на главную страницу

6 Июня 2002 года

Армия и общество

Четверг

Чтобы научить оружие "думать"

Александр МАНУШКИН, "Красная звезда".



     Не секрет, что эффективность использования авиационного вооружения во многом зависит от качества систем, управляющих ими. От простейших механических и электрических сбрасывателей бомб до суперсовременных прицельно-навигационных комплексов, использующих радиолокационную, тепловую, лазерную и другую технику, космическую связь, бортовые цифровые вычислительные машины, - таков путь развития систем управления оружием (СУО) за менее чем вековой период существования боевой авиации.
     Расширение номенклатуры вооружения, установка на борту самолета корректируемых авиабомб и управляемых ракет различного класса, увеличение точек их подвески на существующих и перспективных истребителях нового поколения заставило ученых и конструкторов искать нетрадиционные, новаторские пути создания систем управления оружием. Именно эти вопросы были в центре внимания в ходе научно-практической конференции представителей оборонных НИИ, КБ и серийных заводов "Проблемы развития унифицированных систем управления оружием", прошедшей в Курске. В ее работе приняли участие представители ОКБ имени П. Сухого, А. Микояна, А. Яковлева, Государственного НИИ авиационных систем, Раменского приборостроительного КБ, 22-го и 30-го ЦНИИ Минобороны РФ, ВАТУ им. Н. Е. Жуковского, разработчиков элементной базы и других организаций, участвующих в создании систем управления авиационным оружием.
     Место конференции выбрано не случайно. Курское ОАО "Прибор" (генеральный директор Александр Сапронов), ОКБ "Авиаавтоматика" (главный конструктор Владимир Тарасов) - признанные лидеры российской авионики в области создания СУО для российских боевых ЛА.
     Участники конференции рассмотрели и зарубежный опыт в этой области. В частности, отмечалось, что в США при создании бортового радиоэлектронного оборудования самолета пятого поколения JSF (F-35) используются многие технические решения с самолетов предыдущего поколения, например с F-22. В этом смысле и в России создан весомый задел, который может быть использован не только для модернизируемых аппаратов, но и послужит базой при создании перспективных СУО.
     К проработке концепции и вариантов реализации систем нового поколения в нашей стране приступили во второй половине 80-х годов, практически сразу после передачи в серийное производство истребителей
     МиГ-29 и Су-27. Тогда начались работы по модернизации этих самолетов в многоцелевые МиГ-29М и Су-27М (придание истребителю-перехватчику с оружием "воздух - воздух" дополнительных функций штурмовика с оружием "воздух - поверхность"). Перед разработчиками СУО возникли две проблемы, связанные с обеспечением подготовки и применения разных типов оружия на одном носителе. Сложность этой проблемы геометрически возрастает с расширением номенклатуры оружия и увеличением количества точек подвески. Вот еще почему ее нельзя решить простым наращиванием вычислительных и интерфейсных функций только бортовой центральной вычислительной машины в приемлемых для самолета массовых и габаритных характеристиках. Потребовалось изменить теоретический подход к проектированию СУО, создать новые моделирующую и стендовую базы.
     При этом необходимо сохранить важнейшую функцию системы управления оружием - обеспечение высокой безопасности боевого применения авиационного комплекса. Следует подчеркнуть, что в результате выполненных в России научно-исследовательских работ эти задачи были решены. ОКБ "Авиаавтоматика" совместно с ГосНИИ авиационных систем и другими соразработчиками создали задел, на базе которого удалось в сжатые сроки создать ряд систем, выпускаемых серийно и поставляемых уже сейчас инозаказчикам. Это СУО минимальной конфигурации для модернизируемых самолетов МиГ-21И. А также более мощные СУО 30ПК/ 30ПИ с бортовой цифровой вычислительной машиной разработки Раменского приборостроительного КБ и унифицированной аппаратной частью для истребителей Су-30МКК и Су-30МКИ.
     Несмотря на то что не все наработки предыдущего десятилетия внедрены в системы 30ПК/30ПИ, их функциональные возможности значительно возросли. Данные системы надежно обеспечивают работу отсутствовавшего в самолете Су-27 управляемого оружия "воздух - поверхность" с телевизионными, лазерными и пассивными ГСН. Эти системы осуществляют подготовку и пуск управляемого оружия более чем в два раза увеличенной номенклатуры и в полтора раза - по количеству обслуживаемых точек подвески. При этом объем аппаратной части 30ПК/30ПИ по сравнению с возможным вариантом реализации по концепции 4-го поколения уменьшился на 43 процента.
     Наличие научного задела ОКБ "Авиавтоматика" позволяет проводить поэтапное совершенствование СУО для модернизируемых самолетов Су-30 МКК/МКИ, МиГ-29 СМТ и их аналогов. К такому заделу относятся прежде всего наработки по концепции модульной проектно компонуемой СУО. На основе современной элементной базы и высоких технологий создан набор модулей, позволяющий компоновать из них СУО под конкретный летательный аппарат, номенклатуру его оружия и количества точек подвески. Сейчас завершается процесс внедрения их в серийно выпускаемые системы.
     Однако, как отметил главный конструктор ОКБ "Авиавтоматика" Владимир Тарасов, в настоящее время важнейшей задачей является разработка и внедрение СУО для самолетов 5-го поколения.
     Для этого должен быть решен комплекс проблем по созданию принципиально новых конструкторских решений, освоению перспективных технологий программного обеспечения и элементной базы.

     На снимке: МиГ-29 СМТ - многофункциональный истребитель, использующий широкую номенклатуру авиационного оружия.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker