на главную страницу

8 Июня 2002 года

Тема номера

Суббота

Стратегия военной школы

Генерал-лейтенант Николай ПАНКОВ, начальник Главного управления кадров - заместитель министра обороны РФ по кадрам



Система военного образования - необходимая и неотъемлемая часть военной организации государства. Она является основным источником комплектования офицерами Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Повышение эффективности ее функционирования отнесено Военной доктриной Российской Федерации к числу основных направлений развития военной организации государства.

     В настоящее время российские Вооруженные Силы вступили в период глубоких преобразований. Вместе с тем состояние подготовки военных кадров не отвечает предъявляемым требованиям ни в количественном, ни в качественном отношении. Опыт преобразований, проведенных в 1993-2002 гг., со всей очевидностью свидетельствует, что невозможно добиться кардинального решения ключевых проблем военного образования, если программы реформ ограничиваются только ведомственными рамками, а их финансирование планируется в пределах тех скудных средств, которые выделяются на содержание вузов и которых не хватает даже на покрытие их текущих потребностей. Это обусловлено тем, что главные вузовские проблемы носят, как правило, комплексный межотраслевой характер. По большей части они порождены «внешними» по отношению к вузам причинами, такими, как несовершенство действующего законодательства, снижение социального статуса офицеров, сокращение расходов на оборону и на содержание вузов, отсутствие должной координации в управлении военным образованием на межведомственном уровне и рядом других факторов.
     ПерваЯ проблема связана с ростом некомплекта офицеров в войсках. Особенно это касается первичных офицерских должностей. Военно-учебные заведения уже не в состоянии компенсировать ежегодную убыль офицеров с военной службы. Выпуск из вузов и соответственно численность обучающихся в них планируются на основе расчетной нормы убыли офицеров, составляющей 5-6 процентов в год от их общей численности. Эта норма успешно действовала на протяжении ряда десятилетий, когда средняя продолжительность службы офицеров составляла 20-25 лет. Равновесие этих двух показателей, ежегодной убыли и выпуска офицеров, обеспечивало до определенного момента успешное функционирование сложившейся системы подготовки военных кадров.
     Введенный в 1993 году контрактный порядок прохождения военной службы предоставил офицерам возможность увольняться через 5 лет после окончания вуза. Одновременно законодательно существенно расширен и сам перечень оснований для досрочного увольнения офицеров. В условиях неудовлетворительного материального положения большей части офицерского корпуса, низкого уровня социальной защищенности военнослужащих и падения престижности военной службы это привело к резкому увеличению масштабов досрочного увольнения молодых офицеров с военной службы. В результате численность увольняемых офицеров в 2-3 раза превышает расчетные показатели убыли. Положение усугубляется ростом отчисления курсантов из военно-учебных заведений, которое за последнее десятилетие возросло не менее чем в 2 раза. Этому способствует несовершенство законодательства, в том числе отсутствие гражданско-правовой ответственности военнослужащих в случае одностороннего расторжения или невыполнения ими условий контракта о прохождении военной службы.
     Анализ показывает, что при сохранении существующих тенденций увольнения офицеров и отчисления курсантов, прогнозируемая укомплектованность офицерами Вооруженных Сил только за счет выпуска из военно-учебных заведений составит в перспективе не более 50 процентов. Другие существующие источники пополнения офицерского корпуса не в состоянии, как показала практика последних лет, решить проблему фактической убыли офицеров.
     Вторая проблема связана со снижением уровня военно-профессиональной подготовленности выпускников военно-учебных заведений, особенно в части их практических умений и навыков. Это подтверждается практикой повседневной деятельности войск и опытом их применения в региональных конфликтах, а также результатами государственной итоговой аттестации и отзывами на выпускников вузов.
     Снижение качества подготовки офицеров во многом обусловлено изменением социально-экономической ситуации в стране и в Вооруженных Силах. За последнее десятилетие в результате снижения расходов федерального бюджета на оборону вузам выделяются средства, покрывающие не более 30-50 процентов их текущих потребностей. Практически не выделяются средства на развитие информатизации вузов, прекратилась модернизация учебной и материально-технической базы, которая морально и физически устарела и в большинстве вузов находится в неудовлетворительном состоянии, бoeприпасами и горючим вузы обеспечиваются на 50-60 процентов, в результате планы практического обучения курсантов, в том числе планы вождения, полетов, пусков и стрельб не выполняются.
     В ряде случаев отрицательно сказалось на уровне военно-профессиональной подготовки выпускников законодательно введенное в 1993 году обучение курсантов по двум специальностям: военной и родственной ей гражданской. Особенно остро эта проблема стоит в командных вузах, опыт которых показал невозможность в установленные сроки обучения в полном объеме и качественно реализовать образовательные программы по двум разнородным специальностям, не имеющим общего образовательного фундамента.
     Дополнительным фактором снижения качества обучения стал рост досрочного увольнения в запас преподавателей с учеными степенями в масштабах, превышающих их выпуск из адъюнктуры и военной докторантуры. Ситуация обострилась из-за снижения штатно-должностных категорий преподавателей-военнослужащих, низкого и не соответствующего законодательству уровня надбавок за ученую степень и ученое звание, а также отсутствия эффективных мер морального и материального стимулирования творческого труда военных педагогов.
     Третья проблема — несовершенство организационного и экономического механизмов управления системой военного образования и, как следствие, недостаточно рациональное расходование средств, выделяемых на подготовку офицеров.
     Структура управления военным образованием с многократным дублированием функций организационного и научно-методического руководства, нормативно-правового, ресурсного обеспечения и контроля недостаточно эффективна. Нет должной координации действий на межотраслевом уровне, что ведет к дублированию подготовки специалистов и содержанию малочисленных вузов. Не отвечает современным требованиям уровень информатизации управления военным образованием.
     Сложившийся порядок финансирования не позволяет осуществлять крупные межотраслевые инновационные проекты, направленные на комплексное решение ключевых проблем развития военного образования. В их числе проекты, связанные с привлечением к подготовке офицеров гражданской высшей школы, разработкой методологии комплексной оптимизации сети военно-учебных заведений, а также организационных и экономических механизмов управления военным образованием в стране и ряд других.
     Это наиболее важные проблемы, но существуют и многие другие, вытекающие из уже перечисленных.
     Кардинальное решение проблем военного образования, выведение его на качественно новый уровень потребовали принятия специальной государственной программы, осуществляемой по единому замыслу и позволяющей координировать действия федеральных органов исполнительной власти.
     Необходимость и своевременность принятия указанной программы диктуется также требованием опережающего развития системы военного образования по отношению к проводимой реформе военной организации государства. В соответствии с принятыми решениями с 2005 года начнется последовательный перевод Вооруженных Сил на контрактный порядок прохождения военной службы, в войска в массовом порядке начнут поступать современные образцы вооружения и военной техники. К этому времени должны быть подготовлены соответствующие военные кадры, способные руководить вверенными подразделениями и частями в новых условиях.
     Понимая проблемы и трудности военной школы, роль и место офицерского корпуса в военном строительстве, президент Российской Федерации, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Владимир Владимирович Путин в июле 2000 года принял решение о разработке Федеральной программы реформирования системы военного образования в российской Федерации на период до 2010 года. Вокруг программы было много споров, ее целесообразность ставилась под сомнение в Минэкономразвития и Минфине России. Однако взяла верх политическая воля Президента России.
     Программа утверждена постановлением Правительства России от 27 мая 2002 г. № 352. Координатором программы определено Министерство обороны, а основным разработчиком стало Управление военного образования. В реализации программы принимают участие федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем составе военно-учебные заведения: МВД, МЧС, Федеральная служба Железнодорожных войск. Федеральная пограничная служба, Спецстрой России и Федеральное агентство правительственной связи и информации. Вся работа будет проводиться в тесном контакте с Министерством’ образования с учетом принимаемых государством мер по совершенствованию системы профессионального образования в России.
     Программа базируется на трехсотлетнем опыте развития российской военной школы, сохраняет преемственность с программой совершенствования системы военного образования в Министерстве обороны, принятой в 1998 году. Она не предусматривает коренной ломки существующей системы подготовки военных кадров, а направлена на ее модернизацию, адаптацию к новым социально-экономическим условиям, к новому облику военной организации государства, изменившимся задачам, структуре и численности Вооруженных Сил и порядку прохождения военной службы. Исходя из этого определена главная цель программы - приведение количественных и качественных параметров существующей системы военного образования в Российской Федерации в соответствие со структурой, численностью и задачами Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.
     В ходе реализации программы предстоит решить три основные задачи: создать условия для полного удовлетворения потребностей военной организации государства в офицерах и обеспечить рациональное использование средств, выделяемых на их подготовку; повысить качество подготовки офицеров, привести уровень их профессиональной подготовленности в соответствие с требованиями военно-профессиональной деятельности и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области профессионального образования; повысить эффективность и качество управления военным образованием.
     Реализация указанных задач затрагивает все составные части существующей системы военного образования и будет проводиться поэтапно: первый этап - 2003-2005 годы, второй - 2006-2010 годы. Главная задача первого этапа - на основе проведенных научных исследований создать организационно-правовые и социально-экономические условия для совершенствования системы военного образования. На втором этапе будет проведена ее полномасштабная модернизация.
     Наиболее сложной является задача полного удовлетворения потребностей военной организации государства в офицерах. Ее нельзя решить только за счет увеличения их выпуска из военно-учебных заведений. В сложившихся условиях для этого потребовалось бы в 2-3 раза увеличить численность слушателей и курсантов и соответственно увеличить расходы на содержание вузов. Кроме того, с учетом установленной предельной численности Вооруженных Сил пришлось бы пойти на адекватное сокращение боевого состава войск, что также недопустимо.
     Для решения этой проблемы программой предусмотрен широкий комплекс мер. Будет внесен ряд изменений и уточнений в действующее законодательство, направленных на увеличение минимальной и средней продолжительности военной службы офицеров, на сокращение масштабов отчислений курсантов в процессе учебы.
     Во-первых, предполагается увеличить продолжительность первого контракта, заключаемого курсантами вузов, с пяти до десяти лет военной службы после окончания вуза. Для такого увеличения есть ряд оснований.
     Огромные средства, вкладываемые в систему военного образования, должны целенаправленно и эффективно работать в интересах государства. А пятилетний срок первого контракта, равный продолжительности учебы в вузе, ущемляет интересы Вооруженных Сил, поскольку он не компенсирует затрат на обучение и содержание курсанта, которые в 2-3 раза превышают затраты на обучение студента в гражданском вузе. Малый срок первого контракта ориентирует молодых офицеров на временный характер военной службы. Он противоречит главной задаче системы военного образования: готовить офицеров как профессионалов военного дела, сознательно и добровольно избравших для себя военную профессию и посвятивших жизнь служению Отечеству. И, наконец, срок первого контракта и неопределенность в отношении заключения офицерами последующих (новых) контрактов затрудняют прогнозирование реальной убыли офицеров, исключают возможность устойчивого и рационального планирования подготовки военных кадров.
     Во-вторых, предполагается законодательно уточнить статус курсантов как военнослужащих до и после заключения ими контракта, также пересмотреть основания и порядок их отчисления из военно-учебных заведений. Такие основания для отчислений, как недисциплинированность, неуспеваемость и нежелание учиться, должны применяться только до заключения курсантами контракта о прохождении военной службы, а после заключения контракта на них в полном объеме должны распространяться права и обязанности военнослужащего-контрактника. В соответствии с этим недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться должны рассматриваться как невыполнение курсантом или отказ от выполнения условий заключенного им контракта со всеми вытекающими последствиями.
     И, в-третьих, будет разработан реальный, законодательно закрепленный механизм гражданско-правовой ответственности военнослужащих за невыполнение ими условий контракта. Этот механизм должен действовать как в период обучения в вузе, так и после его окончания.
     В целях сокращения отчислений курсантов в процессе учебы намечен комплекс мер по повышению эффективности работы по военно-профессиональной ориентации молодежи, улучшению качества профессионального отбора кандидатов и психологического сопровождения курсантов в процессе учебы.
     Перспективным истоЧником пополнения офицерского корпуса может и должна стать гражданская высшая школа, возможности которой в этих целях сегодня практически не используются. Введению такой формы подготовки офицеров будет предшествовать эксперимент на базе трех разнопрофильных гражданских вузов. Он позволит определить оптимальную организацию и систему финансирования такой подготовки, порядок и сроки заключения контракта, и на этой основе внести соответствующие изменения в действующее законодательство, разработать необходимые нормативные правовые акты.
     Реализация этой меры будет иметь большое социальное значение. В условиях, когда высшее образование все более переходит из разряда общедоступного в сферу платных элитных услуг, это расширит возможности получения бесплатного высшего образования для средне- и малообеспеченных слоев молодежи. К тому же военное ведомство решает проблему трудоустройства выпускников: оно гарантирует их назначение на соответствующие воинские должности после окончания вуза.
     Задача повышения качества подготовки офицеров будет решаться по многим направлениям. Важнейшее из них - приведение содержания военного образования в соответствие с требованиями государственных образовательных стандартов и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников по их должностному предназначению. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Разработан и министром образования России утвержден государственный образовательный стандарт по специальности «Управление персоналом», ориентированный на подготовку офицеров - дипломированных специалистов командного профиля различных видов и родов войск Вооруженных Сил, для других войск, воинских формирований и органов. Срок обучения - не менее 4 лет. Анализ нового госстандарта показывает, что он предоставляет вузам широкие возможности для формирования образовательных программ, обеспечивающих оптимальное сочетание общих требований, предъявляемых к командирам, с профессиональными требованиями, диктуемыми особенностями вооружения, военной техники и задач, решаемых конкретным видом или родом войск. С нового учебного года подготовка офицеров по новой специальности начнется в ряде военных институтов Сухопутных войск.
     Второе направление - наращивание научно-педагогического потенциала вузов. Задача состоит в том, чтобы во всех вузах поднять укомплектованность педагогических коллективов учеными до уровня, отвечающего показателям государственной аккредитации высших учебных заведений. В военных академиях и военных университетах необходимо иметь не менее 60 процентов преподавателей с учеными степенями и (или) учеными званиями, в военных институтах - не менее 55 процентов. В этих целях наряду с увеличением масштабов подготовки ученых будут приняты меры по повышению социального статуса преподавателей вузов, материальному стимулированию педагогического труда. В первую очередь это касается приведения в соответствие с действующим законодательством размеров надбавок, выплачиваемых военным педагогам за ученую степень и (или) ученое звание. Другим стимулирующим фактором должно стать законодательно установленное право присваивать военным ученым воинское звание на одну ступень выше предусмотренного штатом для занимаемой должности.
     Третье направление работы направлено на ликвидацию серьезного отставания военных вузов в области информатизации обучения, приведению информационно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствие с показателями государственной аккредитации и требованиями к условиям реализации образовательных программ. Планируется значительно обновить библиотечные фонды, на конкурсной основе разработать и издать новое поколение учебников по военно-профессиональным дисциплинам, закупить и поставить в военно-учебные заведения общевузовские учебники, предназначенные для обеспечения федерального компонента образовательных программ. Будет решаться проблема оснащения военно-учебных заведений аппаратно-программными средствами, средствами разработки и тиражирования электронных учебных материалов с задачей накопления электронных образовательных ресурсов и создания в перспективе электронных библиотек. Военно-учебные заведения получат доступ к сети Интернет.
     Четвертое направление связано с необходимостью модернизации всех основных элементов учебной материально-технической базы.
     В решении задаЧи совершенствования организационного и экономического механизмов управления военным образованием предусмотрена реализация двух задач. Первая связана с отсутствием должной координации действий федеральных органов исполнительной власти в области военного образования. Возложенные на Министерство обороны функции координации их деятельности в этой области остаются практически нереализованными. Нет согласованных подходов к формированию перечней военных специальностей и содержания военного образования. Порочность такой несогласованности проявилась в ходе контртеррористической операции в Чеченской Республике, когда офицеры различных силовых министерств и ведомств не всегда находили общий язык при организации и ведении боевых действий, осложнялось взаимодействие разнородных сил и средств.
     Изолированность образовательных систем ведет также к нерациональному расходованию средств на подготовку офицеров по дублирующим специальностям, на содержание избыточного количества малочисленных вузов. Практически отсутствует интеграция в формировании нормативного-правового обеспечения деятельности вузов, в проведении научных исследований по проблемам военного образования, в организации информационно-методического обеспечения, в том числе при разработке учебников и учебных пособий и в ряде других важнейших направлений функционирования военной школы России.
     Важным шагом на пути совершенствования руководства подготовкой военных кадров будет создание единой (сопряженной) информационной среды управления военным образованием федеральных органов исполнительной власти. Это даст возможность обеспечить на межведомственном уровне координацию управления общими вопросами военного образования и в целом повысить оперативность и эффективность принимаемых решений.
     Реализация второй задачи направлена на более рациональное и экономное расходование средств, выделяемых на подготовку военных кадров. В целях минимизации затрат планируется осуществить большой комплекс мер.
     В их числе: оптимизация перечня военных специальностей, сокращение количества воинских должностей, комплектуемых младшими офицерами с высшим профессиональным образованием, за счет увеличения числа должностей, замещаемых прапорщиками (мичманами) со средним профессиональным образованием; проведение комплексной оптимизации сети военно-учебных заведений, устранение ее избыточности и приведение в соответствие со структурой и численностью военной организации государства; передача гражданской высшей школе части кадрового заказа на подготовку офицеров по некоторым военным специальностям; предоставление вузам больших возможностей для привлечения дополнительных внебюджетных средств на основе осуществления платной образовательной и других видов платной деятельности.
     Снижению удельных расходов на подготовку офицеров будут способствовать также уменьшение сроков обучения по отдельным специальностям с 5 до 4 лет, сокращение отчислений курсантов в процессе учебы, широкое внедрение в образовательный процесс ресурсосберегающих технологий обучения и ряд других мер.
     В результате преобразований системы военного образования будут созданы организационно-правовые и экономические условия эффективного функционирования системы военного образования в соответствии с потребностями военной организации государства в офицерах; оптимизируется сеть военно-учебных заведений, улучшится состояние материально-технической базы и информационно-методического обеспечения образовательного процесса, повысятся квалификация и степень укомплектованности должностей преподавательского состава.
     Система управления военным образованием в Российской Федерации в целом станет эффективнее.
     Таковы задачи, основные мероприятия и ожидаемые конечные результаты программы. Ее финансирование будет осуществляться за счет средств федерального бюджета по разделу «Военная реформа». Объем ассигнований на реализацию мероприятий первого этапа программы, за исключением расходов на мероприятия по оптимизации сети военно-учебных заведений, составляет 401,4 млн. рублей. Объем ассигнований на реализацию второго этапа будет определен с учетом результатов выполнения мероприятий первого этапа.
     Итак, военная школа России впервые за свою историю получила документ государственного уровня, определяющий стратегию ее развития на ближайшее десятилетие. Главная задача сегодня - претворить запланированное в реальные дела, в конкретные результаты. При этом необходимы максимальная опора на накопленный богатейший опыт и традиции обучения и воспитания слушателей и курсантов, на основательные научные исследования и достоверные эксперименты. Успех преобразований во многом будет зависеть от широкого участия в реформе руководящего и научно-педагогического состава военно-учебных заведений, слушателей и курсантов, ветеранов военного образования, наиболее заинтересованных в преобразованиях военной школы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker