая постановка вопроса?
     - Вопрос об ускорении - веление времени. Не секрет, что нынешний рост внутреннего валового продукта России явно недостаточен. Оставляет желать лучшего и рост реальных доходов населения, а без этого роста невозможно увеличение товарооборота, что в свою очередь не приводит к возрастанию показателя ВВП. Президент обоснованно констатировал очевидный факт: правительство, к сожалению, недостаточно амбициозно в своих планах, далеко не все резервы задействованы. Нам необходимы не 3,5 и не 4 процента роста ВВП, а как минимум 8, чтобы перейти к более динамичному развитию. Это жизненно необходимо для страны. Ведь требуется решить многие социальные проблемы, накапливавшиеся годами, крепить оборонный потенциал, перевооружить армию.
     - А еще здравоохранение, образование, наука...
     - Да, на все это необходимы финансовые средства. Значит, следует ускорить экономическое развитие, что позволит пополнить доходную часть бюджета и соответственно увеличить возможности государства по финансированию приоритетных для страны программ.
     - А насколько реально надеяться на увеличение роста ВВП? Известно, что среди политиков существуют различные мнения на сей счет.
     - Это вполне возможно. На сегодняшний день и политики, и экономисты признают, что значительная часть денежного обращения находится в теневой сфере, так как существует множество барьеров, мешающих развитию промышленных предприятий, деятельности частных предпринимателей. Достаточно неудачно решен вопрос, связанный с амортизационными отчислениями, что мешает техническому переоснащению крупных предприятий. Существующая система налогообложения тормозит развитие малого бизнеса. Если устранить эти барьеры, экономика выйдет из тени, тогда и появятся возможности для решения социальных проблем, развития образования, здравоохранения.
     Резервов в экономической сфере у нас немало. Навести порядок в сфере тарифов естественных монополий как регуляторов ценообразования в стране. Установить такую схему налогообложения, которая стимулировала бы легальную работу предпринимателей, избавила их от необходимости укрывать доходы. Решить вопросы, связанные с программой вступления в ВТО в плане защиты интересов отечественных товаропроизводителей и принятия определенных протекционистских мер.
     А посмотрите, как у нас сегодня обстоят дела в лесной промышленности! До сих пор вывозим за рубеж "кругляк", хотя, если наладить обработку древесины, доходы от экспорта лесоматериалов возрастут на порядок... Имеющиеся экономические выкладки показывают, что выйти на уровень 7-8 процентов ежегодного роста ВВП вполне реально.
     - Видимо, свое слово в развитии отечественной экономики может сказать и оборонно-промышленный комплекс?
     - К сожалению, в сфере ОПК проблем сегодня множество. Но объективно его роль огромна, принимая во внимание протяженность границ страны и размеры территории, геополитические интересы государства, ситуацию на Северном Кавказе. Поэтому своевременны решения президента по развитию оборонно-промышленного комплекса, улучшению технического оснащения Вооруженных Сил.
     Загрузка ОПК позволяет не только надежно обеспечить собственную безопасность страны, но и зарабатывать большие деньги на экспорте вооружений. Наивно думать, что если мы ограничим экспорт, то нашему примеру последуют другие страны. К счастью, важность поддержки ОПК сегодня осознана, и Россия начинает возвращать свои позиции на мировом оружейном рынке. Вы знаете, что в бюджете 2002 года предусмотрено серьезное увеличение финансирования ОПК. В бюджет будущего года также предполагается заложить значительные средства на его поддержку и развитие.
     - Нередко высказывается мнение, что Россия стремительно теряет свои позиции в области наукоемких технологий. Действительно ли все так трагично?
     - Проблема, говоря откровенно, существует. Причина первая: недостаточное финансирование в этой области. Причина вторая: десятки тысяч наших ученых, талантливых специалистов, получив заманчивые предложения из-за рубежа, покинули Россию. Перемены возможны, если труд одареннейших отечественных специалистов будет оценен по достоинству.
     - В первой половине 90-х годов Нижегородскую область в СМИ называли нередко полигоном рыночных реформ. Как сегодня живет регион?
     - Если честно, неважно. Это касается и самого областного центра, который многие десятилетия на 80 процентов работал на "оборонку". Уникальный машиностроительный завод, производивший почти все виды современных вооружений, еле дышит. Знаменитый завод "Красное Сормово" вместо выпуска атомных подводных лодок, чтобы выжить, пытается заработать на производстве буровых установок для нефтяников. В тяжелом положении находится авиастроительный завод "Сокол", из цехов которого раньше выходили первоклассные боевые "МиГи". Аналогичная ситуация на других оборонных предприятиях региона. Все это сказывается на налоговых поступлениях в бюджет города и области, ограничивает возможности по финансированию сферы образования и здравоохранения. Вот вам и ответ на ваш вопрос о полигоне.
     - Значит, жалоб избирателей, обращений к вам, как депутату, немало. Что волнует людей прежде всего?
     - Девять десятых обращений касается жилищно-бытовых проблем. Простые граждане рассматривают депутата Государственной Думы не как законодателя федерального уровня, а как последнюю инстанцию, которая может защитить их от произвола местных чиновников, заставить решить конкретный вопрос: неисправен кран, протекает крыша, отсутствуют лампочки в подъезде... Людей, часто отчаявшихся найти справедливость, можно понять. Стараюсь помогать им в силу своих возможностей. Остальные обращения - это в основном предложения принять тот или иной закон о льготах, и лишь один процент обратившихся предлагает свое видение того или иного законопроекта, стремясь помочь мне как законодателю.
     - Часто ли к вам обращаются военнослужащие?
     - Постоянно. Каждую неделю - несколько обращений. Какие вопросы ставят передо мной избиратели в погонах, догадаться нетрудно: на первом плане вопросы социальной защищенности. К примеру, сдал квартиру в Белоруссии, а в России получить ее не может. Большинство писем по поводу задержек с выплатами денежного довольствия, пайковых, "боевых" для участников контртеррористической операции в Чечне. Пишут и из танкового соединения, и воины-связисты, и офицеры военных представительств оборонных предприятий - на территории моего избирательного округа воинских частей немало.
     - Судя по всему, проблемы военных, Вадим Евгеньевич, вы знаете не понаслышке. Как складываются отношения с командованием воинских частей?
     - Ситуации непонимания не возникало ни разу. Бывают сложные вопросы, которые стремимся решать сообща. Когда в Государственной Думе рассматривался вопрос об изменении порядка выплаты денежного довольствия, пришлось много общаться с командованием танкового соединения: вместе обсуждали различные варианты, спорили, как лучше гарантировать социальную защищенность военнослужащих и членов их семей исходя из реальных финансовых возможностей государства на нынешнем этапе. Я считаю, что при определении уровня денежного довольствия офицерскому составу должна учитываться специфика ратного труда.
     - Какое впечатление от общения с военнослужащими?
     - Регулярно общаясь с военными, не перестаю в какой-то мере удивляться мужеству и самоотверженности наших офицеров. Ситуация в войсках тяжелая, доходы низкие плюс к этому бытовая неустроенность, масса определенных военным укладом ограничений жизни. Но офицеры продолжают добросовестно защищать национальные интересы, поддерживать боеспособность своих подразделений, понимая, что их труд нужен России. Такие люди заслуживают искреннего уважения.
     - В эшелонах власти есть понимание того, что материальное положение военнослужащих надо радикально улучшать?
     - Установки президента по этому вопросу общеизвестны. Офицер должен получать больше государственного служащего такого же ранга. Но для качественного улучшения жизни военнослужащего нужен другой уровень финансовых возможностей государства. Решать проблемы армии за счет пенсионеров, учителей, врачей нельзя. Значит, возвращаясь к началу нашего разговора, надо поднимать экономику, увеличивать доходную часть бюджета, с чего мы и начали разговор.
     - Вадим Евгеньевич, а самому пришлось служить?
     - Да, в начале 80-х, в танковой дивизии Северной группы войск на территории Польши. До сих пор сохранил самые добрые воспоминания о том периоде жизни, хотя служить тогда было нелегко: напряженная боевая подготовка, учения, тревоги. Но армейская закалка помогает мне в жизни и сегодня.
     - Как вы относитесь к идее альтернативной службы? Нижний Новгород стал "испытательным полигоном"...
     - Для меня принятие закона об альтернативной службе - это промежуточная ступень от всеобщей воинской обязанности к комплектованию армии по контракту. По финансовым причинам Россия сейчас не может перевести Вооруженные Силы полностью на профессиональную основу. Значит, сохраняется служба по призыву. Но даже в этих условиях надо предоставить определенной малочисленной категории молодых людей возможность воспользоваться своим конституционным правом на альтернативную службу. У нас в обществе действительно есть ребята, которые в силу убеждений не могут брать в руки оружие. Пусть они будут привлечены к общественно полезным работам. С другой стороны, нельзя позволить разрушить существующую систему комплектования армии, мобилизационной готовности. Как мне представляется, закон об альтернативной службе должен учитывать все эти факторы.
     Что касается так называемого "нижегородского эксперимента", то это был элементарный пиар-ход накануне предстоящей избирательной кампании. Фактически 20 молодых людей сделали заложниками политических игр, организаторы которых озабочены отнюдь не интересами страны. Завоевать дешевый авторитет - вот что хотели авторы эксперимента.
     На настоящий момент Государственная Дума по закону об альтернативной службе в принципе уже определилась. Проходить альтернативную службу придется не менее 3 лет, и не только на социально полезных работах, но и в полувоенизированных формированиях вроде пожарной, таможенной службы, МЧС. Критерий отбора - доказательный, а не заявительный, чтобы правом на альтернативную службу не смогли воспользоваться те, кто просто решил уклониться от армии.
     - Как я понимаю, это не только ваше личное мнение, но и позиция депутатской группы "Народный депутат"?
     - Да, это точка зрения всей нашей депутатской группы, одним из руководителей которой я являюсь.
     - Что сегодня приоритетно в законотворческой работе "Народного депутата"?
     - Во-первых, наша депутатская группа намерена жестко настаивать на запрете частной собственности на землю для иностранцев. Это однозначное мнение всех членов нашей депутатской группы, и мы будем голосовать по этому вопросу консолидированно. Во-вторых, "Народный депутат" инициировал уже принятый в первом чтении законопроект о государственном регулировании тарифов естественных монополий. Именно государство должно устанавливать цены на электроэнергию, газ, то есть базовые величины, влияющие на ценообразование в целом. В-третьих, ревизия источников формирования дорожного фонда. Правительство правильно вышло с инициативой отменить все оборотные налоги, но надо также определить источники формирования фонда, который аккумулирует 210 миллиардов рублей.
     По военным вопросам в нашей депутатской группе линию определяет Андрей Иванович Николаев, возглавляющий комитет по обороне. Этот блок вопросов регулярно становится предметом обсуждения на заседаниях группы. Сейчас в рамках разработки проекта бюджета 2003 года идет подготовка предложений о серьезнейшем увеличении средств на национальную оборону. Работа над проектом бюджета начнется примерно через месяц.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker